Цена и ценообразование

Занятие 10. Предпринимательская деятельность в растениеводстве

Цель занятия: формирование знаний о предпринимательской деятельности в растениеводстве.

Задачи:

- раскрыть понятия «предпринимательство», «предпринимательская идея»;

- познакомить с механизмом ценообразования;

- научить составлять бизнес-план;

Понятие о предпринимательстве

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Бизнес (англ. business — «дело», «предприятие») — деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. В русском языке слова предпринимательство и бизнес синонимичны. Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Мы с вами рассмотрим предпринимательство в сфере сельского хозяйства.

Предпринимательская идея -это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания иметь тот или иной товар, который будет произведен предпринимателем. Таким образом, идея - это четкое представление о том, как и путем каких конкретных действий предпринимателя потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена.

Предпринимательская идея имеет две особенности:

- без ее наличия предпринимательская деятельность вообще не возможна;

- любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.

Деятельность предпринимателя предполагает создание базы идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение - приступать или не приступать к ее практической реализации. Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:

1) первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;

2) сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;

3) проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на  рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству; возможной цены реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;

4) вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;

5) принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Итак, предпринимательская идея - это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход от нововведения (инновации).

Цена и ценообразование

В условиях рыночной экономики цена служит важнейшим экономическим параметром, характеризующим деятельность предприятия. Для любого хозяйствующего субъекта, работающего на рынок, вопрос о ценах – это вопрос существования и благополучия.

Механизм ценообразования представляет собой способ формирования новых цен и изменения действующих с учётом влияния ценообразующих факторов. Различают два подхода к формированию цен:

- затратный (производственный). Основу цены товара составляют производственные затраты, связанные с его выпуском;

- рыночный. Определяющими факторами становятся конъюнктура рынка, спрос и предложение.

Сущность затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек производства и обращения. Но отсюда не следует, что цена товара равна сумме затрат на производство и реализацию продукции. Затратный механизм ценообразования учитывает, что производитель и продавец товара должны не только возмещать, но и получать прибыль. Соответственно формула цены, определённой на основе затратного подхода, будет иметь вид, руб.:

Ц = С + П,

Где С – средние издержки производства и реализации единицы продукции, руб., П – прибыль, руб.

Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена устанавливается путём выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами – продавцом и покупателем, интересы которых сталкиваются на свободном рынке.

3. Система цен на продукцию сельского хозяйства

Система цен – это взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен. Повышение или понижение одной из них, как правило, вызывает изменения на уровне других цен.

Особую роль в формировании цен на продукцию с.х. играют цены на промышленные товары (технику, удобрения, топливо и т.д.) и тарифы транспорта. Их повышение приводит к росту цен в сельском хозяйстве.

В зависимости от сферы торговля или характера обслуживаемого оборота цены делятся на:

1. Оптовые – это цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговля. По этим ценам производители реализуют продукцию торговым организациям либо друг другу.

2. Розничные – это цены, по которым товары продаются в розничной торговле. Они обычно бывают выше оптовых цен на величину торговой надбавки, за счёт которой компенсируются издержки обращения и создаётся прибыль организаций розничной торговли.

3. Закупочные – цены, по которым государство закупает продукцию у сельхозпроизводителей для своих нужд.

4. Регулируемые – цены, уровень, динамика и порядок которых регулируются государством. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое – установление фиксированных предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

Факторы, влияющие на цены на сельскохозяйственную продукцию:

- конъюнктура рынка, спрос и предложение;

- государственное регулирование цен;

- издержки производства и реализации продукции;

- конкуренция;

- качество продукции;

- сроки и каналы реализации продукции.

Бизнес-план

Бизнес-план - это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого либо проекта или создания новой фирмы.

Планы осуществления предпринимательских проектов, связанные с получением прибыли, называют бизнес-планами.

Если предприниматель начинает свое дело, не имея бизнес-плана, вероятнее всего его ждет неудача. Как показывает практика, бизнес-план нужен очень многим: и тем, кто будет финансировать проект, и тем деловым партнерам, которые будут помогать проект осуществлять, и наемным работникам, и главное — самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

Бизнес-план призван наметить желаемую и практически осуществимую картину предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Под бизнес-планом понимается программа хозяйственной деятельности и получения на ее основе прибыли.

На первоначальном этапе цель крестьянского (фермерского) хозяйства можно описать всего одним словом — выживание. А для этого надо закрепиться на трех рынках: рынке товаров и услуг, финансовом рынке и рынке рабочей силы.

    Бизнес-план позволяет определить:

- жизнеспособность будущего предприятия;

- конкретные цели, которыми предприниматель будет руководствоваться на этапе становления предприятия;

- возможность получения финансовой помощи от вкладчиков.

Возможен вариант, когда потенциальный фермер, составив бизнес-план, придет к выводу, что препятствия на пути к успеху слишком серьезны и от имеющейся идеи бизнеса лучше отказаться. Конечно, не самый приятный вывод, но все же он более уместен в момент, когда создание предприятия только планируется, чем тогда, когда уже затрачены деньги и время.

Фазы планирования:

1. Постановка проблемы. (Выбор сферы деятельности)

2. Постановка цели. Создавая свой бизнес, необходимо, хотя бы в общих чертах представлять тот уровень перспективы развития хозяйства, которого вы хотите достичь.

3. Рассмотрение имеющихся альтернатив (взаимоисключающих вариантов) Хороший предприниматель принимая решение всегда анализирует множество альтернатив, не замыкаясь на одном единственном варианте. Лучше затратить больше времени на принятие решения и затем относительно легко его реализовать, чем наоборот.

4. Выбор решения из альтернатив. Анализ возможных перспектив хозяйства помогает выбрать лучшее решение. Для этого нужно сформулировать критерии для выбора, а также учесть существующие условия ограничения (возможности финансирования, получения необходимого сырья, инструментов, сбыта ит.д.)

5. Составление предварительного плана. Здесь предприниматель «приземляет» свой выбор, сделанный на предыдущем этапе в соответствии с имеющимися ресурсами: материальными, трудовыми, временными и др. План доложен быть четким и конкретным, отвечающим на вопрос «Что делать?»

6. Осуществление плана. Начинаем осуществлять решение предпринимательской задачи - создавать свое предприятие.

7. Сравнение реальной ситуации с предварительным планом. Если ранее мы четко формулировали критерии, позволяющие отличить желаемое состояние нашего хозяйства от нежеланного, то сделать данное сравнение не так уж и трудно. Важно только «в пылу борьбы» не забывать периодически этим заниматься.

8. Возможное внесение изменений в предварительный план, соответствующее началу нового витка планирования. Если на предыдущем шаге все намеченные рубежи были достигнуты, то данная фаза планирования становится лишней. Однако на практике реальность почти всегда оказывается более сложной и разнообразной, чем наши, даже тщательно разработанные, планы. Бизнес - процесс динамичный и трудно предсказуемый.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: