Многовековая история человечества в процессе своего развития выработала множество средств и способов упорядочения, как всей сложной многоуровневой системы общественных отношений, так и отдельных её сфер, включая индивидуальное поведение людей в них. Особое место среди этих социальных регуляторов занимает право, которое противостоит произволу и выступает как общеобязательный нормативный регулятор.
В работах современных учёных имеются различные подходы к определению права – нормативный, социологический, философский:
1. Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
2. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласования воль в их взаимоотношении друг с другом.
3. Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Но каковы ни были бы эти подходы к определению права, из них явствует, что создаётся и действует оно не только для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, сформировать те или иные варианты правомерного поведения. Намерение и цель законодателя шире: с помощью права изменяются, развиваются, укрепляются или вытесняются те или иные общественные отношения с целью их дальнейшего прогрессивного развития.
Актуальность изучения правового регулирования и его механизма обусловливается также необходимостью совершенствования законодательства, повышения эффективности действия уже существующих норм права.
Право —это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.
Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права – это норма права, правосознание и правоотношение.
Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.
Право в нормативном правопонимании.
Право – совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Право в социологическом правопонимании.
Право – реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно «наполнять» законы своим реалистичным содержанием.
Основная идея: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
Право в философском правопонимании.
Право – это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.
Право в интегративном правопонимании.
Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
Право—проявление воли и сознания людей. В праве отражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выражать доминирующую волю классов, социальных групп, либо социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба этих двух тенденций, право становится все более цивилизованным, выражая сбалансированные интересы личности, семьи, социальных групп и общества в целом[38, с. 400].
Формирование и функционирование права в его развитом состоянии, как выражение свободы, справедливости и разума, возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.
Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т. д.
Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права — произвол и беззаконие.
Нормативность в правовой сфере — это не просто формирование типичного правила, а нечто большее — гарантия осуществлениясубъективного права.
Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Нормативную природу имеет и субъективное право, т.к. его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.
Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник — самый несвободный человек.
Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы — заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство в отличие от них придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т. е. облекая в официальные формы выражения.
Нормы права официально закрепляются в законах или иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается предписанием закона, санкционирующем применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая[37, с. 576].
Формальная определенность права во многом обеспечивает его содержательную определенность. На основе нормативных предписаний четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.
Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право — результат, продукт государственной деятельности. Право во всех основных проявлениях — естественное, позитивное, субъективное — создается людьми. Однако для того чтобы право было действующим, жизнеспособным, оно должно иметь признание со стороны официальной власти общества, т. е. государства, и тем самым стать правом не только по содержанию, но и по форме. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды основных форм (источников) права: нормативный акт, санкционированный обычай, судебный прецедент. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: общеобязательность, стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становитсячастью существующего.
Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, которое реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует «цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба, морального вреда). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).
Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло в основном охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Право выполняло охранительную функцию с помощью механизма правосудия, относящегося к государству. Правосудие представляло собой, с одной стороны, процедуру тщательного и всестороннего рассмотрения конкретного социального конфликта, а с другой — опиралось на поддержку и мощь государства, т. е. верховной власти в обществе.
С утверждением буржуазного экономического и социального строя право постепенно начинает выполнять также и регулятивную функцию, более того — становится основным и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, особенно в таких областях, как экономика и политика. С формированием во второй половине XX в. в ряде стран развитого гражданского общества право становится развитым и в полной мере проявляющим свои ценные свойства[32, с. 536].
Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его
находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет обще социальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло — нарушением этой нормы.
Далеко не все современные национальные правовые системы в полной мере проявляют указанные сущностные свойства. Право более ранних эпох вообще не могло иметь такие характеристики. В этой связи существовали и существуют сейчас и другие взгляды на сущность права. Наиболее распространенной является теория классовой сущности права, обстоятельно и всесторонне разработанная в марксистском учении о государстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса.
Представляется, что изначально право создавалось в интересах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления классовости в содержании права следует рассматривать как искажение его общесоциальной сущности.
Сущность права находит свое выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.
Принципы права— это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.
Содержание действующей Конституции РБ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливостиимеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, или в самом общем виде —
свобода и ответственность. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип приоритета прав человекаотражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии с Конституцией РБ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В Конституции РБ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип равноправиязакрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.
В Конституции Республики Беларусь говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Содержание принципа законностизаключается в том, что, как гласит Конституции Республики Беларусь, «Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Беларусь. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республики Беларусь, не должны противоречить Конституции Республики Беларусь. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы» (cт. 137) [23].
Принцип правосудиявыражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В Конституции Республики Беларусь записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (cт. 60) [23].
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.
Право занимает центральное место (или, во всяком случае, одно из центральных мест) в системе социального регулирования общества.
По своим свойствам и регулятивным качествам право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.
Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию, выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность.
Ценности права - великое достижение цивилизации и культуры - складывались веками, накапливались многотрудным опытом человечества, закалялись в его испытаниях. Их важнейшее свойство - непрерывность в развитии, накопление и утверждение все более совершенных и искусных механизмов и форм, когда право обретает особые качества - возникает последовательная правозаконность. И первейшая задача нынешнего времени - восприятие ценностей мировой правовой культуры, творческий поиск теоретических решений во имя возрождения нашего Отечества.