Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона. Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения[20, с. 62].
Часть обычаев получает признание со стороны государства и становится правовыми, например, обычаи делового оборота, обычаи морских портов и т.д.
Совокупность правовых обычаев именуется обычным правом. Правовой обычай является одним из формальных (юридических) источников права (а представители исторической школы права считали, что право находится именно в обычаях, а не в законодательстве государства).
Отличия обычаев и правовых предписаний сводятся к следующему.
1. Обычаи никем целенаправленно не устанавливаются, а нормы права устанавливаются официально, целенаправленно соответствующими государственными органами.
2. Обычай носит неписаный характер, а правовые нормы обязательно формально закреплены, записаны, четко зафиксированы. Нормы правовых обычаев не изложены в нормативных актах, но на соответствующий правовой обычай обязательно делается официальная ссылка.
3. Нарушение обычаев, не являющихся правовыми, влечет лишь общественное осуждение. Нарушение же норм права, в том числе правовых обычаев, влечет еще и государственное принуждение.
Следует отметить, что далеко не все обычаи получают признание государства и правовую защиту. Более того, с некоторыми обычаями государство с помощью права ведет борьбу, устанавливает санкции за подчинение, следование таким обычаям (например, обычаи кровной мести).
Содержание обычая состоит в том, что обычай - это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.
Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.
Таким образом, можно выделить ряд признаков и особенностей обычаев как разновидностей социальных норм:
1. Обычаи - это правила поведения, которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей.
2. Обычаи складываются в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц.
3. Обычаи связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психологического восприятия.
4. Обычаи соблюдаютсяне в силу опасения перед государственным принуждением или иными формами официального давления, а в силу выработанной привычки, естественной потребности человека в определенной, очерченной рамками этого обычая манере поведения.
Что касается взаимодействия права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям, то оно сводится к трем основным вариантам.
1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.
2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.
3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.
От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. Обычаи, санкционированные государством в лице уполномоченных на то органов, называются правовыми обычаями. Они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.
К обычаям относятся также традиции, которые в меньшей степени связаны с чувствами и эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным осуществлением какой-либо формы. Традиции выражают стремление людей сохранять унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью. В то же время, традиции имеют общее и с обычаями: они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы.