Для прохождения учебной практики и составления отчета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

Уфимский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для прохождения учебной практики и составления отчета

для специальности

26.02.03 "Судовождение"

 

Методические указания для прохождения учебной практики и составления отчета утверждены на заседании Методического совета: протокол № 1 от 12.10.2017

 

 

2017

Методические указания для прохождения учебной практики и составления отчета для профессионального модуля ПМ.5 Выполнение работ по профессии «Матрос» для обучающихся очной и заочной форм обучения, составлен в соответствии с рабочей программой учебной практики для профессионального модуля ПМ.5 Выполнение работ по профессии «Матрос» и является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение и требований ПДМНВ-78 в части подготовки вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 и более а также требований Профессионального стандарта Судоводитель-механик (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 612н).

 

 

 

Организация-разработчик: Уфимский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

 

Разработчик: старший инструктор – методист практической подготовки Исхакова Л.Л.


1. Пояснительная записка

 

Методические указания для прохождения учебной практики и составления отчета по составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 26.02.03 Судовождение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта, в части освоения вида деятельности: Выполнение работ по профессии «Матрос» и соответствующих профессиональных компетенций, в том числе компетентностей, установленных Разделом A - V/2 Кодекса Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (с поправками) (далее - МК ПДНВ) «Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава и другого персонала пассажирских и грузовых судов».

Целью прохождения практики являются:

- формирование у обучающийсяов профессиональных навыков и умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности;

-     выполнение обучающийсяами установленного стажа работы на судне в составе палубной команды с обязательным привлечением их к несению вахты на ходовом мостике под руководством квалифицированного лица командного состава судна;

- закрепление теоретических и практических знаний, полученных учащимися при изучении дисциплин и ПМ специальности, приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к компетентности рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (таблица А-II/4 Кодекса ПДМНВ-78 с поправками).

- прохождение начальной практической подготовки;

- закрепление материала, пройденного по дисциплинам: «Судовой английский язык», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Теория и устройство судна» и др;

- ознакомление обучающийсяов с судном, организацией работы и службы на морских (речных) судах;

- выработка у обучающихся производственных навыков, необходимых для получения квалификации «Вахтенный матрос», «Матрос».

Задачами учебной практики являются:

- изучение устройства судна, терминов и определений, употребляемых на судне;

- ознакомление с приемами эксплуатации судовых устройств;

- изучение процедуры вахтенной службы на ходу и на стоянке судна у причала и на якоре;

- приобретение навыков управления рулем и выполнения команд, подаваемых на руль, на русском и английском языках;

- изучение и применение на практике различных способов несения вахты;

- ознакомление обучающихся с особенностями выбранной профессии;

- приобретение первичных профессиональных умений и навыков в выполнении обязанностей рядового состава палубной команды;

- освоение особенностей работы экипажа;

- привитие навыков работы в трудовом коллективе;

- подготовка обучающихся к осознанному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;

- приобретение практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности, необходимых для получения соответствующих документов в объеме выполнения требований конвенции ПДМНВ 1978 года с поправками.

В результате прохождения практики по профилю специальности обучающийся должен:

приобрести первичные навыки:

- действий по тревогам;

- борьбы за живучесть судна;

- использования спасательных средств и средств индивидуальной защиты;

- выполнения судовых работ;

- спуска спасательных шлюпок, спасательных плотов;

- применения правил несения ходовой и стояночной вахты;

- выполнения погрузочно - разгрузочных работ;

-  обеспечение безопасности плавания.

уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;

- выполнять малярные, такелажные, плотнические и другие судовые работы;

- выполнять швартовные операции (пользоваться бросательным концом, крепить швартовы на судне и на берегу за кнехты, пушки, рымы и огоны, пользоваться цепным и растительным стопорами при переносе швартовов с барабана швартовного механизма на кнехты, завозить швартовы на берег с помощью шлюпки);

- управлять палубными устройствами;

- обеспечивать подготовку трюмов и грузовых устройств к погрузочно-разгрузочным операциям, выполнять крепление грузов;

- определять осадку судна по маркировке на штевнях, замерять уровень воды в льялах и танках (цистернах), замерять уровень груза и пользоваться клинкетами на нефтеналивных судах;

- принимать воду с берега;

- замерять глубину ручным лотом;

- действовать при проведении различных видов тревог, в аварийных и чрезвычайных ситуациях;

- применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;

- использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

- спускать и поднимать шлюпки и управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами;

- использовать аптечку первой помощи;

- вести визуальное и слуховое наблюдение, осуществлять связь в соответствии с международным сводом сигналов (далее - МСС); набирать по заданному сочетанию флаги МСС, использовать средства соответствующей внутренней связи и аварийно-предупредительной сигнализации, а также пиротехнические средства;

- подавать сигналы бедствия различными средствами.

знать:

- нормативные правовые документы по организации службы на судне;

- организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного матроса при движении судна, на стоянке, во время выполнения грузовых операций, посадки и высадки людей;

- правила приема, несения и сдачи вахты, информацию, требуемую для несения вахты;

- устройство судна (основные части судового набора, способы соединения между собой деталей судового корпуса, конструкцию отдельных перекрытий и узлов, настила дна, наружной обшивки, горловин, водонепроницаемых дверей, надстроек и рубок; конструкцию и назначение судовых систем и устройств, расположение и назначение судовых помещений; термины и определения, употребляемые на судне);

- главные размерения судна, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, дедвейт, мореходные качества судна, назначение грузовой марки;

- расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;

- различные виды маркировки, используемые на судне;

- определения рангоута и такелажа судна, виды материалов и предметов такелажного снаряжения;

- организацию ухода за корпусом и помещениями судна;

- технику эксплуатации судовых устройств и уход за ними;

- основные виды красок, грунтовок, лаков растворителей и особенности применения их на судне;

- виды грузовых и швартовных устройств судна и правила их эксплуатации;

- правила пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда на судне;

- расположение мест хранения аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения, условия включения противопожарных, водоотливных систем, правила постановки аварийного пластыря, цементного ящика, приемы тушения пожаров;

- приемы оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;

- основы судовой электротехники, связанные с применением электрической энергии в судовых механизмах и устройствах;

- основы судовождения; назначение навигационных приборов, систем курсоуказания и ориентирования, а также мореходных инструментов, морских карт, пособий для плавания и плавучих предостерегающих знаков; сущность и значение для мореплавания гидрометеорологических факторов (ветров, циклонов, ураганов, туманов, волнений, морских течений, приливов и льдов);

- основные сведения из навигации, лоции, а также сведения о приборах и инструментах, используемых для судовождения;

- маркировки лотлиня и смычек якорного каната; вид и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения, сигналы о движении морских судов на рейдах и в гаванях, в акваториях портов и на подходах к ним - для судов смешанного (река-море) и внутреннего плавания; штормовые сигналы; основные огни и знаки для судов, предписанные Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море <1> (далее - МППСС-72);

- особенности управления судном при различных путевых условиях (в том числе в акваториях портов и на подходах к ним, на мелководье и каналах);

- основные команды, относящиеся к управлению рулем, на английском языке;

- огни и знаки судов, звуковые и световые сигналы судов и сигналы бедствия в соответствии с МППСС-72, доклады при обнаружении;

- расположение мест включения: якорных огней, палубного освещения, сигналов тревоги и судовых гудков; расположение бросательных концов, швартовных вьюшек, буксирных и запасных канатов, кранцев, матов и предметов для приборки;

- назначение маневров судна, необходимых при якорных операциях и швартовке в различных условиях, при морской буксировке, снятии судна с мели; правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге "Человек за бортом" и сигнализацию, применяемую по тревоге "Человек за бортом";

- пиротехнические сигналы бедствия; сигналы, применяемые на спутниковых аварийный радиобуях и транспондерах, используемых при поиске и спасении людей;

- основы погрузочно-разгрузочных работ в портах;

- меры предосторожности, принимаемые для предотвращения загрязнения окружающей среды;

- способы поддержания бдительности в области охраны и транспортной безопасности.

Выполнение программы практики отражается в Дневник-журнале регистрации практической подготовки обучающийсяа. По итогам учебной плавательной практики должен быть оформлен отчет. Разделы и содержание отчета должны соответствовать тематическому плану практики. Заполненный и заверенный подписями командного состава судна Дневник-журнал практической подготовки, направление – отзыв, справка о стаже плавания и Отчёт, по прибытию с практики в учебное заведение сдаются в учебно – производственный отдел.

Общая трудоемкость учебной практики составляет 324 часа (9 недель).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: