Эмпирические результаты

 

Результаты опроса показали, что 70% пожилых людей испытывают чувство одиночества, считают себя одинокими людьми. При этом выяснилось, что у 85% есть родственники, 60% пожилых людей регулярно навещают, 50% ответили, что у них есть друзья и приятели.

Какие-либо увлечения или хобби имеют 35% испытуемых.

На вопрос, почему пожилые люди одиноки, были получены следующие наиболее распространенные ответы:

«Не стало семьи (умер супруг/супруга, разъехались дети и т.д.)»

«Старики никому не нужны»

«У детей своя жизнь»

«Нечем заняться»

Результаты исследования уровня ощущения одиночества представлены на рисунке 1 (Приложение 2).

 

Рис. 1. Распределение пожилых людей по уровню ощущения одиночества

 

Из рис. 1 видно, что 30% испытывают сильное чувство одиночества, 40% - умеренное и 30% пожилых людей не испытывают его.

Результаты измерения тревоги представлены на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Уровни тревоги у пожилых людей

 

25% испытуемых имеют высокий уровень тревоги, 45% - умеренный уровень, у 30% тревога не выражена (Приложение 3).

Результаты исследования уровня депрессии пожилых людей представлены на рисунке 3.

 

Рис. 3. Уровни депрессии пожилых людей

У 25% испытуемых отсутствуют признаки депрессии, у 40% наблюдается легкая депрессия (субдепрессия), у 30% - умеренная депрессия, у 5% выраженная депрессия, тяжелой депрессии не зафиксировано.

Таким образом, можно увидеть, что большинство испытуемых пожилых людей испытывают чувство одиночества, тревоги, депрессии.

После проведения занятий было проведено повторное тестирование.

Результаты исследования уровня ощущения одиночества представлены на рисунке 4.

 

Рис. 4. Распределение пожилых людей по уровню ощущения одиночества после терапии

 

Из рис. 4 видно, что 20% продолжают испытывать сильное чувство одиночества, 30% - умеренное и 50% пожилых людей не испытывают его.

Сравнение средних показателей уровня ощущения одиночества у пожилых людей до терапии и после представлено на рисунке  5.

 

 

Рис. 5. Сравнение средних показателей уровня ощущения одиночества у пожилых людей до терапии и после

 

Средние показатели ощущения одиночества после проведения сеансов когнитивной терапии снизились.

Результаты повторного измерения тревоги представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Уровни тревоги у пожилых людей после проведения терапии

 

15% испытуемых имеют высокий уровень тревоги, 55% - умеренный уровень, у 35% тревога не выражена.

Сравнение средних показателей тревоги показано на рисунке 7.

Рис. 7. Средние показатели тревоги до терапии и после

 

Показатели тревоги после проведения терапии снизились.

Результаты повторного исследования уровня депрессии представлены на рисунке 8.

Рис. 8. Уровни депрессии пожилых людей

 

У 35% испытуемых отсутствуют признаки депрессии, у 30% наблюдается легкая депрессия (субдепрессия), у 35% - умеренная депрессия.

Сравнение средних показателей депрессии до терапии и после представлены на рисунке  9.

Ян Щепаньский — один из тех великих социологов современного мира, который сформулировал несколько десятилетий тому назад проблемы, не имеющие однозначного решения. В монографии «Элементарные понятия социологии» Ян Щепаньский определил ценности как всеобъемлющее отношение между людьми. Понятие «ценности» является базовым в этике, морали, экономике, социологии, политике и т.д. Сложно назвать вид жизнедеятельности человека и отрасль производства, осуществление которых возможно без формирования системы ценностей и механизмов их реализации. Ценности, которые исповедуют элиты, ученые и обыватели, к глубочайшему сожалению, часто не совпадают, а иногда лежат в основе противоречий развития цивилизации. Слова Яна Щепаньского, что именно ценности обеспечивают не только внутреннее равновесие человека, его согласие с самим собой, но и формируют механизмы их реализации. Необходимость обращения к социологии Яна Щепаньского в вопросах культуры важно еще и потому, что он сформулировал свою социологию на основе богатого опыта предшественников. Представители гуманитарной науки давно пытаются максимально использовать методологию естествознания. Как свидетельствует современная практика проведения научно-практических конференций, форумов гуманитарной направленности, все чаще и чаще звучат призывы о необходимости математизации научных исследований человека. Противоречивость использования теории вероятностей, математической статистики заключается в том, что в сфере человеческих отношений сложно пренебречь даже малейшими проявлениями человеческих эмоций. Знаменитые Ильф и Евгений Петров, когда-то заметили, что происходит с людьми, которые в трамвае начали ругаться утром. Они передадут свое настроение всем до конца дня. Погасить эмоции сложно не только в литературном трамвае. Эмоции в большей степени связаны с инстинктами человека, которые могут быть по утверждению Я. Щепаньского детерминированы как социальными институтами, так и биологией. Обращение к естественнонаучной методологии в гуманитарном изучении человека нельзя рассматривать как панацею. Тем более, что многие проблемы формирования общей и индивидуальной культуры человека, ее роли в познании и предвосхищении острых проблем общественного развития, носят в большей степени гипотетический характер. Сложно назвать хотя бы одно экономическое действие, которое полностью не имело бы эстетической, культурной и моральной составляющей. Производство, приобретение и использование экономического блага всегда сопровождается определенными переживаниями, постоянно насыщаются действующими ценностями. Общество стремится к новому типу развития. Но оно возможно на пути неразрывного соединения ценностных моральных, нравственных убеждений и материального производства. Высокий уровень разделения морального и материального оказывает серьезное негативное воздействие на конечный результат. Игнорирование важности общей культуры человека в процессе выполнения профессиональных обязанностей выражается в наличии противоречий между «желаниями и свершениями». Обращение к социологии Яна Щепаньского вызвано тем, что многие проблемы, которые ученый поднимал более 50 лет тому назад, остаются современными. Научный труд «Элементарные понятия социологии» использован нами как важнейший источник социологического знания о роли поведения человека не только в решении, но и порождении многих проблем общественного развития и культуры, прежде всего. Только на первый взгляд может показаться, что труд Яна Щепаньского «Элементарные понятия социологии» далек от научного осмысления культуры в жизни человека и общества. Такое восприятие возможно только в случае упрощенного толкования понятия «культура». Правы будут и те, кто сделает замечание об отсутствии у ученого специальных работ по проблемам культуры. Философское и социологическое осмысление культуры основано на методологических принципах, идеях, которые проходят через всю названную работу. Целесообразность оценки существующих проблем общественного развития через культурные традиции, состояние общей и индивидуальной культуры обусловлена нынешним противоречивым состоянием научного поиска в гуманитарной сфере. С одной стороны гипотетически признана важность влияния ценностных убеждений, позиций человека на тенденции в развитии цивилизации. А с другой — широко распространено поклонение перед материально-вещественными факторами производства, настойчиво реализуется упрощенное представление о роли человека. В последние годы даже система образования нацелена на удовлетворение сиюминутных потребностей производства. Научные и практические проблемы в «Элементарных понятиях социологии» сформулированы таким образом, что позволяют нам выстроить некоторую условную иерархию проблем культуры на современном этапе общественного развития. Монография начинается с анализа процесса формирования и использования понятий и категорий в науке. Коммуникации (им сегодня уделяется много внимания) важны не только в науке, производственной деятельности, обыденной практике общения, но и выстраивании отношений между различными государствами, народами и т.д. По сути простая, на первый взгляд, проблема человеческого общения на практике оборачивается нарушениями взаимоотношений не только на бытовом, но и политическом уровне. Умение слушать, понимать, принимать и уважать точку зрения собеседника, партнера остаются неизменной компонентой человеческих отношений на протяжении существования цивилизации. Содержание коммуникаций гипотетически отражает действующие системы связей между материальным и духовным факторами. Каждое поколение людей решает обозначенные проблемы в меру сил и возможностей, обусловленных социально-культурным уровнем развития общества. Материальные свойства благ, особенно те, которые позволяют максимизировать некую абстрактную прибыль, прочно завладели умами людей, в конечном итоге стали основой противоречий между материальными и духовными ценностями. В ситуации, когда в качестве важнейшей цели государства выступает материальное богатство, ценность человеческой жизни рассматривается в сопоставлении с объемами материального богатства. Культура взаимоотношений, культура поведения не оказывают прямого воздействия на достижение поставленных целей. Они формируют социальный механизм влияния целей и ценностей на общественную жизнь. В структуре общественных благ находятся наука, культура, моральные и нравственные ценности. Последние крайне редко рассматриваются как достойные изучения, финансирования и развития. Проблема общественных благ давно вышла за пределы абстрактной экономической теории. В противоположность материальным ценностям слабо изучены источники возникновения и реализации системы ценностей в жизни человека. Экономисты не станут оспаривать тот факт, что потребленные материальные блага теряют свою ценность, не потребленные постоянно изнашиваются. Духовные блага обладают уникальными свойствами, т.е. не способны изнашиваться, терять свою полезность. Они не поддаются расчетам, с ними невозможно конкурировать, но их можно накапливать и через них оказывать решающее воздействие на темпы и виды экономического роста. Моральные, нравственные ценности имеют свою иерархию. Научная и практическая проблема выбора ценностей заключается в определении механизмов их восприятия и использования. С точки зрения экономической науки можно установить следующую корреляционную зависимость, чем выше значимость культурных ценностей, тем хуже они воспринимаются. Например, говорить на хорошем литературном языке гораздо сложнее, чем на уличном жаргоне, терпеливо объяснять свое восприятие того или иного события явления сложнее, чем оказывать моральное или физическое воздействие. Мы обращаем на это внимание по ряду причин. Важнейшей считаем предпринимаемые реальные шаги по сокращению затрат на гуманитарное образование и воспитание. Бесспорно, что ценности — это социокультурный продукт, который формируется по своим особым законам. Представители разных философских школ неоднократно предпринимали попытки обосновать природу происхождения ценностей. Наиболее простое, удобное для понимания объяснение источника их возникновения обосновал К. Маркс. По логике марксизма общественное сознание изменяется вслед за преобразованием материально-технической базы. Стоит только улучшить структуру, увеличить объемы материального богатства и сознание, как основная форма выражения культуры человека, радикально изменится. В жизни все оказалось намного сложнее. Практика строительства социализма, а затем реформирования социально-экономических отношений наглядно продемонстрировали, что ценности формируются и изменяются по своим законам, не существует прямой корреляционной зависимости между величиной материального богатства и иерархией ценБесспорно, что ценности — это социокультурный продукт, который формируется по своим особым законам. Представители разных философских школ неоднократно предпринимали попытки обосновать природу происхождения ценностей. Наиболее простое, удобное для понимания объяснение источника их возникновения обосновал К. Маркс. По логике марксизма общественное сознание изменяется вслед за преобразованием материально-технической базы. Стоит только улучшить структуру, увеличить объемы материального богатства и сознание, как основная форма выражения культуры человека, радикально изменится. В жизни все оказалось намного сложнее. Практика строительства социализма, а затем реформирования социально-экономических отношений наглядно продемонстрировали, что ценности формируются и изменяются по своим законам, не существует прямой корреляционной зависимости между величиной материального богатства и иерархией цен ностей. Пока ясно только то, что определил Ян Щепаньский «Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей и интересов, определяет предпочтение в стремлениях». В начале ХХ1 века гуманитарное знание, в том числе и социология оказались в очень сложном положении. Причин много, но глубинные истоки ситуации — в преклонении перед материальными и вещественными факторами. Ян Щепаньский писал: «Социология, как всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой реальности». Значимость социологических исследований в получении объективной информации о соотношении официальных ценностей и неформальных определяется степенью разрешения противоречий между теорией и практикой. В настоящее время можно наблюдать удивительную ситуацию, характеризующую не только состояние социологии, но и культуры в целом. Социологические исследования все чаще проводятся по индивидуальным заказам, растет количество отраслевых социологий. Если на начальном этапе становления социологического знания отмечался некоторый уклон в сторону психологии, то в настоящее время лидирующие позиции начинают занимать социологические исследования, что называется на «злобу дня». Чаще всего проводятся прикладные исследования, которые «ближе к маркетингу», чем собственно формированию социологического знания о проблемах, противоречиях, тенденциях развития современного общества. Кто-то может сказать: «Какое отношение имеет современное состояние социологии к проблемам культуры?» На наш взгляд, самое непосредственное. Если даже важнейшая гуманитарная наука отдает предпочтение мелким темам, то абсолютно естественно, что и обычный человек реализует прежде всего сиюминутные цели. Философское и социологическое видение культуры, процесса ее развития остаются вне предмета системных исследований. Общеизвестно, что «не все продукты человеческой деятельности входят в культуру». По меткому выражению Яна Щепаньского, социология не использует в поной мере свою особую роль. Социологию отличает от других наук то, что она должна направлять свои усилия на поиски законов, явлений, возникающих между людьми, исследование структур, то есть законов взаимного приспособления людей друг к другу в общностях...». Высокие требования к социологии и социологической науке Ян Щепаньский обосновывает тем, что творцы социологии в Х1 Х веке были людьми с широким гуманитарным и общественным образованием, и не из чистой фантазии они очертили границы социологических исследований. Нынешнее состояние эмпирических исследований, на наш взгляд, иногда напоминает ситуации с «соломенными опросами». Автором данного термина считается известный английский юрист, политик и ученый, один из наиболее эрудированных людей своего времени Джон Селден (1584-1654). Под такими опросами понимаются обычно те, которые проводятся по упрощенной схеме, нерепрезентативным выборкам. Качество подготовки и проведения исследования заменяется информацией, которая заранее известна. Публикации о результатах таких исследований стали нормой. Изучение структурных элементов социокультурных явлений и процессов все чаще становятся научной редкостью. Широко распространенное заимствование методов естествознания толкают исследователей к поиску простейших образований, таких как това у К. Маркса или атом в физике. Упрощение способно привести не только к своего рода «недоразумениям» в науке, но и потерям человеческих жизней, материальных богатств. Ярчайший пример упрощенной подготовки научного исследования и практического эксперимента — это Чернобыльская катастрофа. К сожалению, именно социальные механизмы подготовки и реализации различных технологических и технических новшеств пока находятся за пределами предмета социологических исследований. Подготовка любого исследования требует изучения широкого спектра мнений, организации полномасштабных дискуссий, при проведении которых точка зрения, несовпадающая с официальной, не может отождествляться с «вражеской позиций». Социалистические стереотипы гипотетически оказались очень сильными. Что их подпитывает сегодня, ответить сложно, но необходимо. Социализация, установление ценностей, образцов и моделей поведения все чаще оказываются уделом энтузиастов науки. Изучение проблем и получение информации с помощью которой невозможно в краткосрочном периоде получить рост материального богатства активно поддерживается в основном на вербальном уровне. Семья и школа были всегда теми островками, где закладывались принципы морали и нравственности, формировали структуру и принципы отношений «человек — социальная группа — государство — отношение человека к самому себе»: «Для него культура — это уже готовый мир, в который он должен войти, обучаясь многим вещам в течение многих лет». Чему и как может обучиться будущий гражданин страны, если с самого рождения лишен семьи. Количество детей, которые находятся на попечении государства в последние десятилетия, к сожалению, не сокращается. Культура определяет сущность и характер всех принимаемых экономических и производственных решений. Об отношениях власти к человеку можно прочитать и прослушать огромное количество негативной информации. Подавляющее большинство решений власть принимает, руководствуясь своими ценностями, принципами и методами удовлетворения собственных потребностей.  Противоречия между культурой власти и общества постоянно находится в центре внимания. Правда они обсуждаются чаще всего с позиций личного поведения того или иного руководителя государства или представителя властной вертикали. Эмоциональные и продолжительные, но пока безрезультатные попытки выбрать или назначить достойных людей на государственные должности обусловлены прежде всего тем, что основное внимание сосредоточено на личностных характеристиках. Любая критика, направленная на отдельные личности оказывается бессмысленной. В терминах философии культуры область культуры власти пока остается вне первичных интересов общества. Обозначенная ситуация отражает силу преклонения перед материальным богатством. Действующая методология финансирования научных исследований основана на жестком требовании «получить экономический эффект». Изначально понятно, что исследования по проблемам культуры не принесут экономического эффекта. И если бы специалисты в области изучения проблем профессиональной, властной культуры, механизмов их влияния на результаты производства и жизнедеятельности, попытались каким-то образом рассчитать, то определить стоимость моральных, нравственных ценностей пока невозможно. Сущность постиндустриальной экономики описывается по-разному. Мы не будем приводит примеры существующих точек зрения на проблему. В нашем понимании постиндустриальная экономика может быть представлена как интеграция технического, экономического и культурно-естественного знания и умения, высокой профессиональной культуры и гражданской ответственности. Последняя в принципе немыслима без высокого уровня общей культуры человека. Интеграция — это не просто модное и часто произносимое слово, это особое состояние социально-экономического развития и научных исследований. Интеграция науки, техники, культуры, экономики производства товаров, услуг, культуры управления приобретают реальное значение. Эстетические, культурные условия и факторы ежедневного труда на производстве, проведения досуга и организации потребления становятся неотъемлемой составляющей развития человека и цивилизации. В современном обществе каждый человек пользуется услугами и сам принимает непосредственное участие в функционировании множества общественных институтов. Рождается, воспитывается в семье и учебных заведениях, работает на различных предприятиях, пользуется общественным транспортом, железной дорогой, получает информацию из газет, радио, телевидения, и т.д. Каждый человек для удовлетворения своих потребностей, реализации целей и получения ценностей вступает в различные социальные отношения, использует разные контакты и сам одновременно воздействует на других людей. Люди редко задумываются о том, что «приветствия, выражения пожеланий. проведение собраний, способы обращения к вышестоящим лицам и другие подобные явления общественной жизни регулируются сложной системой социальных институтов, обычно неформализованных, но тем не менее мощных и очень успешно действующих». Через формальные и неформальные связи, приобретение различных знаний и навыков проявляется культура человека, социальных слоев и общества в целом. В ХХ1 веке перед человеком встала проблема сохранения высокого уровня развития цивилизации. Процессы человеческой жизнедеятельности можно условно поделить на несколько основных компонентов. Питирим Сорокин охарактеризовал их содержание следующим образом. Во-первых, это мыслящие, действующие и реагирующие люди. Во-вторых, значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими. В-третьих, открытые действия. как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения и ценности. (2, 193). Ян Щепаньский расширил классификацию развития общественных систем. «Взаимно связанная система институтов общества образует сплоченную систему, обеспечивающую удовлетворение потребностей членов общности, регулирующую их поведение и обеспечивающую развитие общности как целого.... Особенно важной является проблема «эластичности» институтов в процессах изменений и общественного развития.». Теория культуры давно обособилась от рациональности в экономической и производственной деятельности. Экономика, естествознание существуют и развиваются как отдельные подсистемы общества. В социологии существует понятие «зависимости». Высоко абстрактное теоретизирование о предмете экономики или естествознания практически игнорирует влияние поведения человека на экономическую результативность. «... Возникает вопрос, позволяют ли социальные зависимости, будучи зависимостями, возникающими из возможности формирования чужого поведения, исследовать себя так же, как зависимости между предметами, явлениями и процессами, происходящие в природе, а следовательно можно ли устанавливать постоянные законы зависимости, позволяющие делать прогнозы». Эти слова Яна Щепаньского необходимо, на наш взгляд, оценивать как ключевое направление исследований источников, механизмов и результатов реально существующих зависимостей между общей культурой человека и социально-экономическим развитием общества. «зависимость - это определенный элемент социального отношения,. сложная система, при которой между партнерами возникает определенная зависимость». Любое общество постоянно должно осваивать новые принципы общей и производственной культуры, и при этом сохранять прежние. В последние годы все сильнее проявляется ностальгия по традиционной культуре. Бесспорно, что многие нравственные основы поведения культурного человека способны оказать благотворное воздействие. Однако проблема заключается в постоянно и быстро меняющемся производстве. Рационально организованное производство требует от человека высокой концентрации внимания, ответственности, коллективизм заменяется индивидуализмом. Перед человеком все чаще встает выбор: для чего работать. Принуждение медленно, но настойчиво уходит в прошлое. Освобождение от обязательного труда оказалось слишком тяжелым. Определенная часть населения в ходе реформ продемонстрировало ложное понимание свободы. Экономика услуг зарождается и развивается на основе индивидуального труда. Формирование ценностной ориентированности новой культуры — это реальная потребность современного этапа развития общества. Осуществление обозначенного процесса ставит на повестку дня вопрос о социальном контроле. Ян Щепаньский обратил особое внимание на сложность и противоречивость становления институтов социального контроля. «Не всякое поведение в одинаковой степени поддается надзору со стороны общества. Технократизация общественной жизни привела к ослаблению роли группового взаимодействия. Непосредственные контакты заменяются опосредованными. Слова Яна Щепаньского об индивидуальной интерпретации контроля собственного поведения, звучат как никогда своевременно.

Рис. 9. Средние показатели депрессии до терапии и после

 

После проведения когнитивной терапии средние показатели депрессии также снизились.

Для выявления достоверных различий в показателях диагностических методик был использован критерий Вилкоксона (таблица 1).

Таблица 1

Анализ статистической достоверности различий в показателях одиночества, тревоги и депрессии у пожилых людей до проведения терапии и после

  До терапии После терапии Т Р
Одиночество 34,8 25,4 35 0,05
Тревога 33,7 26,6 38,5 0,05
депрессия 23,7 16,9 43 0,05

 

Все различия достоверны. Это означает, что после проведения терапии уровень депрессии, одиночества, тревоги снизился достоверно.



Выводы по 2 главе

 

Результаты опроса показали, что 70% пожилых людей испытывают чувство одиночества, считают себя одинокими людьми. При этом выяснилось, что у 85% есть родственники, 60% пожилых людей регулярно навещают, 50% ответили, что у них есть друзья и приятели.

Какие-либо увлечения или хобби имеют 35% испытуемых.

На вопрос, почему пожилые люди одиноки, были получены следующие наиболее распространенные ответы:

«Не стало семьи (умер супруг/супруга, разъехались дети и т.д.)»

«Старики никому не нужны»

«У детей своя жизнь»

«Нечем заняться»

30% испытывают сильное чувство одиночества, 40% - умеренное и 30% пожилых людей не испытывают его; 25% испытуемых имеют высокий уровень тревоги, 45% - умеренный уровень, у 30% тревога не выражена;

У 25% испытуемых отсутствуют признаки депрессии, у 40% наблюдается легкая депрессия (субдепрессия), у 30% - умеренная депрессия, у 5% выраженная депрессия, тяжелой депрессии не зафиксировано.

Таким образом, можно увидеть, что большинство испытуемых пожилых людей испытывают чувство одиночества, тревоги, депрессии.

В качестве метода работы были выбраны элементы когнитивной терапии, арт-терапии, поведенческой терапии.

Повторное тестирование показало, что у пожилых людей достоверно снизился уровень ощущения одиночества, тревоги и депрессии. Это свидетельствует об эффективности выбранного метода.



Заключение

 

Одиночество – это негативное субъективное переживание, связанное с чувством оторванности, изоляции от людей, ощущение собственной ненужности.

Большинство исследователей признает, что ситуативное, кратковременное одиночество – необходимая часть человеческой жизни, а хроническое одиночество свидетельствует о личностном неблагополучии человека, наличие психологических проблем.

В определенные периоды жизни человек подвержен одиночеству в большей мере, чем в другие периоды, в частности, проблема одиночества актуальна для старости. Можно выделить социальные факторы:

- смерть одного из супругов, уход друзей, взросление детей, уход на пенсию;

- сужение круга социальных контактов из-за ухудшения здоровья;

- отношение к старости в обществе.

- ухудшение материального положения.

Психологические факторы:

- ухудшение коммуникативных навыков;

- самоизоляция;

- возрастные изменения личности, например, усиление акцентуаций;

- чувствительность к стрессу и понижение социально-психологической адаптации.

Следствием ощущения одиночества часто становятся различные виды депрессии и тревожные расстройства. Все это негативно сказывается на психологическом здоровье пожилых людей.

Когнитивная терапия как направление зародилась на западе в 60-70 гг. на базе психоанализа. Это направление в психотерапии, в котором основное внимание уделяется познавательным структурам психики с упором на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности.

В целом, когнитивная терапия — это директивный, структурированный и ориентированный на мишени подход, в основе которого лежит когнитивная модель различных расстройств или дисфункционального поведения.

В рамках когнитивной модели когнитивной терапии интегрирует множество различных техник, как оригинальных, так и заимствованных из других психотерапевтических систем — гештальттерапии, психодрамы, бихевиоральной и клиент-центрированной терапии. Отличительная особенность когнитивной терапии заключается в тщательной экспериментальной проверке всех теоретических построений, лежащих в основе терапевтических принципов, и оценках ее эффективности.

Когнитивная терапия работает с иррациональными установками, атрибуциями, стереотипами, которые выступают причиной нарушений в поведении. Сегодня этот метод применяется в работе с депрессией, посттравматическим расстройством, различными зависимостями, деменцией, тревогой, фобиями, шизофренией и многими другими психическими и личностными расстройствами.

Можно предположить, что данный вид терапии может быть целесообразен и в работе с одиночеством пожилых людей.

Результаты опроса показали, что 70% пожилых людей испытывают чувство одиночества, считают себя одинокими людьми. При этом выяснилось, что у 85% есть родственники, 60% пожилых людей регулярно навещают, 50% ответили, что у них есть друзья и приятели.

Какие-либо увлечения или хобби имеют 35% испытуемых.

На вопрос, почему пожилые люди одиноки, были получены следующие наиболее распространенные ответы:

- «Не стало семьи (умер супруг/супруга, разъехались дети и т.д.)»

- «Старики никому не нужны»

- «У детей своя жизнь»

- «Нечем заняться».

30% испытывают сильное чувство одиночества, 40% - умеренное и 30% пожилых людей не испытывают его; 25% испытуемых имеют высокий уровень тревоги, 45% - умеренный уровень, у 30% тревога не выражена;

У 25% испытуемых отсутствуют признаки депрессии, у 40% наблюдается легкая депрессия (субдепрессия), у 30% - умеренная депрессия, у 5% выраженная депрессия, тяжелой депрессии не зафиксировано.

Таким образом, можно увидеть, что большинство испытуемых пожилых людей испытывают чувство одиночества, тревоги, депрессии.

В качестве метода работы были выбраны элементы когнитивной терапии, арт-терапии.

Повторное тестирование показало, что у пожилых людей достоверно снизился уровень ощущения одиночества, тревоги и депрессии. Это свидетельствует об эффективности выбранного метода.

Гипотеза исследования подтвердилась.

 

 



Список литературы

 

1. Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии Текст. / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1990. - №1. — С. 5-121.

2. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182.

3. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.87-90.

4. Баринова Ж.В. Медико-социальная помощь и социально-психологическая адаптация пожилых людей: Автореф. дис.... к.м.н. - Уфа, 2001. - 26 с.

5. Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.53-92.

6. Бек А., Раш Ф., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. М.-СПб.: Питер, 2003. – 436 с.

7. Бек А., Фриман А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. М.-СПб.: Питер, 2002. – 348 с.

8. Биксон К. Тора, Пепло Летиция Энн, Рук С. Карен, Гудчайлдс Д.Жаклин. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.: Прогресс, 1989. С. 485-511.

9. Большой психологический словарь // Под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. СПб, 2006. – 769 с.

10. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М., Прогресс, 1989. – С. 34-43.

11. Гаранян Н.Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 3. С. 29-48.

12. Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 250-255.

13. Дементьева Н.Ф. Изучение потребностей пожилых в медико-социальной помощи // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.295-302.

14. Долгинова, О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена Текст. / О.Б. Долгинова // Практическая психология: 2000. - №4. - С. 28-36.

15. Друзь В.Ф., Будза В.Г. и др. Клинические и социальные аспекты одиночества психически больных позднего возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.303-307.

16. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости. «Психология зрелости и старения». Весна, 1999 (5). М., «Центр Геронтолог», 1999. – 176 с.

17. Зозуля Т.В. К проблеме профилактики психических расстройств пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 308-313.

18. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 238 с.

19. Зозуля Т.В. Психическое здоровье пожилых людей. Методическое пособие для социальных работников. М.: АНО «СПО «СОТИС», 2008. – 346 с.

20. Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в центрах социального обслуживания. М.: Союз, 2000. – 288 с.

21. Иванченко, Г.В. Возрасты одиночества Электронный документ. / Г.В. Иванченко // Развитие личности. — 2007. №1. — С.55-80 (http://rl-online.ru/2008/l-2007/120075580.pdf).

22. Калиш Р. Пожилые люди и горе: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.322-326.

23. Керкхоф А., Диекстра Р., Хиршхорн П., Виссер А. Возможности предотвращения суицида среди людей пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.344-348.

24. Кирдяшкина Т.А. Проблемы геронтопсихологии: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 29 c.

25. Кларк Маргарет и Гэллатин Эндерсон Барбара. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – с. 56-63.

26.  Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методические мат-лы по курсу. - М., 1995. - С.6-23.

27. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. М., 2003. – 286 с.

28. Кон, И.С. Многоликое одиночество // Знание сила. -1986.-№12.-С. 40-42.

29. Корчагина, С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 228с.

30. Краснова О.В., Козлова Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект. М.: ИС РАН, 2007. – 356 с.

31. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М., 2002. – 454 с.

32. Краснова, О.В. Социальная психология старости Текст. / О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М.:Издательский;центр «Академия», 2002. - 288 с.

33. Кузнецов, О.Н. Психология и психопатология одиночества. - М.: «Медицина», 1972. - 336 с.

34. Лабиринты одиночества. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 236 с.

35. Лихи Р., Сэмпл Р. Посттравматическое стрессовое расстройство: когнитивно-бихевиоральный подход // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - № 1. - C. 1—18.

36. Майленова, Ф.Г. Два лика одиночества Текст. / Ф.Г. Майленова // Человек. 2002. - №2. - С. 26-31.

37. Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 99 с.

38. Максимова С.Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 223 с.

39. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Издательство МГСУ, 2002. – 232 с.

40. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.127-130.

41. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. Москва-Воронеж, НПО, МОДЭК. 2000. – 348 с.

42. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка// Лабиринты одиночества. - М., Прогресс, 1989. – С. 67-78.

43. Пепло Л.Э., Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М., Прогресс, 1989. – С. 45-52.

44. Покровский Н. Человек, одиночество, гуманизм// Лабиринты одиночества. - М., Прогресс, 1989. – С. 79-84.

45. Психология зрелости и старения. Весна, 1998. М., «Центр Геронтолог», 1998. – 365 с.

46. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества. - М., Прогресс, 1989. – С. 33-39.

47. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества// Лабиринты одиночества. - М., Прогресс, 1989. – С. 21-27.

48. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к анемии// Лабиринты одиночества. - М., Прогресс, 1989. – С. 28-34.

49. Симонова, H.H. Социальная изоляция пожилых людей Текст. / H.H. Симонова // Вестник Росс. Туманит. Науч. Фонда. 1998. - №4. - С. 69-74.

50. Скорова, О.И. Психологические аспекты одиночества Электронный документ: http://hpsy.ru/public/x2892.htm.

51. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

52. Соколова, Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики Текст. / Е.Т. Соколова. М., ТЕИС, 2002. - 150 с.

53. Страшникова К.А., Тульчинский М.М. Социально- психологическая помощь и поддержка пожилых в культурной среде // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.392-396.

54. Тибилова А.И. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. – М.: Медицина, 1991. – 348 с.

55. Хараш, А.У. Психология одиночества // Педология/новый век. 2000. - №4.- С. 67-75.

56. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия и перспективы ее развития в России // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4. - C. 6-18.

57. Холмогорова А.Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. - 1996. - № 3. - C. 7-28.

58. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. - М.: Когито-Центр, 2000. - C. 224—265.

59. Холостова Е.И., Егоров В.В., А.В. Рубцов. Социальная геронтология. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 458 с.

60. Хухлаева, О.В. Кризисы взрослой жизни. - М.:Генезис, 2009. – 342 с.

61. Швалб, Ю.М. Одиночество — социально-психологическая проблема. - Киев, 1991. -270 с.

62. Эйсенсен И. Одиночество и разведенный мужчина преклонного возраста. Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 433-452.

63. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 349 с.

 



Приложения

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: