Сравнительная характеристика автобиографических повестей А. Н. Толстого и М. Горького

Произведение А. Н. Толстой «Детство Никиты» М. Горький «Детство»
Год создания 1922 г. 1913г.
Время, изображенное в повести Сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Никиты в течение последнего года перед поступлением в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени. В тексте почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты, точный отсчет времени, приметы исторического времени). Движение времени отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой.
Пространство Детство Никиты проходит в пространстве родного дома и окружающего его мира деревни и природы. Начинается повесть с того, что «Никита... открыл глаза», когда на окне красовались «морозные узоры», а заканчивается с наступлением осени, когда время завершило свой годовой круг. Центром художественного пространства является город, (конкретно, Нижний Новгород конца XIX столетия). Архетипический образ дома в художественной интерпретации Горького предстает совершенно иначе, чем в «дворянских» биографических хрониках. Дом является у Горького воплощением темных, враждебных маленькому человеку начал (дом деда Василия Каширина).
Герой в системе образов Рисуя образ Никиты, автор помнит, что ему всего-навсего 10 лет, а в таком возрасте человек может думать только конкретно и образно. Его учитель Аркадий Иванович диктует задачу: «Купец продал несколько аршин синего сукна, по 3 рубля 64 копейки за аршин, и черного сукна…» И Никите сразу же представился купец из задачника: «Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший». Никита думал, а «купец совсем расплющился, оба куска вошли в стену, завернулись пылью…». Или на чердаке посвистывал ветер, а Никите казалось, что это одушевленный предмет свистит. На страницах повести главный герой предстает как большой фантазер, поэт. Он умеет увидеть, почувствовать красоту, нечто сказочное, необычное в том, что окружает его в обыденной жизни, одухотворяет все, что попадает в поле его внимания, с чем он сталкивается. Никите присущи особая острота восприятия, сила воображения и наблюдательность. По отношению к людям у Никиты точное и ясное представление, его мышление предметно. Каждого человека он видит не отвлеченно, а вещественно, образно. Васса Ниловна, знакомая Аркадия Ивановича, написала, что она не может приехать в Сосновку, потому что «прикована к постели больной матери». «Никита так и представил эту Вассу Ниловну: сидит длинная унылая женщина в серой кофточке, со шнурком от часов, и одна нога ее прикована цепью к ножке кровати». Алексей Пешков – главный герой, рано потерял отца, и детство будущего писателя прошло в семье его деда, Василия Васильевича Каширина. Дед Алёши был жестким человеком, но справедливым. За каждую провинность, он строго наказывал своих домочадцев, не избежал этой участи и Алеша. Но, все-таки, к Алеше у него было несколько иное отношение, он учил внука грамоте, рассказывал ему о своей нелегкой жизни. В доме деда жило много разных людей, наблюдая за их поведением, Алеша многому научился, извлекая для себя полезные уроки. Большое влияние на развитие ребенка оказала бабушка, Акулина Ивановна. Алексей очень любил слушать рассказы Акулины Ивановны, она была для него самым близким другом. С самого детства Алексею не нравились жестокость и несправедливость, он никогда не участвовал в мерзких издевательствах над беззащитными и беспомощными людьми, в которых преуспели его дядьки. Другом для него был и Цыганок, приемный сын бабушки и деда, и квартирант Хорошее Дело, и слепой мастер Григорий. От них Алексей узнавал много нового о несправедливости в жизни, у них учился правилам поведения. Сталкиваясь с негативными ситуациями в повседневной жизни, в Алеше шел процесс возмужания, вместе с ним росли его нравственные принципы. Ему была глубоко противна мещанская пошлость обывателей, и все больше возрастало стремление к другой жизни, где царит справедливость и демократизм, уважение и взаимопонимание. С ранних пор, Алексей был уверен, что в каждом человеке есть доброе начало, которое победит в нем всю мерзость и грязь мещанского бытия, и возродит в нем надежду на лучшую жизнь. Повар Смурый научил Алексея читать и любить литературу. И то, что Пешков впитал в себя все хорошее, помогло ему стать настоящим человеком.
Сюжет 1. Никита живёт в деревне и ведёт обычную деревенскую жизнь, играет и учится. 2. На Рождество Никита знакомится с девочкой Лилей, влюбляется в неё и дарит кольцо. 3. Девочка уезжает, а Никита помогает в поле отцу, занимается хозяйственными делами. 4. Мальчик весело проводит лето, приручает скворца и не отвечает на письмо Лили. 5. На зиму семья переезжает в Самару, где Никита вновь встречает Лилю и мирится с девочкой. 6. Мальчик поступает во второй класс, и счастливая пора детства заканчивается. 1. Отец Алеши скончался от болезни, а у матери случились преждевременные роды и ребенок умер, после этого они едут жить в семью деда; 2. Дед ругается с детьми и наказывает внуков, мальчик нашел доброго друга Ивана-Цыганка, но вскоре он умирает; 3. Мать не принимает участие в воспитании мальчика, но к нему хорошо относиться бабушка; 4. Дед вынуждает мать мальчика выйти замуж по расчету, но она отказывается, сам рассказчик заболевает и бабушка ухаживает за ним; 5. Мать выходит замуж и сына забирают в новую семью, он уходит в школу, где не ладит с одноклассниками; 6. Семейная жизнь матери не ладиться и мальчик возвращается к деду, мать тяжело болеет и умирает, а дед отправляет внуков зарабатывать самостоятельно.
Эпическое и лирическое в повести Эпическое. В доме у Никиты много комнат, есть даже кабинет, большое количество книг. Никита общался с деревенскими ребятами, и в традициях деревенского детства всегда были драки, снежные побоища, игры в войну - все это тоже часть эпоса. В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Автор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты" Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне. Лирическое. Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: "Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры". Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. С большой тонкостью изображает Толстой зарождение чувства первой любви в душе Никиты к девочке Лиле. Лиля кажется ему непонятной, загадочной, как его детские сны. Вместе с ростом этого чувства в Никите пробуждаются и творческие стремления. Глубокое проникновение писателя в душу ребенка и умение изображать окружающий мир глазами Никиты.   Эпическое. Дом, в котором мальчик видит, главным образом, жестокость, воспринимается им сквозь призму жестоких сцен, как нечто живое, берущее на себя человеческую боль. Образ давящего пространства концентрируется в лейтмотивном образе дома-темной ямы, поглощающей собой все. Собирательный образ дома как эпицентра повествовательного пространства выглядит необычайно цельным в своей мрачности, антигуманности. Свою мать, неожиданно появившуюся в доме деда, Алеша воспринимает так: «В сравнении с матерью все вокруг было маленькое, жалостное и старое… Мать встала, проплыла по комнате точно заревое облако». А когда мать с пестрой ватагой гостей уходила за ворота, мальчику казалось, что «дом точно в землю погрузился, везде становилось тихо, тревожно, скучно». Лирическое. Острое ощущение мальчиком своего одиночества обостряется при взгляде на заволжские дали, и рождается представление, что «пусто на земле, одиноко. Центральным сквозным мотивом, символизирующим обогащение души мальчика, укрепление ее благотворными воздействиями, является у Горького мотив выхода на простор, дающий ощущение богатства, полноты бытия, расширяющихся горизонтов. Герой повестей наделен способностью глубоко проникаться красотой окружающего, и это помогало ему преодолеть тоску, отчаяние, чувство одиночества. Насыщенность тяжких душевных переживаний мальчика передается часто и через остро-субъективированное восприятие времени, рождающее эффект резкой уплотненности последнего: «Мне казалось, что я старый, живу на этом пароходе много лет и знаю все, что может на нем случиться завтра, через неделю, осенью, в будущем году».
Проблематика Открытость детской души окружающему миру, природе и нелюбовь к учению как сухой теории. 1. 1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя. 2. 2. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений. 3. 3. Мерзости жизни – Горький старается дать как можно более подробное описание всех пороков, царящих среди простых людей. Алкоголизм, воровство, измены, бытовое насилие в повести показаны, как нечто обыденное и привычное. Даже бабушка, олицетворяющая собой всё самое доброе и светлое в жизни маленького Пешкова, пьёт водку и курит табак наравне с мужчинами.
Авторская позиция, средства её воплощения Героев рассказа «Детство Никиты» автор помещает в контекст природной усадебной культуры. Центром этого мира в пространственном отношении является дом. Дом – ядро целой вселенной, в которой ребенок существует. Чрезвычайно важным свойством является особое, подчеркнутое внимание к способности ребенка не просто воспринимать красоту мира, но и стремление силой воображения создать новый мир в соответствии со своим желанием. Толстой постоянно и любовно запечатлевает фантазийные сюжеты Никиты, его желание сочинять, сотворять все новое. Для А. Н. Толстого обращение к пространству усадьбы связано со стремлением вернуться в прошлое, наполненное гармонией и счастьем. Это была попытка противопоставить трагическим событиям исторического времени. Дом — это колыбель, место взращивания младенца. Ребенок счастлив в окружении пространства родного дома. И ощущение счастья ему дают не только стены комнаты. Вся усадьба сливается в единое, оцененное автором целое, в особое волшебное пространство. Автор передает нам счастье ежедневного существования, которым пропитан весь окружающий мир. Детский мир изображен подробно. Любые новые предметы, появляющиеся в кругозоре ребенка, наделяются особым значением. Поэтому перед читателем появляются уже не просто отдельные картины жизни усадьбы, отдельные детали, а поэтические образы. Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Отрицательные эмоциональные впечатления у Горького часто связаны с ощущением некоего вектора, направленного вниз, либо чувства сковывающего пространства. Состояние отчаяния, связанного для мальчика с отъездом матери, передано именно так: «Помоги, аль не видишь? – сказал мне дед, – я не помог, туго связанный тоской». А когда пролетки повернули за угол, в груди его «что-то плотно захлопнулось, закрылось». Таково здесь свойство горьковского психологизма: при внешне бесстрастной, сдержанной манере письма – через пространственно-метафорическую образность – к передаче сильнейших душевных движений героя. Горький пытается показать своим произведением, что все события жизни Алексея Пешкова пошли ему на пользу, и только благодаря трудностям Горький нашёл себя и вышел «в люди».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: