Умение планировать и контролировать свою познавательную деятельность формируется у ребенка только при обучении со стороны взрослого

Тема 3.3. Современные подходы к определению содержания и методики обучения детей дошкольного возраста

Форма занятия: Лекция оффлайн

Актуализация знаний:

Для изучения данной темы необходимо повторить понятия, которые мы проходили по Педагогике.

Заданине 1(ответить на вопросы)

Что такое обучение?

Функции обучения?

Принципы обучения?

 

Итак, принципы обучения помогают эффективно реализовать на практике содержание обучения. Оно связано с формированием у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (предметного мира, живой и неживой природы, социального мира и их явлений, закономерностей развития, отраженных в виде естественно-научных и историко-географических, научных понятий и представлений); также содержание обучения связано с освоением и систематизацией способов мыслительной деятельности: умений наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать, делать выводы, формулировать причинно-следственные связи, рассуждать, прогнозировать и т.д.

Данное содержание обучения планируется для освоения ребенком и организуется на основе программы воспитания и обучения детей в детском саду. Разделами данной программы выступают:

- развитие речи,

-элементарных математических

-экологических представлений,

-развитие деятельности конструирования и экспериментирования.

При этом, согласно А. П. Усовой, у детей формируются две категории знаний:

к первой категории относятся знания, которыми ребенок овладевает без специального обучения – в быту, повседневном общении со взрослыми, в ходе игр и наблюдений;

ко второй категории относятся более сложные знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специально организованного обучения на занятиях.

Так вот знания, которые относятся ко второй категории,  формируются у детей на основе способов действий, демонстрируемых взрослым, в процессе взаимодействия.

Поэтапное формирование умственных действий у дошкольника

Название этапа Содержание умственного действия
Формирование мотива для Формирование отношений ребенка к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения
Предварительное ознакомление с действием Построение ориентировочной основы действия, выделение систем ориентиров и указаний, учет которых необходим для их выполнения
Выполнение действия Выполнение практического действия, в ходе которого ребенок выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действий
Внешнеречевой этап Проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действия
Действие с проговариванием Выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя
Отказ от речевого сопровождения Формирование умственного действия в свернутом виде, проговаривание "в уме" – отказ от речевого сопровождения

 

Важное значение в формировании систематизированной картины мира и образа себя в нем у каждого ребенка имеет то, как распределяются действия взрослого и дошкольника в ходе организации познавательной деятельности.   Эффективность обучения зависит от того, кто из них

- обнаруживает проблемную ситуацию и ее комментирует;

-ставит проблему и ее формулирует;

-ставит цель и ищет способы ее достижения;

-формулирует гипотезы и предлагает альтернативы неуспешным действиям;

-осуществляет корректирующий контроль и исправление ошибок,

-делает выводы;

-оценивает полученный результат и подводит итоги.

Умение планировать и контролировать свою познавательную деятельность формируется у ребенка только при обучении со стороны взрослого.

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий, в том числе от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Именно на этой стадии у ребёнка появляется желание соответствовать ожиданиям взрослого. Однако в раннем возрасте отсутствие символической функции сознания на этой стадии не позволяет ребенку осознать запреты во внутреннем плане (то есть ребёнок выполняет требования взрослого только в присутствии самого взрослого)

Способность самоконтроля появляется на следующей стадии развития. Фаза характеризуется появлением способности задерживать желательные действия и вести себя в соответствии с требованиями взрослого в отсутствии внешнего контроля. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии:

- освоение способов самопроверки

- развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Чаще всего дети прибегают к самопроверке в двух случаях: когда этого требует воспитатель и если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

 

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Когда дети меняются функциями "исполнителя" и "контролера", у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнять ее лучше, стремление сравнить ее с работой других

В формировании произвольного поведения ребенка в ситуациях обучения очень важны ценностные ориентации и педагогические установки обучающих взрослых и используемые ими методы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: