Общепризнанным является факт, что ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие, а в школе – урок. Использование занятий и уроков в качестве основной формы обучения детей обосновал Я. А. Коменский, который в педагогическом труде "Великая дидактика" действительно охарактеризовал классно-урочную систему.
В свою очередь, К. Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры: "нельзя учить детей играя, учение – это труд". Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К. Д. Ушинского, является развитие умственных сил, дара слова детей, подготовка к школе.
Позднее А. П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду, обосновала положение о двух уровнях знаний (об этом я говорила выше)
Сравнивая урок в школе и занятие в ДОУ, можно выделить следующие признаки сходства.
1. Одна и та же сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное всестороннее воспитание. Обучение и в школе, и в ДОУ ведется по программам.
2. Четкая и строгая организация: всегда одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребенка, коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом.
Но наряду со сходством обучение в дошкольном возрасте имеет свои особенности.
Задание 2 (заполнить таблицу)
Сравнение особенностей обучения в детском саду и школе
Школа | ДОУ |
Содержание обучения | |
Форма организации обучения | |
Методы и приёмы применяемые в обучении | |
Интернет-ресурс в помощь для изучения темы:
https://studme.org/1094040717863/pedagogika/organizovannye_formy_obucheniya_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii