Вооружение Русской армии

Пулеметы

Основным пулеметом в русской армии в годы Первой мировой войны стал пулемет системы Максима (американский изобретатель), чье производство на Тульском заводе было налажено в 1905 г. Как и по другим видам вооружения, предвоенные расчеты были опрокинуты войной, а потому с начала 1915 г. в России начали расширять производство пулеметов системы Максима, а также производить закупки за рубежом, прежде всего, в США. Так, на 1 января 1916 г. из штатов пришло 1000 пулеметов, в то время как с начала войны Тульский завод произвел 5094 штук.

Первый русский «автомат Федорова»

Нельзя не отметить и усилия российских конструкторов по созданию новых видов стрелкового оружия, прежде всего, автоматического. Так, к лету 1916 года было создано «ручного ружье-пулемет» (автомат) В.Г. Федорова. Оно стало единственным за всю войну образцом отечественного автоматического оружия принятым на вооружение. Уже осенью того же 1916 года при 189-м Измаильском пехотном полку была создана специальная рота, вооруженная этим новым видом оружия. Однако дальнейшие революционные события и фактический развал Восточного фронта не позволили испытать эту роту в действие. Лишь в 1921 году, уже после Гражданской войны, Ковровский пулеметный завод начал серийный выпуск «автомата Федорова».

 

Первый в мире тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец»

В годы Первой мировой войны на вооружении русской армии в основном состояли самолеты зарубежного производства, использовавшиеся, прежде всего, для разведки. Однако все чаще стали происходить воздушные бои. Так, в 26 августа (8 сентября) штабс-капитан П.Н. Нестеров совершил первый в мире таран вражеского истребителя «Альбатроса». Оба самолета погибли. Отметим, что сам Нестеров не предполагал умирать: он хотел колесами своего самолета ударить сверху по несущей части «Альбатроса», однако ошибся, в результате чего произошла авария. В 1915 г. другой русский ас А.А. Казаков совершил первый в мире таран, в котором сам летчик остался жив.

Однако гордостью русской авиации стал первый в мире тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», который был создан молодым инженером И. Сикорским в 1913 г. Огромный по тем временам самолет имел размах крыла 31 метр, длину 19 метров и был оборудован четырьмя двигателями. Сначала это были немецкие "Аргусы", по 140 лошадиных сил каждый, затем уже в годы Первой мировой стали ставить моторы французского, английского и отечественного производства. Также бомбардировщик был оборудован специальной фототехникой для ведения разведки. Из стрелкового вооружения у команды имелись винтовки и карабины, пистолеты «Маузер» и «Парабеллум», ружье-пулемет «Мадсен», а также пулеметы (английский ручной пулемет «Льюис», производимый в России «Максим» или же затем на его облегченный английский аналог «Виккерс»). Уже в декабре 1914 г. все самолеты «Илья Муромец» были сведены в единую Эскадрилью Воздушных Кораблей, которая подчинялась напрямую Ставке Верховного Главнокомандования. Конечно, у «муромцев» были и свои враги, которые не верили в то, что русский самолет может превосходить иностранные. Однако успешные налеты на города Восточной Пруссии уже в феврале 1915 года доказали эффективность «Ильи Муромца». Так, М. Никольский (старший механик Эскадры) вспоминал, что однажды в штабе нашей 1-й армии немецкий перебежчик сообщил, что «по немецким войскам был отдан приказ о том, что доносящий о пролете русских многомоторных самолетов будет отдан за распространение ложных панических слухов. У русских нет и не может быть больших аэропланов». Всего за годы войны в боях принято участие около 40 тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец».

Также в годы Первой мировой войны был создан первый русский истребитель – С-16. Его создателем также стал И.И. Сикорский. Впервые его начали применять для учебных целей в 1915 г., а первое «боевое крещение» произошло в апреле 1916 г.

 

Бронемашины

В годы Первой мировой войны повысилась значимость бронированных автомобилей с установленными на них пулеметами. Вопреки расхожим мнениям, уже в первые недели войны наше военное начальство обеспокоилось их созданием. Первый «кустарный» отечественный броневик был создан во время нашего наступления в Восточной Пруссии, а именно в захваченном городе Инстербурге (ныне Черняховск Калининградской области). Им стал грузовой итальянский автомобиль, который был забронирован листами брони из щитов немецких артиллерийских орудий. Одновременно на Русско-Балтийском вагонном заводе началось производство специальных броневиков, которые в сентябре образовали 1-ю автопулеметную роту во главе с полковником А. Добржанским. Это стала первая в мире специальная бронеавтомобильная часть. Она увенчала себя славой, а личный состав отличался героизмом. Так, на 1 марта 1916 года нижние чины получили 100 георгиевских крестов и 72 георгиевские медали, два офицера стали кавалерами ордена Св. Георгия 4-й степени, один – Георгиевского оружия, а трое получили обе награды.

Отметим, что в целом по использованию автомобилей (не только бронированных) Россия уступала союзникам. Так, к концу 1917 года на вооружении русской армии было около 21 000 автомобилей, у британцев – 76 000, французов – 92 000, германцев – 56 000.

 

Бронепоезда

 В Первую мировую войну в русском армии были созданы первые бронепоезда, принявшие участие в боевых действиях. Так, уже в августе 1914 г. 9-й железнодорожный батальон создал первый русский бронепоезд во главе с подпоручиком Беловым. 22 августа при взятии города Станислав этот поезд в ходе неожиданной атаки захватил мост, что облегчило успех русских войск. За этот подвиг Белов был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В дальнейшем были созданы и другие бронепоезда, которые проявили себя успешно во время боев под Лодзью (ноябрь 1914 г.), Великого отступления (лето 1915 г.) и Брусиловского прорыва (лето 1916 г.).

 

Танки

Особенность Первой мировой стало появления позиционного способа ведения боевых действий, которые отличали Западный фронт с конца 1914 г. и Восточный с осени 1915 г. Разветвленные системы окопов и инженерных сооружений привели к тому, что войска буквально «закопались в землю», тем самым ограничив подвижность войск. Проблема преодоления глубокоэшелонированной обороны противника стала ключевой для всех воюющих сторон. Появление танков и стало одной и мер, предназначенных на ее разрешение. Стоит отметить, что идеи бронированных боевых машин возникали и ранее, но только к началу XX века технический прогресс позволил ей реализоваться. Уже выше было отмечено появление на поле боя бронированных (или как писали тогда – блиндированных) автомобилей. Однако танк отличался от них, поскольку он складывался из четырех элементов: универсальный механический двигатель, высокая проходимость (за счет гусеничного хода), серьезная броневая защита, а также наличие скорострельного оружия. Первыми танки создали англичане. 16 сентября 1916 г. они были впервые применены на поле боя, оказав серьезное моральное воздействие. Затем танки собственного производства появились во французской и германской армиях.

В России (как и на всем Восточном фронте) танки не использовались, хотя в начале 1917 г. была идея закупки французских танков. Однако это вовсе не значит, что русские инженеры не выдвигали проекты создания таких машин. Наибольшую известность получил «Вездеход» А.А. Пороховщикова, который по своим техническим характеристикам, конечно, не мог считаться «первым проектом танка». Сама идея была предложена уже в августе 1914 г., а эскизный проект – через 4 месяца. В 1915 году провели первые испытания, однако они выявили серьезные недостатки, не позволяющие использовать это изобретение в боевых условиях. Только в начале 1917 г. Пороховщиков представил новую модель «Вездеход №2», которую можно было бы назвать неким подобием танка, однако испытания вновь показали его непригодность для фронта.

Задания и вопросы:

1. Изучить предложенный материал, карту атласа, часть3;

 учебник «История» под редакцией В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков,

§ 69; выписать в тетрадь главную информацию (тезисно)

2.  Назвать дату войны.

3.  Каковы причина и повод войны?

4. Назвать основных участников войны.                                                                           Кто были союзниками России?

5. Используя карту, предложенную информацию, проследите ход военных действий 1914-1918 и назовите самый сложный военный год                                  (отступление по всем фронтам)

6. Используя Приложение № 1, назовите вооружение русской армии.

7. Скажите, чем обусловлено появление танков в Первой мировой?

8. Когда и почему Россия вышла из войны?

9. Каковы причины поражения Германии?

10.  Каковы, на ваш взгляд, главные итоги и  уроки войны?

(Задания выполнить письменно и устно)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: