Психология детей с нарушением интеллекта

Тема: Возможности обучения, образования, профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллекта за рубежом, в России.

(наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1.Вопросы, выносимые на обсуждение  

1) Отбор детей с интеллектуальной недостаточностью в специализированные детские сады и школы.

2) Принципы коррекционно-развивающего обучения детей в специализированных детских садах, школах.

3) Образование как средство реабилитации и достижения независимости жизни.

4) Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом.

5) Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России.

6) Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего типа.

 

Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохра­нения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития. Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей. При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическимн мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятии. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование эле ментарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно волевой готовности.

С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образова­тельного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.

В специальной (коррекционной) школе преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чте­ние, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные). К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и ни пениями окружающей действительности, специальные занятия но ритмике, а в старших (V-IX) классах - социально-бытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Важное место в специальных школах придается трудовомуобучению. Оно уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии. Обучение в школе продолжается от восьми до одиннадцати лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия дня развития каждого ученика.

В странах Западной Европы и США детей с выраженными интеллектуальными нарушениями подразделяют на обучаемых - спсобных к обучению в массовой общеобразовательной школе адаптированной индивидуальной образовательной программой, тренируемых - таких, которые способны лишь к некоторому продвижению в специально организованном обучающем процессе.

Наиболее важным из последних достижений в области образования детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями являете разработка программ раннего вмешательства в развитие.

Интересен опыт вальдорфских детских садов, где у детей незави­симо от степени выраженности нарушения интеллекта пытаются раз­вивать эмоционально-положительное отношение к окружающим.

В ряде европейских стран дети с физическими и интеллекту­альными нарушениями обязательно обучаются в лечебно-педа­гогических учреждениях.

При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в различные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями име­ют право на дальнейшее начальное и профессиональное обучение.

За рубежом (типичный пример - Финляндия) существует сис­тема «защищенного» труда, при которой умственно отсталые, ра­ботая в различных учреждениях, получают либо заработную пла­ту, либо небольшие карманные деньги. В каждом округе есть свои мастерские и трудовые центры для умственно отсталых. В США, Бельгии, других странах существуют заводы и фабрики с высоким уровнем автоматизации производственных операций и контроля производства, на которых трудятся инвалиды, в том числе и умст­венно отсталые лица.

Па протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко сниженной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерств социальной защиты. В последнее десятилетие во многих городах страны – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и некоторых других - открыты лечебно-педагогические центры, которые оказывают медицинскую, психологическую и педагогическую помощь детям с тяжелым нарушением интеллектуального развития, об чая также родителей воспитательной работе. В 1993 г. Министерство соцальной защиты наряду с действующей Программой обучения глу­боко умственно отсталых детей школьного возраста (1981) реко­мендовало также Программу обучения и воспитания детей с вы­раженными интеллектуальными нарушениями дошкольного воз­раста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслужива­ния, навыков личной и коллективной организованности, физиче­скую закалку организма и многое другое.

Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако, воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать; чтобы что-либо важное осталось не понято, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем. Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале. Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они.

ЛИТЕРАТУРА

1. Московкина, А. Г. Клиника интеллектуальных нарушений: учебное пособие / А. Г. Московкина, Т. М. Уманская. — Москва: Прометей, 2013. — 246 с. — ISBN 978-5-7042-2472-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63324 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей. С.110-116

2. Исаев, Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: учебное пособие / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2012. — 176 с. — ISBN 978-5-9925-0726-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/64640. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Лесных, Л. Л. Психология лиц с умственной отсталостью: Методические рекомендации к изучению курса: методические рекомендации / Л. Л. Лесных. — Калининград: БФУ им. И.Канта, 2008. — 30 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13099 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. — 2-е изд. — Москва: ИОИ, 2016. — 262 с. — ISBN 978-5-94193-883-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92210. — Режим доступа: для авториз. пользователе

 

Психология детей с нарушением интеллекта / сост. Свириденко И.А. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018.

 Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

1. Укажите виды образовательных учреждений для лиц с нарушениями умственного развития.

2. Охарактеризуйте по каким критериям осуществляется отбор детей с интеллектуальной недостаточностью в специализированные детские сады и школы VIII вида.

3. Укажите основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми дошкольниками и детьми школьного возраста.

4. Охарактеризуйте систему коррекционно-педагогической помощи лицам с тяжелыми нарушениями интеллекта за рубежом и в России.

5. Назовите, что должен знать и уметь учитель массовой общеобразовательной школы, если в его классе учится умственно отсталый ребенок.

6. Посмотрите фильм «Восьмой день» с участием актера Паскаля Дюкьена (с синдромом Дауна), получившего на Каннском кинофестивале первую премию за лучшую роль.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: