Г.
А класс Всеобщая история.
Тема урока: Научно-техническая революция.
Основные тенденции в развитии мировой культуры.
Цель: Усвоение обучающимися сути понятия «научно – техническая революция» и ее роли в современном обществе. Охарактеризовать основные тенденции в развитии мировой культуры.
Задачи:
Обучающие:
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся по определению понятия научно-техническая революция и черт современной НТР; познакомить с тенденциями развития мировой культуры современного общества.
- актуализировать знания обучающихся о промышленной революции; современной культуре.
- расширить понятийный аппарат темы.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
1. Особенности развития НТР.
2.Обобщение знаний об НТР.
3.Мировая культура: особенности развития.
4.Черты присущие современной культуре.
I.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НТР.
ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.
Учитель: НТР – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом.
На фоне этого прогресса бывают и «бури», и «натиски» в изменении производительных сил.
Вопрос обучающимся: Вспомните из курса истории, в какой европейской стране произошёл первый промышленный переворот и чем он ознаменовался?
В Великобритании, переходом от ручного труда к крупному машинному производству на базе паровых машин.
Итак,
- конец 18 - начало 19 вв. - первая промышленная революция. Символы: паровая машина; железнодорожный транспорт на паровозной тяге; пароход; возникновение машинного производства; почтовая связь и др.
- последняя треть 19 - начало 20 вв. - вторая промышленная революция. Символы: массовое производство машин; производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания; автомобильный и авиационный транспорт; электросвязь (телеграф, телефон) и др.).
Современная НТР началась с середины XX века.
Вопрос обучающимся: Что является символами для современной НТР?
(Ответ): реактивный самолет, космический корабль, АЭС, ЭВМ, телевизор и др.
Итак, после того как мы с вами сформулировали определение НТР, переходим к рассмотрению характерных черт современной НТР.
Современная НТР имеет 4 характерные черты:
1.Универсальность и всеохватность.
Вопрос обучающимся: Как вы понимаете такую характерную черту НТР как – универсальность? Универсальность НТР заключается в том, что она затронула все сферы хозяйства и общества.
А всеохватность, как это понимать? Всеохватность НТР можно охарактеризовать территориально или географически.
2. Ускорение научно-технических преобразований.
Выражается в резком сокращении времени (инкубационном периоде) между научным открытием и его внедрением в производство.
3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.
Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация. Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.
Задание обучающимся:
Приведите примеры стран, где высокий уровень образования (достаточно привести 3–4 примера).
4. Военно-технический характер.
Военно-техническая революция зародилась в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.
На протяжении всего периода “холодной войны” НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.
Но после ввода первой АЭС и запуска спутника Земли многие страны делают все для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.
Современная НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.
1) Наука и наукоемкость.
Наука в эпоху НТР - это сложный комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности.
В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников, т.е. 9/10 наших современников. В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).
Возросли связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким.
Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:
Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП.
При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.
В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.
Вывод:Для многих стран развитие науки – это задача №1.
2) Техника и технология.
Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение эффективности производства, производительности труда.
В условиях современной НТР развитие техники и технологии происходитдвумя путями:
- эволюционный путь заключается в дальнейшем усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.
- революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной техники. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим, в металлургии – применение прогрессивных способов получения чугуна, стали, проката. В сельском хозяйстве – бесплужное земледелие. В сфере коммуникаций – сотовая связь, электронная почта и др.
4) Управление: на пути к высокой информационной культуре.
Учитель::
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху «информационного взрыва». Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной.
Выпуск различной информационной техники стал одной их новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.
В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика. Одновременно это наука об информации.
В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.
Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании.
Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика.
Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.
ГИС – представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.
Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.
5 этап. Обобщение, выводы
II. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ НТР.
Учитель:
Давайте обобщим полученные знания о НТР.
Вопросы обучающимся:(ответы кратко сформулированные запишите в рабочую тетрадь)
- Что такое НТР.
- Назовите характерные черты и составные части НТР.
- В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?
- Каковы главные пути развития производства в эпоху современной НТР?
Вывод: НТР – это единая сложная система, ее роль в современном мире очень велика. НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека. Сущность НТР - прочная и организованная связь науки, техники и производства, в ее основе лежит коренной переворот в производительных силах на базе современной науки, она отражает цели и возможности социально-экономического строя, в котором существует. Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР.
III. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА - ОСОБЕННОСТИ И ЧЕРТЫ.
Учитель: ХХ век стал переломным моментом в истории всей человеческой цивилизации. За прошедшие 100 лет мир пережил невероятное количество событий, войн, крушений империй и создание новых государств, падение колониализма и научно-технический прогресс. Культура, как отображение человеческой действительности и повседневности, также не стояла на месте в законсервированном состоянии. С каждым новым десятилетием ХХ века культура развивалась, появлялись новые направления и течения, новые имена, которые уже вписаны в историю. О развитии культуры в ХХ веке пойдет речь на данном уроке.
Предыстория
Тенденции развития культуры XX века описывают понятия модернизм (от франц. «новый, современный»), авангард (от франц. «передовой отряд») и постмодернизм.
«Модернизм» – общее название различных направлений в культуре и искусстве конца XIX – первой половины XX вв., для которых характерен разрыв с традициями реализма и стремление к обновлению языка искусства.
Под авангардом понимают наиболее радикальные модернистские течения, такие как футуризм, дадаизм, сюрреализм и др. течения, для которых характерен бунт против любых традиций.
Искусство и культуру второй половины XX века описывают понятием постмодернизм, который предполагает не разрушение традиции, но ее (ироническое) переосмысление.
События
1905 г. – во Франции возникает фовизм. Этот стиль характеризует стремление к эмоционально-колористической живописи. Цвет становится главным средством образно-эмоциональной выразительности. При этом из живописи уходит перспектива и объем. Художник не копирует реальность, но создает свой художественный мир. Один из наиболее ярких представителей Анри Матисс.
1905 г. – появление группы «Мост» (Дрезден, с которой связано возникновение экспрессионизма. Для этого художественного направления характерна обостренная эмоциональность, субъективность переживания реальности. Острое переживание и протест против ужасов социальной действительности, а также экспрессионистическая деформация объекта.
Предшественником экспрессионизма считают Эдварда Мунка (см. его картину «Крик»).
1907 г. – возникновение кубизма. П. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы»), на которой реальность подвергается геометризованной деформации.
1907 г., 1908 г. – появляются наиболее ранние атональные музыкальные сочинения А. Скрябина, Б. Бартока.
1909 г. – опубликован манифест итальянского поэта Филиппо Маринетти, с которым связывают возникновение футуризма – первого оформленного авангардного течения. Для него характерно отрицание всего предшествующего художественного опыта, стремление построить новое «искусство будущего». Поэтизация скорости, техники, агрессии.
1910 г. – появляется первая абстрактная акварель Василия Кандинского. Возникновение абстракционизма - направления в живописи, которое предполагало полный отказ от подражания реальной действительности.
1916– 922 гг. – появление дадаизма (от франц. dada – «конек», «деревянная лошадка», «детский лепет»).
Характеризуется программным иррационализмом и антиэстетизмом. Возник как реакция на Первую мировую войну. Первое международное авангардистское движение.
1920-е гг. – появление сюрреализма. В 1924 г. выходит Манифест сюрреализма Андре Бретона.
1921 г. – Арнольд Шёнберг пишет первые сочинения в технике додекафонии. В 1923 г. появляется авторское описание новой техники.
1934 г. – Антон Веберн пишет произведение, используя сериальную технику.
1950-е гг. – возникает театр абсурда.
1950-е гг. – возникновение поп-арта.
1954 г. – Джон Кейдж пишет пьесу «4'33», которая переопределяет понимание границ музыкального.
1960-е гг. – арт-группа «Флюксус» (от лат. fluxus – «поток», «изменение») – международное сообщество художников, музыкантов и поэтов, в которое входили Джордж Маккинас, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк.
1960-е гг. – возникновение концептуализма.
Участники
Анри Матисс – французский художник, лидер фовизма.
Оскар Кокошка – австрийский художник, поэт, драматург, представитель экстпрессионизма.
Пабло Пикассо – французский художник (испанец по происхождению), основоположник кубизма.
Филиппо Маринетти – итальянский поэт, писатель, основоположник футуризма.
Андре Бретон – французский писатель, художник, основоположник сюрреализма.
Марсель Дюшан – французский художник, представитель дадаизма. Впервые в качестве объектов искусства начал выставлять «готовые продукты» (ready-made).
Арнольд Шёнберг – австрийский композитор, основоположник додекафонии, глава Новой венской школы.
Василий Кандинский – русский художник (с 1921 г. жил за рубежом), один из основоположников абстракционизма.
Казимир Малевич – русский художник, основатель супрематизма, одного из направлений абстрактного искусства.
Пауль Клее – немецкий художник, один из крупнейших представителей авангарда. Писал в стилистике экспрессионизма, абстракционизма и кубизма (произведения Клее).
Энди Уорхол – американский художник, один из основателей поп-арта.
Пьер Булез – французский композитор, дирижер, представитель музыкального авангарда.