Основные тенденции в развитии мировой культуры

Г.

А класс Всеобщая история.

Тема урока: Научно-техническая революция.

Основные тенденции в развитии мировой культуры.

Цель: Усвоение обучающимися сути понятия «научно – техническая революция» и ее роли в современном обществе. Охарактеризовать основные тенденции в развитии мировой культуры.

Задачи:

Обучающие:

- организовать самостоятельную деятельность обучающихся по определению понятия научно-техническая революция и черт современной НТР; познакомить с тенденциями развития мировой культуры современного общества.

- актуализировать знания обучающихся о промышленной революции; современной культуре.

- расширить понятийный аппарат темы.

 

                                        ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

1. Особенности развития НТР.

2.Обобщение знаний об НТР.

3.Мировая культура: особенности развития.

4.Черты присущие современной культуре.

 

 

I.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НТР.

ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.

 

Учитель: НТР – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом.

На фоне этого прогресса бывают и «бури», и «натиски» в изменении производительных сил.

Вопрос обучающимся: Вспомните из курса истории, в какой европейской стране произошёл первый промышленный переворот и чем он ознаменовался?

 В Великобритании, переходом от ручного труда к крупному машинному производству на базе паровых машин.

Итак,

- конец 18 - начало 19 вв. - первая промышленная революция. Символы: паровая машина; железнодорожный транспорт на паровозной тяге; пароход; возникновение машинного производства; почтовая связь и др.

- последняя треть 19 - начало 20 вв. - вторая промышленная революция. Символы: массовое производство машин; производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания; автомобильный и авиационный транспорт; электросвязь (телеграф, телефон) и др.).

Современная НТР началась с середины XX века.

Вопрос обучающимся: Что является символами для современной НТР?

(Ответ): реактивный самолет, космический корабль, АЭС, ЭВМ, телевизор и др.

Итак, после того как мы с вами сформулировали определение НТР, переходим к рассмотрению характерных черт современной НТР.

 

Современная НТР имеет 4 характерные черты:

1.Универсальность и всеохватность.

Вопрос обучающимся: Как вы понимаете такую характерную черту НТР как – универсальность? Универсальность НТР заключается в том, что она затронула все сферы хозяйства и общества.

А всеохватность, как это понимать? Всеохватность НТР можно охарактеризовать территориально или географически.

2. Ускорение научно-технических преобразований.

Выражается в резком сокращении времени (инкубационном периоде) между научным открытием и его внедрением в производство.

 

3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация. Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.

Задание обучающимся:

Приведите примеры стран, где высокий уровень образования (достаточно привести 3–4 примера).

4. Военно-технический характер.

 Военно-техническая революция зародилась в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.

На протяжении всего периода “холодной войны” НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

Но после ввода первой АЭС и запуска спутника Земли многие страны делают все для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

Современная НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость.

Наука в эпоху НТР - это сложный комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников, т.е. 9/10 наших современников. В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Возросли связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким.

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП.

При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.

В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

Вывод:Для многих стран развитие науки – это задача №1.

 

2) Техника и технология.

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение эффективности производства, производительности труда.

В условиях современной НТР развитие техники и технологии происходитдвумя путями:

  1. эволюционный путь заключается в дальнейшем усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.
  2. революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной техники. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим, в металлургии – применение прогрессивных способов получения чугуна, стали, проката. В сельском хозяйстве – бесплужное земледелие. В сфере коммуникаций – сотовая связь, электронная почта и др.

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре.

Учитель::

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху «информационного взрыва». Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной.

Выпуск различной информационной техники стал одной их новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика. Одновременно это наука об информации.

В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании.

Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика.

Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

ГИС – представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

5 этап. Обобщение, выводы

II. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ  НТР.

 

Учитель:

Давайте обобщим полученные знания о НТР.

 

Вопросы обучающимся:(ответы кратко сформулированные запишите в рабочую тетрадь)

- Что такое НТР.

- Назовите характерные черты и составные части НТР.

- В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?

- Каковы главные пути развития производства в эпоху современной НТР?

 

Вывод: НТР – это единая сложная система, ее роль в современном мире очень велика. НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека. Сущность НТР - прочная и организованная связь науки, техники и производства, в ее основе лежит коренной переворот в производительных силах на базе современной науки, она отражает цели и возможности социально-экономического строя, в котором существует. Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР.

 

 

III. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА - ОСОБЕННОСТИ И ЧЕРТЫ.

Учитель: ХХ век стал переломным моментом в истории всей человеческой цивилизации. За прошедшие 100 лет мир пережил невероятное количество событий, войн, крушений империй и создание новых государств, падение колониализма и научно-технический прогресс. Культура, как отображение человеческой действительности и повседневности, также не стояла на месте в законсервированном состоянии. С каждым новым десятилетием ХХ века культура развивалась, появлялись новые направления и течения, новые имена, которые уже вписаны в историю. О развитии культуры в ХХ веке пойдет речь на данном уроке.

Предыстория

Тенденции развития культуры XX века описывают понятия модернизм (от франц. «новый, современный»), авангард (от франц. «передовой отряд») и постмодернизм.

«Модернизм» – общее название различных направлений в культуре и искусстве конца XIX – первой половины XX вв., для которых характерен разрыв с традициями реализма и стремление к обновлению языка искусства.

Под авангардом понимают наиболее радикальные модернистские течения, такие как футуризм, дадаизм, сюрреализм и др. течения, для которых характерен бунт против любых традиций.

Искусство и культуру второй половины XX века описывают понятием постмодернизм, который предполагает не разрушение традиции, но ее (ироническое) переосмысление.

 

События

1905 г. – во Франции возникает фовизм. Этот стиль характеризует стремление к эмоционально-колористической живописи. Цвет становится главным средством образно-эмоциональной выразительности. При этом из живописи уходит перспектива и объем. Художник не копирует реальность, но создает свой художественный мир.  Один из наиболее ярких представителей Анри Матисс.

1905 г. – появление группы «Мост» (Дрезден, с которой связано возникновение экспрессионизма. Для этого художественного направления характерна обостренная эмоциональность, субъективность переживания реальности. Острое переживание и протест против ужасов социальной действительности, а также экспрессионистическая деформация объекта.

Предшественником экспрессионизма считают Эдварда Мунка (см. его картину «Крик»).

1907 г. – возникновение кубизма. П. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы»), на которой реальность подвергается геометризованной деформации.

1907 г., 1908 г. – появляются наиболее ранние атональные музыкальные сочинения А. Скрябина, Б. Бартока.

1909 г. – опубликован манифест итальянского поэта Филиппо Маринетти, с которым связывают возникновение футуризма – первого оформленного авангардного течения. Для него характерно отрицание всего предшествующего художественного опыта, стремление построить новое «искусство будущего». Поэтизация скорости, техники, агрессии.

1910 г. – появляется первая абстрактная акварель Василия Кандинского. Возникновение абстракционизма - направления в живописи, которое предполагало полный отказ от подражания реальной действительности.

1916– 922 гг. – появление дадаизма (от франц. dada – «конек», «деревянная лошадка», «детский лепет»).

Характеризуется программным иррационализмом и антиэстетизмом. Возник как реакция на Первую мировую войну. Первое международное авангардистское движение.

1920-е гг. – появление сюрреализма. В 1924 г. выходит Манифест сюрреализма Андре Бретона.

1921 г. – Арнольд Шёнберг пишет первые сочинения в технике додекафонии. В 1923 г. появляется авторское описание новой техники.

1934 г. – Антон Веберн пишет произведение, используя сериальную технику.

1950-е гг. – возникает театр абсурда.

1950-е гг. – возникновение поп-арта.

1954 г. – Джон Кейдж пишет пьесу «4'33», которая переопределяет понимание границ музыкального.

1960-е гг. – арт-группа «Флюксус» (от лат. fluxus – «поток», «изменение») – международное сообщество художников, музыкантов и поэтов, в которое входили Джордж Маккинас, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк.

1960-е гг. – возникновение концептуализма.

 

Участники

Анри Матисс – французский художник, лидер фовизма.

Оскар Кокошка – австрийский художник, поэт, драматург, представитель экстпрессионизма.

Пабло Пикассо – французский художник (испанец по происхождению), основоположник кубизма.

Филиппо Маринетти – итальянский поэт, писатель, основоположник футуризма.

Андре Бретон – французский писатель, художник, основоположник сюрреализма.

Марсель Дюшан – французский художник, представитель дадаизма. Впервые в качестве объектов искусства начал выставлять «готовые продукты» (ready-made).

Арнольд Шёнберг – австрийский композитор, основоположник додекафонии, глава Новой венской школы.

Василий Кандинский – русский художник (с 1921 г. жил за рубежом), один из основоположников абстракционизма.

Казимир Малевич – русский художник, основатель супрематизма, одного из направлений абстрактного искусства.

Пауль Клее – немецкий художник, один из крупнейших представителей авангарда. Писал в стилистике экспрессионизма, абстракционизма и кубизма (произведения Клее).

Энди Уорхол – американский художник, один из основателей поп-арта.

Пьер Булез – французский композитор, дирижер, представитель музыкального авангарда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: