Обеспечение безопасности в походе

В походе необходимо предусмотреть и свести к минимуму возможность несчастных случаев.

Можно выделить четыре основные причины, вызывающие несчастные случаи: слабая дисциплина в группе, недостаточная туристская подготовка и опыт, сложность естественных препятствий, неожиданное критическое изменение погоды. Самая опасная из этих причин – слабая дисциплина в группе. Игнорирование общепринятых норм поведения, установленных правил похода, путешествия, лихаческое отношение к опасностям на маршруте, безответственность, пренебрежение страховкой чреваты несчастными случаями.

Недостаточная подготовка и неопытность являются нередко причиной плохого представления о возможных опасностях на данном маршруте. Безопасность в походе также во многом зависит от наличия и качества снаряжения. Экипировка участника похода, его одежда и обувь определяют возможность личной защиты от неблагоприятных влияний внешней среды.

Самостраховка – это умение самостоятельно выполнять специальные приемы во избежание падений, срывов, переворотов, применять меры предосторожности, выходить из сложных ситуаций с минимальными потерями.

Страховка – это мера готовности оказать и оказание помощи товарищу, преодолевающему сложный участок пути или препятствие, для предотвращения возможного срыва, падения, утопления и прочего.

Для самостраховки в походах средней сложности можно пользоваться обычной или лыжной палкой. Наиболее распространенный способ страховки – страховка с помощью веревки. Одновременная страховка проводится на простых участках маршрута и при несложных препятствиях: туристы, находясь в движении, одновременно страхуют своих товарищей.

Важно помнить, что опасны не сами маршруты, а неправильные действия при их прохождении.

 

Страховка

Взаимная страховка. Взаимная страховка и помощь - одно из непреложных правил спортсменов-путешественников. Страховка - это внимательное наблюдение за туристом, преодолевающим препятствие, или оказание ему действенной помощи для предотвращения срыва, падения, утопления и т. д.

Приемы страховки различны в зависимости от условий путешествий, но наиболее распространенным средством является страховка при помощи веревки. Момент для применения страховки определяется руководителем группы исходя из степени трудности и профиля пути, физического и морального состояния туристов и других причин.

Самостраховка перед препятствием. Подготовка к ней состоит в проведении ряда мероприятий для проверки своей готовности к преодолению препятствия.

Они включают проверку индивидуального снаряжения (наличие, качество, опробование его в действии); проверку индивидуальных спасательных средств (для туриста-водника - надувного жилета, пояса, кругов; для горного туриста - лавинного шнура и т. д.); мысленное повторение плана собственных действий, необходимых для преодоления препятствия; оценку возможных вариантов срыва на препятствии и экстренных действий для предупреждения травматизма; общую мобилизацию физических и психических сил на преодоление препятствия.

Использование палки (ледоруба). Основа самостраховки при прохождении многих препятствий в пеших, горных, частично лыжных путешествиях состоит в использовании дополнительной опоры - альпенштока, ледоруба, лыжной палки. Если препятствие несложное, палка держится одной рукой, создавая в случае необходимости третью опору и помогая устойчивости.

При движении по крутым или скользким склонам палку держат в двух руках в положении «на изготовку»: рука, держащая верхний конец палки на уровне груди, обхватывает древко ладонью кверху, а другая рука, находящаяся ближе к нижнему концу (штычку) палки, берет древко ладонью книзу и в любой момент готова как бы придавить палку к склону. С помощью палки можно постоянно сохранять в движении две точки опоры: пока турист делает очередные два шага, он опирается палкой на склон, затем, стоя на двух ногах, быстро переносит палку вперед, в другую точку опоры, и цикл движения повторяется.

При пересечении склона (траверсе, движении зигзагом) штычок палки должен быть всегда обращен к склону. При перемене направления или повороте к склону другим боком палка перехватывается руками без отрыва штычка от земли.

Ледоруб на опасных склонах держат также в двух руках (верхняя сжимает металлическую головку ледоруба), клювом вниз и от себя.

Переправляясь вброд с палкой, ее штычок выносят навстречу течению. На переправе вброд на веревке категорически запрещается использовать петли со схватывающими узлами. Самостраховка подобным способом при движении по веревочным перилам может применяться на «сухом месте» (спусках, подъемах, траверсах), причем длина самостраховочной петли должна быть короче вытянутых рук.

Состоит в умении прекратить или хотя бы частично затормозить падение, срыв и т. п.

При падении или соскальзывании на травянистом склоне или мелкой осыпи необходима мгновенная опора палкой (альпенштоком, ледорубом) в склон из положения «на изготовку». Если это не удалось сделать и турист покатился вниз, надо стремиться сразу перевернуться на живот, головой вверх, и задерживаться палкой в положении лежа. При этом палка удерживается в полусогнутых руках и упирается штычком наискось в землю.

При падении на снежном склоне турист должен рывком перевернуться на живот и, вжимая палку штычком в снег, постепенно затормозить движение. Очень важно, чтобы ноги упавшего были широко раздвинуты и упирались ступнями в склон (рис.).

Веревки и узлы

Веревки. При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9-11 мм, длина 30-40 м) и вспомогательных (толщина 5-7 мм, длина 30-40 м и 4,5-5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Узлы для связывания двух веревок. Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом ткацким или прямым («морским») (рис. 20 а, в). При разной толщине веревок применяют брамшкотовый узел (рис. 1г).

При вязке узлов не следует забывать на концах связанных веревок делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы: при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в «саморазвязывающемся» варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.

Рис. 1. Завязывание узлов: а - ткацкого; б – «проводника»;

в - прямого; г - брамшкотового

Вспомогательные узлы. Узел «удавка» (рис. 2, а) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

«Схватывающий» узел (рис. 2, б) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т. п. Своеобразие узла состоит в том, что, будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки петлей.

Рис. 22. Завязывание узлов:

а - «удавки»;

 6 - «схватывающего»

 

Узел «стремя» применяется для привязывания веревки, при вязке транспортировочных устройств, подъемах и т. п. Он легко регулируется и без труда развязывается. Вяжется на конце и в середине веревки.

 

Туристские слеты

Туристские соревнования учащихся являются одной из важных форм подготовки к совершению безаварийного, содержательного похода и проверки готовности групп, а так же формой обмена опытом работы и пропаганда нового, появившегося в туризме в последнее время.

Как правило, соревнования проводятся в конце учебного года, подводя итоги работы за год. Заблаговременно решаются вопросы по организации и проведению слета или соревнований.

Школьный туристский слет — одна из самых действенных форм агитации и пропаганды туризма как здорового образа жизни, повышения физического развития школьников, организации досуга молодежи.

Туристские слеты учащихся могут различаться по целям и форме проведения, времени и условиям проведения, количеству и возрасту участников, продолжительности и содержательности. Главное, чтобы они были.

Подготовка турслета. Работа по подготовке слета начинается задолго до его проведения. Обычно она начинается с его утверждения в организации, проводящей соревнования или слет. Затем следует четко распределить фронт работ, которые необходимо сделать в ходе подготовки к слету, и назначить ответственных за их выполнение.

Организация, проводящая слет, выполняет следующие работы:

· создание оргкомитета слета во главе с председателем;

· составление, разработка и распространение Положения о слете;

· утверждение состава главной судейской коллегии;

· материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение;

· обеспечение безопасности и охраны природы;

· выбор места для проведения слета;

· получение разрешения местных организаций (сельсовет, лесничество, санэпидемстанция, милиция и т.д.) на проведение слета (соревнований).

Оргкомитет слета выполняет следующие работы:

· разработка и осуществления плана подготовки и проведения мероприятия;

· размещение, организация питания и медобслуживания участников и судей;

· подготовка и оборудование места проведения соревнований;

· распространение информации, рекламы, наглядной агитации.

В случае отсутствия оргкомитета его обязанности возлагаются на организацию, проводящую слет (соревнования).

Главная судейская коллегия выполняет следующие работы:

· изучение Положения о слете, составление условий прохождения каждой дистанции или вида программы;

· составление заявки на снаряжение и инвентарь;

· подготовка и инспектирование дистанций;

· комплектование судейских бригад,

· проведение инструктажа судей;

· получение (закупка) и вывоз снаряжения;

· подготовка судейских и итоговых протоколов на все дистанции;

· оборудование дистанций и этапов для прохождения и обеспечение безопасности;

· закупка и вывоз призов.

В состав главной судейской коллегии входят: главный судья и его заместители, главный секретарь и его помощники, начальники дистанций, судья-инспектор, врач соревнований.

Важным документом является Положение о проведении соревнований, слета.

Положение освещает следующие вопросы:

1. Цели и задачи. На массовом уровне – это прежде всего пропаганда туризма и обучение, обмен опытом, а на более высоких уровнях – проверка подготовленности и выявление сильнейших команд. Если в целях и задачах стоят вопросы воспитательной работы, значит, в программе слета должны быть предусмотрены виды или конкурсы, обеспечивающие выполнение этой задачи.

2. Время и место соревнований. Здесь разъясняется дата проведения, время прибытия команд, место проведения, способы подъезда.

3. Руководство подготовкой и проведением. Разъясняется, кто отвечает за вопросы организационной подготовки соревнований, на кого непосредственно возлагается проведение соревнований.

4. Участники соревнований. В этом разделе определяются команды, участники, их возрастной и количественный состав, говорится о туристской подготовке.

5. Программа соревнований. Уточняется соревновательная и конкурсная программы, даются характеристики дистанций. Желательно конкретно указывать распределение видов по дням.

6. Определение результатов и награждение победителей. По каждому виду программы формулируются принципы распределения мест и зачетных очков, в соответствии с правилами соревнований. Обязательно оговаривается система определения мест в комплексном зачете, при этом указывается, какому виду отдается предпочтение в случае равенства мест. Необходимо указать, как будут учитываться результаты команд, не принявших участие в каком-либо виде программы, а также снятых или сошедших с дистанции.

Указывается, какими наградами будут отмечаться команды-призеры.

7. Документация и сроки ее подачи. Указывается срок подачи предварительной заявки на участие в соревнованиях и именной заявки на команду. Здесь же указываются требования к другим документам: паспорта участников (либо свидетельства о рождении), приказа о направлении на соревнования.

8. Условия приема участников. В разделе объясняются условия размещения команд (особенно если в полевых условиях), приготовления пищи, а так же перечень необходимого снаряжения или оборудования, необходимого для участия в соревнованиях и конкурсах. В случае предоставления судейского снаряжения это тоже должно быть отражено в положении.

9. Финансирование. Указывается какие расходы несут организаторы и участники соревнований. Должны быть указаны все виды расходов: питание в пути на соревнованиях, проезд, суточные руководителям, стартовая оплата и т.п. и

В зависимости от масштаба соревнований количество разделов может быть сокращено и разделы могут быть объединены. Изменения и дополнения в Положение имеют право вносить организация, утвердившая его, или оргкомитет, совместно с главной судейской коллегией не позднее начала первой жеребьевки на данных соревнованиях.

Положение слета отличается от Положения соревнований по туристскому многоборью. У слета более насыщенная программа, более простая система подведения итогов, отсутствие рассчитанного класса дистанций. Так как целью слетов ставится, в основном, организация досуга, а не повышение спортивного мастерства и выполнение спортивных разрядов, то дистанции слета ставятся с сильным упрощением существующих Правил соревнований по туристскому многоборью (постановление Союза ТССР и ФТ № 4 от 2.12.96 г.), а часто без соблюдения этих Правил. Поэтому не приходится говорить о классе дистанций, их ранге и выполнении спортивных разрядов.

Особое внимание следует уделить разработке Программы слета. Необходимо учесть и избежать множества досадных недоразумений (например, перерыв в движении электричек или нехватка времени на награждение победителей из-за "затягивания" какой-либо дистанции).

Время проведения дистанций следует рассчитать заранее, скорректировать его по количеству предполагаемых команд-участников, при необходимости сократить или изменить этапы и задания на дистанциях. Обычно на однодневных слетах используют т.н. систему карусели, когда одна половина (или треть) участников участвует в одних видах программы, другая половина в других, а затем они меняются. При наличии 2-3 дней слета такая необходимость отпадает, и день целиком посвящают какой-либо дистанции или игре, а в свободное время занимают участников необязательными видами программы или общественно-полезной работой (что тоже можно делать на время, на качество, на результат и подводить итоги).

Составляя программу, необходимо помнить, что за каждый ее вид будет отвечать конкретный человек, и если примерные кандидаты известны, то лучше заранее учесть их пожелания и предложения. Немаловажную роль при составлении программы слета играет и количество судей, необходимых для каждого вида программы. Лучше всего разрабатывать программу слета совместно с избранной судейской коллегией.

Важно, чтобы программа слета учитывала интересы участников соревнований, особенности их возраста, степень подготовленности к таким мероприятиям и отвечала поставленным целям самого слета.

Кроме того, программа соревнований должна соотноситься с финансовыми возможностями проводящей организации, так как от них зависит количество и качество материально-технического, транспортного, хозяйственного и медицинского обеспечения слета.

Виды соревнований, которые могут быть включены в программу слета:

1. КТМ (контрольный туристский маршрут) или длинная командная туристская дистанция

2. Короткая командная туристская дистанция

3. Туристские конкурсы

4. Творческие конкурсы

5. Ориентирование

6. Военно-спортивные игры и эстафеты

7. Спортивные игры и эстафеты

8. Веселые старты

9. Личные соревнования по технике туризма

10. Дистанция спасработ

11. Семейные соревнования

12. Другие соревнования

В дополнение к Положению о соревнованиях судейской коллегией разрабатываются Условия проведения соревнований. В них описываются особенности препятствий и, при необходимости, техники и тактики их преодоления на данной дистанции, выполнения спецзаданий. Условия прохождения дистанций состоят, в основном из:

· общих условий (задача дистанции, класс, протяженность, количество этапов, контрольное время, используемые элементы ориентирования с указанием масштаба карты и сечения рельефа, время старта, стартовый интервал, особые требования к участникам, требования к снаряжению, другие моменты, требующие внимания);

· условия прохождения или описание этапов (длина этапа, его оборудование, контрольное время, задание на этапе, указание действий и приемов и т.д.);

· схемы дистанции;

· таблицы штрафов (с описанием, разъяснением ошибок и баллами штрафа).

При разработке условий следует обратить особенное внимание на соответствии их общему Положению, а все противоречия устранить до их утверждения или, в крайнем случае, до первой жеребьевки соревнований.

Примеры условий рассмотрены далее при описании возможных дистанций.

Проведение слета

До 70% успеха в проведении слета обеспечивает основательная подготовка. Как показывает практика, почти все неприятности на слете связаны с огрехами в подготовке, и эти неприятности вполне можно было предусмотреть и предупредить.

Обеспечение безопасности при проведении соревнований возлагается на заместителя главного судьи по безопасности и местную поисково-спасательную службу. В случае отсутствия ПСС обеспечение безопасности возлагается на судейскую коллегию.

При возникновении угрозы опасности для участников соревнования должны быть отложены, а уже начавшиеся - прерваны. Если в результате ухудшения метеоусловий и вызванного этим ухудшения состояния дистанций не может быть обеспечена безопасность проведения соревнований, главный судья должен изменить порядок их проведения, отменить их или исключить из программы этап, дистанцию.

К мерам по обеспечению безопасности относятся:

· правильный выбор места для проведения соревнований, подготовка дистанций в соответствии с требованиями Правил, Положения и условий;

· поддержание порядка и дисциплины во время проведения;

· организация надежной связи между этапами;

· организация медицинских профилактических мероприятий;

· организация противопожарных мероприятий;

· профилактика заболеваний, правильная организация быта в полевых условиях, питание участников соревнований и судей, наличие медицинского персонала;

· соответствие спортивной и психологической подготовки участников классу сложности дистанции;

· наличие страховочных (спасательных) средств, обеспечение страховки и подготовленности каждого страхующего (спасателя);

· прохождение дистанции с качественным снаряжением, обеспечивающим безопасность участникам;

· четкая работа спасательной службы;

· дополнительные мероприятия, которые сочтут нужным провести организаторы соревнований, исходя из конкретной обстановки,

Запрещается прокладывать трассу соревнований в местах, где не обеспечивается безопасность участников, судей и зрителей. Места старта и финиша должны быть промаркированы и иметь ограждения. На опасных участках дистанции, если их нельзя исключить, устанавливаются предупреждающие, указательные знаки и надписи или ограждения.

Подготовку дистанции к соревнованиям проводит специальная бригада под руководством начальника дистанции, укомплектованная квалифицированными специалистами. Начальник дистанции обязан лично проверить надежность оборудования всей дистанции, постоянно контролировать ее состояние в процессе соревнований, а также принимать меры к устранению причин, могущих привести к несчастному случаю.

Ответственность за качество судейских технических средств передвижения и снаряжения несут организация, проводящая соревнования, и заместитель главного судьи по безопасности. Снаряжение команды, обеспечивающее безопасность, должно быть допущено к применению технической комиссией. В случае неисправности снаряжения или его плохого качества команда к участию в соревнованиях не допускается.

Охрана природы, памятников истории и культуры при проведении слета. При проведении соревнований необходимо разработать и осуществить мероприятия, обеспечивающие охрану природы, памятников истории и культуры. Ответственность за выполнение мероприятий по охране природы возлагается на заместителя главного судьи по оргработе и коменданта, а также на представителей команд.

В период размещения на поляне представителям команд должны быть сообщены требования по охране природы, памятников истории и культуры (пожарная безопасность, предотвращение замусоривания местности, порчи посадок и т.п.).

Движение участников по дистанции не должно проходить через засеянные поля, молодые посадки, плантации, участки с памятниками истории и культуры.

Нарушители указанных требований должны быть наказаны, вплоть до снятия с соревнований, а в отдельных случаях — привлечены к административной или уголовной ответственности.

Начало слета. Итак, когда приняты меры по обеспечению безопасности, получены разрешения на проведение слета в лесничестве, у местных властей, СЭС, обеспечена поддержка милиции и медперсонала, судьи готовы к приему участников, можно проводить слет.

На поляне слета готовятся места для лагерей команд, мусорные ямы, туалеты, очищаются подходы и подъезды, ограничиваются опасные места, оборудуются мосты, родники и т. д. Очень удобно использовать указатели. До приезда участников ставятся длинные дистанции и дистанции ориентирования, так как они наиболее удалены от поляны. Ставятся короткие дистанции, требующие сложной системы навешивания. Проводится окончательный инструктаж судей и организаторов.

Стенд информации. Немаловажное звено в проведении слета. На стенд вывешивается вся оперативная информация:

· карта района с указанием места поляны слета и границ полигона;

· схема размещения служб на поляне слета (места расположения туалетов, медпункта, полевой кухни, секретариата, комендантской службы, места забора воды и мытья посуды, схемы дистанций и т.д.);

· расписание движения электропоездов, автобусов;

· положение о слете;

· условия проведения всех дистанций и программ слета;

· программа слета, уточнения и изменения в ней;

· протоколы дистанций, итоговые протоколы, протоколы жеребьевки и времени старта команд на дистанциях;

· другие важные документы и материалы.

Прием участников. Участников встречают на ближайшей ж/д платформе, привозят на их транспорте или ожидают непосредственно на поляне слета. В любом случае необходим человек, встречающий команды. На поляне слета это может быть комендант и его помощники, указывающие каждой команде место расположения на поляне. Участники должны быть ознакомлены с правилами по ТБ и охране природы, им сообщается местонахождение стенда со всей информацией о слете, их знакомят с главным судьей и организаторами слета, к которым можно обратиться по любым вопросам. На этом этапе, несмотря на суматоху и оживление среди участников, важно установить праздничную доброжелательную атмосферу на поляне слета, обеспечить контроль над выполнением правил поведения, ТБ и охраны окружающей среды.

Программа соревнований. Программа соревнований выполняется согласно Положению. К моменту старта соревнований все дистанции должны быть готовы и приняты судьей по безопасности (судьи обычно выезжают заранее за несколько часов или накануне). За готовность и работу каждого вида программы, дистанции отвечает один старший, подчиняющийся главному судье. Главный судья следит за выполнением программы соревнований в целом. Он координатор всей деятельности судей и организаторов. Он перерабатывает всю оперативную информацию, обеспечивает сообщения об изменении времени старта дистанций, сборе представителей команд, показе дистанций и т.д. При правильно проведенной подготовке, распределении обязанностей, достаточной квалификации судей программа соревнований выполняется без задержек и нарушений. В случае непредвиденных обстоятельств должны быть разработаны запасные варианты проведения слета: изменение расписания, замена судей, изменения видов программ и т.д. На этом этапе важно обеспечить четкую работу судей и организаторов, а также оперативность в информировании участников о происходящем на слете.

Подведение итогов. Важно подвести итоги соревнований вовремя и провести награждение на поляне слета. В момент подведения итогов необходимо настроить команды на окончание слета и проконтролировать сдачу мест лагерей коменданту соревнований. Если же награждений не будет, команды могут разъехаться, не убрав поляну. После подведения итогов судьи снимают дистанции, сдают и вывозят оборудование, приводят поляну слета в порядок.

Далее приведено описание некоторых видов программ и дистанций, которые могут быть включены в программу слета.

Технические этапы. Этап должен иметь свою разметку: ограничения коридора, старт, финиш.

Этап должен быть полностью расчищен от веток, камней, корней деревьев, мешающих его прохождению.

На каждом этапе должна быть конкретная задача, оговоренная в условиях прохождения дистанции.

Все оборудование этапа должно проверяться на устойчивость и прочность.

На этапе должен быть старший судья, обеспечивающий безопасность движения участников и оценивающий правильность его прохождения.

Туристские конкурсы на слетах. Туристские конкурсы проводятся для проверки туристских навыков участников. Некоторые из них могут стать этапами туристских дистанций (КТМ, ориентирование и др.), а могут составить отдельную программу (входящую или не входящую в общий зачет слета при подведении итогов). При включении какого-либо конкурса в туристскую дистанцию подведение итогов сводится, в основном, к подсчету штрафных баллов, набранных командой на этапе. А при включении их в конкурсную программу подведение итогов может быть самым разнообразным: подсчет премиальных баллов, сумма времени работы на конкурсе и штрафного времени, сумма штрафных баллов и даже субъективная оценка жюри. При этом место в общем зачете конкурсной программы может складываться из суммы мест на каждом конкурсе.

Краеведение. Краеведение - один из интересных и познавательных разделов, который в различных формах может использоваться при проведении слетов и соревнований. Краеведение может стать одним из этапов туристических дистанций, может быть включено в конкурсную программу, а также стать отдельным видом соревнований или увлекательной игрой. Задания по краеведению могут быть теоретическими (в виде викторин, кроссвордов, загадок), а также и практическими: описать и собрать гербарий растений, встречающихся в Подмосковье; изготовить скворечник; подготовить рассказ об истории своего района или рассказать о нем при помощи фотографий; собрать материал о военной судьбе своего района или его архитектурных, культурных, исторических памятниках; подготовить выступление агитбригады на тему "Охрана окружающей среды" и др. Главное, чтобы предложенное задание было интересным, была разработана методика его выполнения, а также система оценки выполненных заданий. Кроме того, хорошо бы заранее указать, как будут использованы материалы заданий (для оформления кабинета биологии, истории, литературы, коридора школы, школьного музея или пришкольного участка). Практические краеведческие задания необходимо выдавать задолго до проведения слета, так как к ним нужно готовиться и иметь достаточно времени на сбор и оформление материала.

Подведение итогов слета. После слета можно сделать еще несколько мероприятий, которые желательно провести, не откладывая.

1. Разбор, просушка, классификация снаряжения и оборудования. Необходимо отложить те материалы, которые пригодятся при проведении следующих слетов и соревнований.

2. Обсуждение итогов проведения слета. Проводится судьями и организаторами с целью выявления достоинств и недостатков, причин "провалов" и успехов. По окончании обсуждения происходит объявление выговоров и благодарностей. Такое обсуждение протоколируется для того, чтобы отметить удачные "находки" данного слета, учесть ошибки на будущее.

3. Составляется финансовый отчет о соревнованиях

4. Составляется отчет о проведении слета, который включает:

· "Положение";

· условия;

· схемы дистанций;

· акты сдачи дистанций;

· протоколы дистанций и итоговые протоколы;

· именные заявки команд-участников;

· списки судей;

· судейские протоколы;

· буклеты и рекламки;

· общий отчет о соревнованиях установленного образца;

· другие документы и сведения.

Такие отчеты необходимо сохранять для примера проведения подобных слетов.

 

Список литературы

 

1. Добарина, И.А. Основы школьного туризма [Текст]: методическое пособие для учителей и студентов / И.А. Добарина. О.Л.Жигарев- Новосибирск, 2002.

2. Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.

3. Куликов, В.М. Школа туристских вожаков [Текст]: учебно-методическое пособие / В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.

4. Курилова, В.И. Туризм [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.И. Курилова. – М.: Физкультура и спорт 1984.- 224с.

5. Садикова, Н.Б. 1000+1 совет туристу: Школа выживания / Авт.-сост. Н.Б. Садикова. – Мн.: Литература, 1998. – 352с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: