Слова-сорняки в научном стиле речи

Модуль 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧИ ДЕФЕКТОЛОГА

Тема:  Стили речи. Научный стиль речи в системе подготовки будущих дефектологов

 

Нужные слова в нужном месте –

 вот подлинное определение стиля

Дж. Свифт

Понятие о функциональных стилях русского языка.

Стилистические особенности научного стиля речи.

Композиция научного текста

Слова-сорняки в научном стиле речи

Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Выделяют художественный, публицистический, официально-деловой, научный и разговорный стили речи.

В системе подготовки будущих дефектологов ведущим является научный стиль речи. 

Научный стиль речи – разновидность литературного языка, областью применения которой является наука. Обучаясь в вузе, студенты развивают и совершенствуют навыки научного анализа, сформированные в средней школе, под руководством научных руководителей учатся составлять рецензии и аннотации, писать научные статьи, работать над рефератами, курсовыми и дипломными проектами. При использовании научного стиля речи следует помнить, что главные коммуникативные качества научного стиля речи, определяющие его стилистические особенности – это объективность и точность.

Для достижения объективности научного текста необходимо абстрагироваться от эмоций и чувств и оперировать лишь научными фактами, выкладками с обязательной ссылкой на использованные источники, ту или иную научную традицию, исследования предшественников. Принцип преемственности является обязательным при создании научных текстов, в противном случае, текст может рассматриваться как поверхностный либо как плагиат (присвоение чужого интеллектуального труда). В целях достижения объективности следует использовать определённые языковые средства:

·  употреблять нейтральный порядок слов,

· использовать соответствующую терминологию,

· избегать использования эмоционально-окрашенной лексики, междометий, частиц, восклицательных интонаций, а добиваться выразительности используя усилительные и ограничительные частицы, указательные слова (лишь, только); прилагательные в превосходной степени (труднейшая задача, простейшее решение); проблемные вопросы и вопросно-ответные комплексы.

В научном стиле не принято повествование от первого лица (т. н. «личная» манера повествования), в последнее время минимизируется и использование третьего лица. Предпочтительно использование неопределённых глаголов прошедшего времени (было выявлено, замечено, изучено). 

Вторым обязательным условием научного стиля является его точность. Точность достигается логикой изложения, использованием специальной терминологии, тщательным подбором и употреблением слов. Научный стиль речи активно развивается: возникают новые языковые единицы для обозначения новых научных понятий.

Каждая наука владеет своим категориальным терминологическим аппаратом. В дефектологии широко используются слова с приставками а- (алалия, алексия, афазия, адаптация), дис- (дисграфия, дисгармоническое развитие, дислалия, дисфория), диз- (дизонтогенез, дизартрия), сверх- (сверхкомпенсация), д е- (депривация, декомпенсация), а также суффиксы -ость (дебильность, имбецильность, лабильность), - изм- (аграмматизм, инфантилизм, каппацизм, ротацизм), -ци- (компенсация, адаптация, реабилитация). Термины складываются в терминологические системы. Все используемые в научном тексте термины и понятия должны быть согласованы друг с другом, вписываться в общую научную картину. Из частей речи наиболее используемыми являются существительные, часто с абстрактным значением (развитие, направление, компенсация, возникновение, определение), краткие прилагательные (характерен, аналогичен, вызван, обусловлен), глаголы (обозначить, составить изучить, рассмотреть, найти, выбрать).

К другим стилевым особенностям языка науки относятся такие качества речи:

обобщённость – собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность.;

отвлечённость – абстрактность, теоретичность, умозрительность;

подчёркнутая логичность выражается на синтаксическом уровне и композиционном уровнях текста;

не категоричность – д остигается специальным способом «смягчения» негативных оценок и снижения категоричности высказывания.

Научный стиль речи имеет свою жанрово-стилевую дифференциацию:

· собственно- научный (монография, статья, доклад, тезисы);

· научно-информативный (аннотация, реферат, патентное описание);

· научно-справочный (словарь, справочник, каталог);

· учебно-научный (учебник, уч. словарь, методическое пособие, лекция);

· научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья и др);

· научно-деловой (отчет о проведении НИР, автореферат диссертаци);

· научно-оценочный (отзыв);

· научно-информативный подстиль (аннотация, рецензия).

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования.

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели – «введение»;

2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) – «основная часть»;

3. Решение исследовательской задачи, получение ответа – «заключение».

Выпускные научные работы (бакалаврские, магистерские) предполагают в обязательном порядке деление на главы, параграфы, наличие титульного листа с указанием реквизитов и жанра работы (квалификационная, магистерская), года выполнения.

Научный стиль характерен тем, что сам способ изложения становится способом доказательства. Можно без труда подобрать языковые средства, при которых материал будет изложен с соблюдением внутренней логики. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично поясняет, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т. д. Необходимым атрибутом композиции являются повторы. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы. В курсовых, дипломных работах смысловыми повторами небольшого объёма (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором большая часть (например, глава – выводами по главе), а вся работа – смысловым повтором в объёме одной-двух страниц (Заключением).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: