Реформы пенсионного обеспечения в России ХХI века

Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

В 2000-е годы экономика России находилась в упадке, широкое распространение получили схемы ухода от уплаты налогов. Это проявилось в падении жизненного уровня значительной части населения России, прежде всего пенсионеров и инвалидов, размеры пенсий которых стали мизерными и не покрывали даже минимальных потребностей. Cтало очевидным, что бы обеспечить достойный уровень пенсии «старым способом» просто невозможно. Необходимо было менять пенсионную систему и искать выход из сложившийся ситуации.

Реформа пенсионной системы в России вступила в силу 1 января 2002 г., когда со всей очевидностью стало ясно, что на фоне тревожной демографической динамики пенсионное бремя государства продолжает расти из года в год. Россия перешла от распределительной пенсионной модели к солидарно-накопительной модели пенсионного обеспечения.

До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в «общий котел», из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было - всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

В CCCР действовала распределительная или «солидарности поколений» система пенсионного обеспечения, при которой выплата пенсий пенсионерам производилась за счет средств, полученных от налогообложения заработной платы работающих граждан. Основным недостатком действующей пенсионной системы является крайне низкий размер пенсий, обрекающий пожилых людей и инвалидов на существование за чертой бедности в условиях перехода страны в 90-х от распределительной к рыночной экономике.

Солидарно-накопительная пенсионная система (в Германии она называется «капиталообразующая система» для обеспечения старости) предполагает одновременно функционирование государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. Особенность этой системы состоит в том, что пенсия является частной собственностью гражданина, которые имеет полное право распоряжаться средствами по собственному усмотрению. Модель предполагает деление пенсии на три части: базовая, накопительная и страховая. Базовая часть составляет 6% от размера заработной платы и идет в федеральный бюджет. Она не сохраняется и не отражается на лицевом счете пенсионера. Страховая часть составляет 8% от заработной платы и отражается на лицевом счете как долг государства перед ним. Накопительная часть пенсии также составляет 6% от заработной платы и инвестируется в пользу лица. Таким образом, доля государства в пенсии составляет 30%. Пенсионные сбережения размещаются на индивидуальных лицевых счетах, которыми управляют государственный, либо частные пенсионный фонды, конкурирующие между собой. Фонды инвестируют сбережения на финансовых рынках в течение всего срока трудовой деятельности своих клиентов, что позволяет деньгам «работать».

Система обусловливает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от размеров заработка и эффективности использования накоплений [27, c. 24]. Пенсионной реформе в России исполнилось 10 лет, но до сих пор видимых результатов россияне не получили. Кризис в пенсионной системе по-прежнему болезненно отражается на малообеспеченных гражданах, а на старшем поколении в особенности. Да, государству удалось несколько повысить средний уровень пенсий в стране, но по большому счету говорить о достойной, обеспеченной жизни большинства пенсионеров не приходится. Эффект от валоризации быстро съедает рост тарифов и цен. Кроме того, даже с учетом всех повышений базовой и страховой частей пенсий так называемый коэффициент замещения у многих россиян составляет всего 20-25% от зарплаты, в лучшем случае до 30%. С уходом на заслуженный отдых уровень жизни многих резко снижается, людям приходится урезать привычный круг своих потребностей, отказываться от многих жизненных благ.

Таким образом, инвестиционная составляющая, призванная увеличить накопительную часть, а вместе с ней и всю пенсию в целом за счет размещения ее средств на фондовом рынке в связи с крайне ограниченным набором инвестиционных инструментов у госуправленцев очевидно обесценивается.

Пенсионное обеспечение граждан в 2002-2003 гг. осуществлялось в соответствии с принятым пакетом законодательных актов по реформированию системы пенсионного обеспечения. Реформирование включает в себя создание инфраструктуры пенсионной системы, модификацию распределительной модели пенсионного обеспечения и формирование накопительной составляющей пенсионной системы.

Создание инфраструктуры

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” во всех субъектах Российской Федерации осуществлена передача полномочий по назначению и выплате пенсий территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Тем самым создана единая централизованная система управления средствами обязательного пенсионного страхования. За этот период в основном решена задача перехода подразделений по назначению, перерасчету и организации выплаты пенсий к работе на основе информационных баз федерального масштаба. Соответствующим образом унифицировано программное обеспечение для назначения и организации выплаты пенсий.

Решение задач, предусмотренных законодательством, на основании которого осуществляется пенсионная реформа, предполагает сбор, обработку, хранение и использование значительных объемов информации, фиксирующей пенсионные права миллионов застрахованных лиц (как работающих, так и пенсионеров). С этой целью Пенсионным фондом Российской Федерации к 2002 году была проведена подготовительная работа, позволившая сформировать необходимую законодательную и нормативную основу и создать с использованием современных информационных технологий соответствующие информационные базы федерального масштаба по страхователям и застрахованным лицам (в том числе пенсионерам), а также внедрить человеко-машинные технологии по основным процедурам, определенным новым пенсионным законодательством.

Ядром информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации является система индивидуального (персонифицированного) учета, в которой содержится систематически актуализируемая информация о пенсионных правах граждан. Информационная база персонифицированного учета включает более 110 млн. индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (работающие граждане, включая самозанятое население, безработные, учащаяся молодежь старше 14 лет, неработающие пенсионеры) с информацией об их пенсионных правах.

Для упрощения работы страхователей Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечил возможность подготовки и передачи этой информации в, электронной форме (из 82 млн. документов от страхователей за 2002 год около 96% принято подразделениями ПФР в электронной форме). Главным показателем этих сведений наряду со страховым стажем являются суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за каждое застрахованное лицо на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Для обеспечения достоверности указанных сведений в 2002 году разработан и реализован механизм сверки данных персонифицированного учета и бухгалтерского учета. Конечная цель сверки этих данных заключается в подтверждении того, что каждый рубль страховых взносов уплачен каждым страхователем за конкретное застрахованное лицо и войдет в его пенсионные права. Из поступивших в 2002 году в бюджет ПФР 298,9 млрд. руб. страховых взносов разнесено по индивидуальным лицевым счетам 291,7 млрд. руб. или 97,6 %, в том числе 257,1 млрд. руб. на страховую часть трудовой пенсии (из поступивших 261,0 млрд. руб.) и 34,6 млрд. руб. на накопительную часть пенсии (из 37,9 млрд. руб.).

Пенсионный фонд Российской Федерации для эффективной реализации пенсионной реформы осуществляет информационное взаимодействие в автоматизированном режиме не только со страхователями, но и с другими ведомствами, в том числе с органами Федерального казначейства и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Выводится на качественно новый уровень работа с населением: создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание застрахованных лиц и страхователей, консультационные пункты на предприятиях, передвижные консультационные пункты. Клиентская служба была презентована Президенту Российской Федерации в Тамбовской области.

За 2001-2003 гг. прошли обучение 31313 работников системы ПФР.

Модификация распределительной составляющей пенсионной системы

Повышение уровня пенсионного обеспечения

С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” Пенсионным фондом Российской Федерации осуществлен перерасчет всех видов пенсий исходя из норм нового пенсионного законодательства. В результате около 12 млн. человек получили существенную прибавку к пенсии, которая в среднем составила 346 рублей, что соответствует более чем 30-процентному росту пенсий.

Одновременно Фонд осуществлял оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

В течение 2002 года трижды проводились мероприятия по повышению размеров пенсий.

С 1 февраля и с 1 августа 2002 года все виды пенсий проиндексированы на 6,5 и 9 процентов.

В результате в целом за 2002 год средний размер пенсии увеличился с 1138 руб. до 1462 руб., или более чем на 28% при годовом уровне инфляции 15,1 процента. Средний размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2003 г. составил 1482 руб., размер пенсии по староста - 1590 рублей. Максимальный размер пенсии по старости увеличился до 1746 рублей.

Бюджетная политика в области расходов на пенсионное обеспечение в 2003 году направлена на продолжение реализации программы пенсионной реформы.

С 1 февраля 2003 года проведена индексация базовой части трудовой пенсии на б процентов. Повышение коснулось всех, без исключения, пенсионеров. Размер увеличения пенсий составил от 16 до 470 рублей.

С 1 апреля 2003 года по итогам 2002 года с учетом роста среднемесячной заработной платы в стране и исходя из индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации на одного пенсионера дополнительно увеличена страховая часть трудовой пенсии на 12,6 процента.

Средний размер трудовой пенсии увеличился на 112 руб. и составил 1632 рубля. Средний размер пенсии по старости увеличился на 121 руб. и составил 1752 рубля.

С 1 августа 2003 года все пенсии проиндексированы на 8 % - на индекс роста инфляции за первое полугодие 2003 года.

Средний размер трудовой пенсии по старости с 1 августа 2003 года с учетом перерасчета увеличился в среднем на 148 руб. и составил 1903 рубля.

Средний размер трудовой пенсии составил 108,1% от прожиточного минимума пенсионера, при этом отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума составило 116 процентов.

В результате в 2003 году при ожидаемом индексе роста цен (инфляции) 10 - 12 % размер трудовой пенсии увеличится в среднем на 290 руб., или на 19,6%, т.е. с опережением уровня инфляции на 7,6 процентных пункта.

Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2002 году составили 699,9 млрд. руб., или 6,4% ВВП, против 532,1 млрд. руб. в 2001 году (5,9% ВВП), то есть увеличились на 31,5% (0,5 процентного пункта ВВП).

 

Расходы Фонда на пенсионное обеспечение граждан и дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан с учетом затрат на их доставку в 2002 году составили 661,7 млрд. руб. или 6,1% в ВВП, против 491,1 млрд. руб. в 2001 году (5,4% ВВП), с ростом к 2001 году на 34,7% (0,7 процентного пункта ВВП).

С 1 января 2002 года началось формирование резерва для финансирования накопительной части трудовой пенсии, объем которого по результатам 2002 года составил 37,9 млрд. рублей, при этом темпы роста пенсионного обеспечения не замедлились. В результате реализации нового пенсионного законодательства средний размер пенсии за 2002 - 2003 годы увеличился на 609 руб., или более чем в 1,5 раза.

Всего в период с 1 января 2002 г. по 1 октября 2003 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации назначено 3,8 млн. пенсий, из них 3,5 млн. трудовых пенсий и 0,3 млн. пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

С начала пенсионной реформы у 4,4 млн. работающих пенсионеров возникла возможность получать пенсии в полном объеме, что дало прибавку к трудовой пенсии в размере 455 рублей.

В 2003 году впервые осуществляется перерасчет страховой части трудовой пенсии лицам, со дня назначения пенсии которым прошло не менее 12 полных месяцев при условии уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. За период с 1 января 2003 г. по 1 октября 2003 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации перерасчет страховой части трудовой пенсии произведен 3,9 млн. пенсионерам.

При перерасчете страховой части трудовой пенсии увеличение размера пенсии составляет 12 руб. 17 коп. с каждой тысячи получаемого дохода без ограничения его размера (при условии уплаты страховых взносов). Среднее увеличение размера страховой части трудовой пенсии по Российской Федерации составляет 47,08 руб. (например, в Центральном федеральном округе - 38,81 руб., в Сибирском федеральном округе - 52,18 руб.). Максимальный размер увеличения по ранее действовавшему законодательству составлял 20 рублей.

Кроме того, в 2003 году с 1 июля осуществлена корректировка трудовых пенсий, назначенных в 2002 г., с учетом поступивших страховых взносов в отношении 0,8 млн. пенсионеров.

В соответствии с действующим законодательством со второй половины 2013 года Пенсионный фонд Российской Федерации приступил к сбору сведений о трудовой и иной деятельности застрахованных лиц за период до их регистрации в системе персонифицированного учета. Работу по проверке этой информации и ее внесению в индивидуальные лицевые счета планируется завершить до 1 июля 2004 года с тем, чтобы обеспечить учет пенсионных прав, полученных застрахованными лицами до начала пенсионной реформы, в том числе определить начальный (стартовый) пенсионный капитал и проинформировать об этом каждого гражданина.

Нормотворческая деятельность и особенности правоприменительной практики

В целях реализации пенсионной реформы соответствующими министерствами и ведомствами осуществлен большой объем нормотворческой работы. Принято более 70 нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты отношений в области обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения (назначение и выплата пенсий, информирование застрахованных лиц, инвестирование пенсионных накоплений, персонифицированный учет и т.д.).

Следует иметь в виду, что законодательная база новой пенсионной системы еще окончательно не сформирована. В настоящее время на разных стадиях подготовки находятся законопроекты еще нескольких федеральных законов из пакета пенсионной реформы. Предстоит принятие законодательных актов об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации, о страховом взносе на финансирование названных систем, о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии и др.

Принятая нормативная база в целом регулирует пенсионные правоотношения. Вместе с тем имеются некоторые проблемные вопросы в правоприменительной практике, которые неизбежны при введении в действие нового пенсионного законодательства, но вместе с тем не носят системного характера (льготное исчисление стажа, учет нестраховых периодов, пенсионное обеспечение педагогических и медицинских работников).

С целью урегулирования наиболее актуальных вопросов пенсионного обеспечения в настоящее время осуществляется подготовка следующих документов:

а) постановления Правительства Российской Федерации о включении до 1 января 2002 г. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, периодов трудовой деятельности в качестве педагогических, медицинских и творческих работников негосударственных и немуниципальных учреждений;

б) совместного проекта разъяснения Минтруда России и ПФР, направленного на урегулирование пенсионных правоотношений с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. № 320-0, в частности, указанным проектом предусматривается возможность исчисления при определении права на трудовую пенсию страхового стажа (в том числе стажа на соответствующих видах работ), приобретенного до 1 января 2002 года, по правилам, которые были установлены и действовали до дня вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Правительством Российской Федерации поддержан (заключение от 7 мая 2003г. № 3069п-П12) проект федерального закона № 322431-3 “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. Данный законопроект направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, путем увеличения размера базовой части их трудовой пенсии на районный коэффициент, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Указанный законопроект 20 июня текущего года принят в первом чтении.

Наблюдается рост обращений граждан с исками по пенсионным вопросам в судебные органы. Данное обстоятельство носит исключительно объективный характер, вызванный во многом новыми экономическими условиями, многообразием форм собственности, а также ростом правосознания граждан и т.п.

Многие иски связаны с применением норм ранее действовавшего пенсионного законодательства. Так, в судебных инстанциях рассматриваются следующие предметы споров: применение в целях пенсионного обеспечения районных коэффициентов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; индексация несвоевременно выплаченных пенсий за 1998-1999 годы; оплата проезда пенсионеров, проживающих на Севере, в центральную Россию; ограничение суммы двух пенсий коэффициентом 1,2.

Относительно судебных споров по вопросу отказа включения в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии педагогическим и медицинским работникам, то в большей степени данная проблема вызвана произвольным установлением страхователям наименований учреждений и должностей (например, вместо “школы” или “лицея” образовательное учреждение именуется как “школа-лицей”).

Вопросы, связанные с включением в стаж периодов трудовой деятельности в негосударственных и немуниципальных учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии педагогическим и медицинским работникам, то, как отмечалось выше, будут решены с учетом принятия указанных выше подзаконных актов.

Министерства и ведомства наряду с проводимой активной работой в судебных инстанциях по защите интересов государства, представляют интересы застрахованных лиц при ущемлении их пенсионных прав работодателем.

Создание накопительной составляющей пенсионной системы

Формирование пенсионных накоплений

В 2002 году в бюджет ПФР на обязательное пенсионное страхование поступило страховых взносов на сумму 298,9 млрд. руб., в том числе страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии - 261,0 млрд. руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 37,9 млрд. рублей.

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” Фондом осуществлялось временное размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в разрешенные законодательством виды активов.

Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году, составила 37,9 млрд. руб. и в полном объеме направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) составляет 4,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2002 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 50,77 млрд. рублей.

Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2003 году, составила 33,7 млрд. руб. и полностью направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) в 2003 году составляет 0,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2003 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 35,15 млрд. рублей.

Информирование застрахованных лиц

Одной из важных составляющих пенсионной реформы является создание у граждан мотиваций к участию в пенсионной системе и обеспечение их информацией для планирования своего пенсионного будущего. В числе других способов решения этой задачи используется предоставление каждому застрахованному лицу сведений о приобретенных им пенсионных правах. С этой целью, в рамках реализации пакета федеральных законов по пенсионной реформе, Пенсионный фонд Российской Федерации с текущего года осуществляет информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета.

В соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.06.2003 № 346 и 01.10.2003 № 606 в текущем году Пенсионный фонд Российской Федерации изготовил и направил извещения о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов около 41 млн. застрахованных лиц. Вместе с извещениями в состав почтового отправления входит также бланк заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании). При этом около 500 тыс. застрахованных лиц получили извещения о том, что в специальной части индивидуальных лицевых счетов у них отсутствуют сведения о поступивших страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии. Это позволяет застрахованному лицу, получившему подобное извещение, обратиться к работодателю-страхователю с выяснением причин неуплаты страховых взносов. Задачу по первому этапу информирования застрахованных лиц - о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов ПФР выполнил в установленный срок.

До конца года Пенсионный фонд Российской Федерации предусматривает в соответствии с законодательством направить еще около 20 млн. извещений тем работавшим в 2002 г. застрахованным лицам, за которых работодателям полагается уплачивать страховые взносы только на страховую часть трудовой пенсии. При этом в извещении будет указана сумма начисленных и поступивших страховых взносов за застрахованное лицо по каждому месту работы.

Наряду с информированием застрахованных лиц путем направления им информации на бумажных носителях Пенсионным фондом Российской Федерации реализуется проект по организации информационного обмена с застрахованными лицами в электронной форме.

Заключение договоров по результатам конкурсов

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 "О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений" Министерством финансов Российской Федерации в августе - сентябре 2003 года были проведены соответствующие конкурсы.

После определения победителей конкурса Пенсионным фондом Российской Федерации был заключен договор со специализированным депозитарием об оказании услуг Пенсионному фонду Российской Федерации (протокол конкурсной комиссии от 26.08.2003 № 1 утвержден приказом Минфина России от 26.08.2003 № 266) и заключено 62 договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и 55 управляющими компаниями, отобранными по конкурсу (протокол конкурсной комиссии от 01-04.09.2003 № 2, утвержден приказом Минфина России от 05.09.2003 № 279).

Прием и обработка заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющих компаний)

Пенсионным фондом Российской Федерации создана инфраструктура, позволяющая осуществлять прием и обработку заявлений от застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании), охватившая все регионы Российской Федерации.

В органах Пенсионного фонда РФ проведена работа по организации приема и обработке заявлений застрахованных лиц. Сформирована нормативная база, регулирующая порядок приема и обработки органами ПФР заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

По состоянию на 03.11.2003 отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации заключено 1281 соглашение о взаимном удостоверении подписей, в том числе с кредитными организациями - 365, с крупными региональными предприятиями - работодателями заключено 819 соглашений. Заключено 17 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями, имеющими разветвленную региональную филиальную сеть.

До сведения населения доводится информация о местах и времени приема заявлений. Во всех органах Пенсионного фонда Российской Федерации и организациях, заключивших соглашения о взаимном удостоверении подписей, оформлены специальные стенды, содержащие информацию, необходимую застрахованному лицу для реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Во всех регионах на базе крупных предприятий-работодателей Пенсионным фондом Российской Федерации созданы консультационные пункты, в которых застрахованные лица могут получить необходимую информацию для реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Застрахованные лица могут направить заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в ПФР по почте либо подать его лично в орган ПФР или организацию, с которой заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

По состоянию на 05.11.2003 отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации принято около 13 тысяч заявлений от застрахованных лиц.

Прием заявлений от застрахованных лиц должен быть завершен 31 декабря 2003 года.

Передача средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям

Пенсионный фонд Российской Федерации должен завершить обработку заявлений застрахованных лиц и принять решения по поступившим заявлениям до 1 марта 2004 года.

Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств страховых взносов 2002 года, будет рассчитан на дату полной реализации ценных бумаг, приобретенных на указанные средства.

Чистый финансовый результат будет отражен в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица пропорционально сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году в пользу данного застрахованного лица.

 

До 31 марта 2004 года средства пенсионных накоплений, включающие в себя страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году, и полученный чистый финансовый результат будут переданы в управляющие компании, отобранные по результатам конкурса, в соответствии с заявлениями застрахованных лиц. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора - в государственную управляющую компанию.

Пенсионным фондом РФ созданы условия и внедрены технологии для проведения указанных мероприятий в определенные законодательством сроки.

Информационно-разъяснительная работа

Министерства и ведомства проводят информационно-разъяснительную работу по освещению пенсионной реформы. Пенсионным фондом РФ для информирования населения используются:

брошюры, буклеты, плакаты, листовки, календари для адресной рассылки и распространения через консультационные пункты на предприятиях, органах социальной защиты, непосредственно в управлениях Пенсионного фонда России в городах и районах;

информационные стенды в территориальных отделениях Пенсионного фонда России, в консультационных пунктах (по России создано около 5 тыс. таких пунктов), на предприятиях;

рекламные щиты, реклама на автотранспорте.

Информирование населения осуществляется через региональные, местные, профсоюзные и корпоративные печатные и электронные средства массовой информации всех субъектов Российской Федерации путем:

публикации цикла статей о пенсионной реформе и в том числе о выборе управляющей компании - свыше 32 тыс. статей только в I полугодии 2003 г.;

радиобесед и телепередач, разъясняющих суть проводимых преобразований и этапов пенсионной реформы - 9,5 тыс. в I полугодии 2003 года.

Информация о деятельности ПФР и аналитические материалы по пенсионной реформе размещаются на сайтах территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации; на сайтах администраций регионов.

Руководство отделений ПФР принимает участие в пресс-конференциях и брифингах для представителей региональных СМИ (120 встреч в I полугодии 2003 г.), в ходе которых даются разъяснения по наиболее актуальным вопросам пенсионных преобразований.

Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется адресная социальная помощь малоимущим пенсионерам и инвалидам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. В рамках такой помощи ОПФР производят подписку на газету старшего поколения “Достоинство”, учредителем которой является Пенсионный фонд Российской Федерации. Газета ведет целенаправленное регулярное освещение пенсионных преобразований в расчете на представителей старшего поколения.

Территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации ведется информационно-разъяснительная работа по пенсионной реформе с застрахованными лицами всех категорий путем непосредственных контактов, которые предусматривают:

массовые встречи с представителями организаций, региональных и местных органов власти, общественных организаций;

участие в мероприятиях, проводимых органами региональной и местной власти (Информационный день, “круглый стол” и т.д.), с целью разъяснения преобразований в пенсионной сфере;

участие в работе общественных палат, общественных приемных Президента Российской Федерации, руководителей субъектов РФ;

проведение массовых опросов, анкетирования застрахованных лиц.

Отделения ПФР осуществляют рассылку информационных писем, разъясняющих ход преобразований в пенсионной сфере, руководителям предприятий, организаций, фирм, частным предпринимателям.

В соответствии с поручением Правительства РФ разработан и утвержден межведомственный План первоочередных мероприятий по информационной поддержке пенсионной реформы на IV квартал 2003 года и I квартал 2004 года, который предусматривает активизацию информационной составляющей пенсионной реформы. Акцент в информационной работе делается на стабильность пенсионной системы и надежность всех ее участников, открытость и контролируемость процессов в ходе преобразования пенсионной системы.

В ходе осуществления пенсионной реформы Правительством РФ и участвующими в этом процессе министерствами и ведомствами создана необходимая нормативно-правовая база и инфраструктура для продолжения реформы, обеспечено повышение размера пенсий при одновременном формировании накопительного элемента. Улучшено обслуживание населения и развивается процесс активного участия граждан в обязательном пенсионном страховании.

2002–2004 годы: «настройка» новой пенсионной системы

Последствия изменения пенсионного законодательства быстрее всего сказываются на текущем размере пенсий. Хотя пенсионная реформа в теории должна быть адресована прежде всего будущим поколениям пенсионеров, в России ее главной целью, как уже отмечалось, было повышение реального размера пенсий.

Покупательная способность пенсий продолжала расти и после начала реформы, но темпы замедлились. Правительство проводило по две индексации пенсий в год, но соотношение пенсии и прожиточного минимума пенсионера за 2002–2004 годы выросло лишь со 100,0 до 106,3%. Реальный размер пенсии с IV квартала 2001 года к концу 2004 года вырос только на 9%.

Еще одним ключевым индикатором уровня пенсионного обеспечения является коэффициент замещения, рассчитываемый как соотношение среднего размера пенсии и средней зарплаты в экономике. В СССР и всю первую половину 1990-х годов он варьировал в пределах 30–35%, накануне дефолта приблизился к 40%, а с 2002 по 2004 год упал с 31,6 до 28,4% (табл. 1). Причина этого – в новой системе индексации пенсий. Рост зарплаты учитывается при индексации только страховой части пенсии. Эта индексация не может быть выше индекса роста доходов ПФР, направляемых на выплату страховой части пенсии, в расчете на одного пенсионера. В условиях снижающихся тарифов ЕСН и растущих отчислений на накопительную часть индексация страховой части все меньше отражала темпы роста даже легальной заработной платы.

Вместе с тем уже первые годы реализации пенсионной реформы показали, что она не защищена от тех же проблем, что и когда-то закон 1990 года. Едва новые правила были введены в действие, их начали изменять, повышая уровень пенсионного обеспечения жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. В ноябре 2003 года поправки к закону о трудовых пенсиях установили, что выплата базовой части пенсии с учетом районных коэффициентов финансируется за счет общих поступлений на выплату базовой части пенсии (то есть за счет части ЕСН и других средств федерального бюджета). В мае–августе 2004 года вернули районные коэффициенты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, на весь период проживания в указанных местностях. Кроме того, в мае 2004 года было повышено пенсионное обеспечение федеральным госслужащим, а до этого расширен перечень категорий, подпадающих под действие Закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Несмотря на смещение целей реформы в пользу действующих пенсионеров, первые три года ее реализации правительство основные усилия концентрировало все же на внедрении принципов учета пенсионных прав и организации накопительной компоненты системы для будущих поколений пенсионеров.

ПФР смог избежать масштабных ошибок с «мертвыми» счетами и нераспределенными по счетам средствами, с которых начались польская и венгерская пенсионные реформы. А вот сроки введения накопительной компоненты пенсионного обеспечения были нарушены. Предполагалось, что застрахованные будут выбирать доверительного управляющего пенсионными накоплениями летом-осенью 2003 года – через полтора года после начала реформы. Но принятие нормативных актов, обеспечивающих выполнение пенсионного законодательства, затянулось. В итоге конкурс по отбору частных управляющих компаний состоялся только летом 2003 года, при этом критерии допуска компаний к участию в конкурсе были максимально ослаблены, победителями объявили 55 компаний, далеко не все из которых были лидерами на рынке. А по отбору государственной управляющей компании правительство вообще отказалось от конкурса, просто назначив на эту роль Внешэкономбанк (ВЭБ).

Далее выяснилось, что ПФР не справляется с объемами документооборота, рассылка застрахованным извещений с информацией о состоянии их счетов потребовала значительно большего времени. Пришлось переносить все сроки обмена информацией между основными участниками накопительного пенсионного обеспечения. Сведения о компаниях, которым можно доверять управление пенсионными накоплениями, и величине средств на накопительных счетах поступали почти «с колес».

Что еще более важно – население не было подготовлено к проведению пенсионной реформы. Информационно-разъяснительная кампания на тему, что происходит в пенсионной системе, какими правами располагают застрахованные, что и как они должны выбирать, в России не проводилась. Поэтому большинство не знало, что делать, и предпочло «по умолчанию» остаться в государственной управляющей компании. Доля выбравших частные управляющие компании в 2003 году оказалась мизерной – порядка 2%.

Первое время эта ситуация не вызывала особого беспокойства. Во-первых, оставалась надежда, что спустя год-два население оценит более высокую доходность накоплений, управляемых частными компаниями. Во-вторых, пока деньги оставались в ВЭБе, они размещались в основном на рынке государственных долговых обязательств и на счетах в банках, что первое время было даже неплохо, учитывая слабость российских рынков корпоративных ценных бумаг. Ситуация не изменилась и с приходом в 2004 году на этот рынок НПФ. Забегая вперед, нужно сказать, что даже в конце 2007 года 95,6% участников накопительной реформы оставалось в государственной управляющей компании, 3% – выбрало НПФ, менее 1,5% – частные управляющие компании.

К 2005 году российская пенсионная реформа подошла с социальным беспокойством по поводу слишком медленного улучшения положения пенсионеров, почти полным отсутствием интереса работников к накопительной составляющей реформы и нараставшим давлением пенсионных средств на рынок государственных ценных бумаг.

2005–2008 годы

В 2004 году Минфин, исходя из потребностей бюджета и стремясь вывести доходы из «тени», принял решение о снижении с 2005 года единого социального налога. Расчет на то, что потери от снижения тарифов ЕСН будут компенсированы расширением налоговой базы благодаря выводу из «тени» заработков, не оправдался – реакция работодателей оказалась заметно слабее прогнозировавшейся Минфином. В результате налоговые поступления в ПФР сократились, возник текущий дефицит. Чтобы его компенсировать, правительство вывело из накопительной системы когорту средних лет – мужчин 1953–1966 годов рождения и женщин 1957–1966 годов рождения и отложило повышение ставок отчислений на накопительную часть с 2005 до 2007 года. В результате темпы роста пенсионных накоплений в 2005 году упали почти вдвое и продолжили затухать. Доля когорты средних лет в общей численности занятых в 2004 году как раз и составляла примерно 46%. Но «экономия» за счет ограничения числа участников накопительной системы оказалась небольшой.

Эти новации имели два негативных последствия вне финансовой сферы: во-первых, население получило сигнал о возможности почти произвольных изменений «правил игры», во-вторых, из накопительной системы исключили возрастные группы с наиболее высокими уровнями занятости, приличными заработками и уже думающие о своей пенсии. Приближение пенсионного возраста побуждает людей сознательнее относиться к пенсии и решать, где хранить пенсионные накопления. У молодых людей, даже более сведущих в финансовых операциях, меньше стимулов тратить время на выбор управляющей компании или НПФ.

Создание регламентов в накопительной компоненте отставало от хода реформы. Предусмотренные Законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» стандарты раскрытия информации Минфин утвердил только в середине 2005 года[47]. Во второй половине того же года наконец-то были подготовлены правила расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений[48]. Соответственно лишь с 2006 года Федеральная служба по финансовым рынкам начала размещать в открытом доступе отчеты о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющими компаниями и НПФ[49] – информацию, без которой даже заинтересованным гражданам трудно выбрать управляющую компанию или страховщика.

В мае 2005 года поправками к закону об инвестировании законодатели отменили обязательную рассылку застрахованным форм для выбора управляющей компании или НПФ, ссылаясь на необходимость «снизить административные расходы на сопровождение реформы». А транзакционные издержки населения, связанные с выбором частной компании или страховщика, выросли, что пагубно в российских условиях, когда большинство населения и так предпочитает ничего не выбирать.

Сохранение значительной доли пенсионных накоплений под управлением Внешэкономбанка спровоцировало дискуссию о необходимости принудительно направлять средства «молчунов» на рынки корпоративных ценных бумаг. Предлагалось перераспределять эти средства между частными управляющими компаниями, расширить перечень активов, в которые может вкладывать средства ВЭБ, вообще отказаться от накопительной компоненты, направив накопления на погашение текущего дефицита ПФР и увеличение пенсий. Все это свидетельствовало о том, что в глазах не только населения, но и правительства идея введения накопительной компоненты не получила безоговорочной поддержки. Тем не менее консенсус ни по одной из позиций не был достигнут, и все осталось как было.

После введения нового законодательства базовая и страховая части пенсии индексировались в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях». Ситуация изменилась, когда остро негативная реакция населения и массовые (впервые после реформ 1990-х годов) протестные акции льготополучателей после введения в действие с 1 января 2005 года так называемого закона о монетизации социальных льгот вынудили правительство срочно искать пути снятия напряжения в обществе. В марте того же года базовая часть пенсии по старости была повышена до 900 рублей (на 36%) и соответственно увеличены базовые пенсии всем другим категориям пенсионеров, превысив обоснованные нормативные пороги. Ради опережающего повышения базовой части запланированная (в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях») дополнительная индексация страховой части пенсии была отложена на август, тем самым создан еще один прецедент нарушения пенсионного законодательства.

К испытанному инструменту обратились и в предвыборном 2007 году, увеличив базовую часть трудовой пенсии в октябре с 900 до 1260 рублей (на 40%), в декабре – до 1560 рублей (на 23,8%). Страховые части пенсии за тот год были проиндексированы только один раз – 1 апреля на 9,2%. Хотя социальные аргументы в пользу такой политики понятны: средняя пенсия едва превышала прожиточный минимум, уровень пенсий снижался относительно других доходов, ускоренное повышение базовой части нарушает сложившийся баланс между ней и страховой частью.

Обязательства пенсионной системы повышались не только из-за индексации. В 2007 году были установлены повышенные пенсии лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Причем получать их можно в любом регионе. Правом получать трудовые пенсии (в дополнение к пенсиям за выслугу лет) наделили военнослужащих, служащих силовых министерств и государственных служащих. При расчете пенсии стал учитываться также стаж за те периоды работы, когда страховые взносы не уплачивались или уплачивались не в полном объеме. Был расширен перечень «нестраховых» периодов, включаемых в расчет пенсии, разница между трудовым и страховым стажем-де-факто исчезла.

Нараставшие обязательства не удавалось покрыть за счет отчислений работодателей, приходилось увеличивать долю бюджетного финансирования пенсионной системы. Благодаря этому ПФР удавалось сводить бюджет без дефицита. По оценкам Е. Гурвича, в 2005–2006 годах дополнительные трансферты, направленные в пенсионную систему из федерального бюджета за счет общих налогов, достигали 0,9% ВВП. В других экономических условиях подобная ситуация привела бы к появлению задолженности по выплате пенсий. И финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2008 года, дает основания для таких опасений.

Сам по себе текущий дефицит пенсионной системы в период проведения реформы не является неожиданностью. Выпадающие из-за введения накопительной компоненты доходы страны, проводящей реформы, компенсируют, как правило, привлекая средства из внешних источников, чаще всего это доходы от приватизации. В России механизм такой компенсации отсутствовал. Поскольку обязательства пенсионной системы продолжали увеличиваться, а тарифы ЕСН с 2005 года были снижены, ПФР не хватало налоговых поступлений для выплаты пенсий. Дефицит нарастал, а четкой политики по его покрытию не было – эксперты заговорили о кризисе пенсионного обеспечения[55]. Начавшийся финансово-экономический кризис повысил риски несбалансированности бюджета ПФР. Таким образом, в 2008 году стало ясно, что реформа не смогла обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость новой пенсионной системы.

Полноценное включение России в мировой экономический кризис, начавшееся осенью 2008 года, не могло не ударить по пенсионной системе – крупнейшей составляющей социальной политики государства. Тем более что ситуация в пенсионном обеспечении тесно связана с положением на рынке труда, финансовых рынках и состоянием государственных финансов в целом. Поэтому неудивительно, что в опубликованном в феврале 2009 года заключении Счетной палаты отмечается рост несбалансированности бюджета ПФР и невозможность обеспечить его финансовую устойчивость в среднесрочной перспективе.

Пока основные усилия властей направлены на то, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни пенсионеров. Для этого в 2009 году пенсии повышаются трижды: дважды индексируется базовая часть трудовой пенсии, которая для пенсионеров по старости к 1 декабря 2009 года должна была достичь 2562 рубля в месяц, один раз, в апреле, была повышена страховая часть пенсии. С 2010 года социальная пенсия будет равна прожиточному минимуму пенсионера. Готовятся и рассматриваются в Госдуме законопроекты, направленные на реализацию Программы совершенствования пенсионной системы, утвержденной в октябре 2008 года, в соответствии с которой будут увеличены пенсии (за счет перерасчета пенсионных прав) тем, кто работал до 2002 года, и особенно значительное – работавшим до 1991 года. Это означает окончательный разворот пенсионной реформы в сторону поддержки нынешних пенсионеров. А ситуация с пенсионным обеспечением будущих пенсионеров – кому выходить на пенсию через 15–20 лет – открыто не обсуждается, хотя 2008 год стал худшим для доходности пенсионных накоплений.

Любое политическое решение имеет свои плюсы, минусы и свою цену. Российские старики уже давно получают маленькие пенсии, поэтому решения правительства об их повышении социально оправданны. Но чем это обернется для пенсионной системы, бизнеса и работающих поколений? Программа совершенствования пенсионной системы предполагает увеличение пенсионной нагрузки на работодателей. Для финансирования возрастающих пенсионных расходов было принято решение о повышении тарифов отчислений в ПФР. Несмотря на общую политику по снижению налогового бремени на бизнес в период экономического кризиса, решения правительства о повышении пенсионных отчислений остаются в силе, но лишь отложены до 2011 года. Бизнес же не соглашался с необходимостью больше платить в пенсионную систему даже в экономически благополучные годы, не говоря о кризисной ситуации. Именно поэтому нельзя исключать, что даже если пенсионные взносы будут повышены, фактические поступления в ПФР не вырастут из-за возврата к неформальным платежам и задолженности по уплате взносов. Справится ли с возросшей пенсионной нагрузкой федеральный бюджет, зависит от глубины и продолжительности экономического кризиса в России.

В 2008 году были приняты решения об ускоренном повышении базовых частей пенсии и введении системы дополнительных пенсионных накоплений по принципу «тысяча на тысячу». Работнику предоставлено право в дополнение к тем деньгам, которые платит за него в ПФР работодатель, перечислять на свой именной накопительный счет не менее 2 тыс. рублей в год. Федеральный бюджет увеличит сумму накоплений на такую же величину, но не более 12 тыс. рублей в год. Дополнительный взнос на счет работника может сделать и работодатель. Все это направлено на увеличение будущей пенсии. Система начала действовать в октябре 2008 года и рассчитана на 15 лет, в течение первых пяти лет (до 2013 года) в нее могут вступать все желающие. Бюджет обязуется перечислять дополнительные средства на счета работников на протяжении 10 лет с момента их вступления в эти отношения. Предусмотрена также более щедрая государственная поддержка тех, кто решил участвовать в формировании дополнительных накоплений, отложив выход на пенсию.

Пенсионная реформа в Российской Федерации 2009-2010гг

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 миллиона россиян.

14 апреля 2009 года, выступая на экономическом совещании по развитию пенсионной системы Российской Федерации, президент России Дмитрий Медведев заявил, что уже с 1 января 2010 года трудовые пенсии старшему поколению будут повышены с учетом «советского» стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10% плюс один процент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года».

В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70 лет, ‑ 1650-1700 рублей, для тех, кто в возрасте 65-60 лет, ‑ около 1300, для «молодых» пенсионеров – около 950 рублей.

Изменения в пенсионном законодательстве с 2010 года

С 1 января 2010 года введен механизм валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет умножен на 10 %. Также к нему будет прибавляться по 1 % за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

 

Средний размер пенсий за январь 2010 года станет известен в конце января, когда ОПФР по Амурской области будут собраны данные отчетности.

Впрочем, известны средние размеры пенсии после валоризации (перерасчета за «советский стаж»). Всего Отделением Пенсионного фонда РФ по Амурской области пересчитано 223111 пенсий, средний размер трудовых пенсий увеличился на 998 руб., в том числе трудовые пенсии по старости увеличились на 1039 руб., трудовые пенсии по инвалидности на 56 руб., трудовые пенсии по случаю потери кормильца на 723 руб.

Таким образом, средний размер пенсий с 1 января 2010 года составит 7437 руб., в том числе:

- трудовые пенсии по старости — 7813 руб.

- трудовые пенсии по инвалидности - 5372 руб.

- трудовые пенсии по случаю потери кормильца - 4586 руб.

- социальные пенсии - 4593 руб.

Пенсия по инвалидности будет устанавливаться исходя из группы инвалидности, а не степени ограничения трудоспособности. Это позволит увеличить размер пенсии тем, у кого группа инвалидности выше, чем степень ограничения трудоспособности, а также назначить пенсию инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности. В общей сложности выявлено 163 таких инвалида. 84 из них право на выплату пенсии получили впервые. Этим 84 амурчанам с инвалидностью 3 группы 0 степени с 2010 года назначена трудовая пенсия. До 1 января 2010 года права на ее выплату такие инвалиды не имели. Также для

79 пенсионеров с 1-й группой инвалидности и 2-й степенью ограничения трудоспособности с 2010 года произошло увеличение пенсии на 2562 рубля.

Для инвалидов III группы страховая часть трудовой пенсии по инвалидности теперь будет устанавливаться в зависимости от стажа работы по состоянию на 1 января 2002 года с ограничением по стажевому коэффициенту 75%, в то время как сейчас это ограничение составляет 30%. Это нововведение позволит увеличить пенсии инвалидам III группы, имеющим стаж работы до 1 января 2002 года, и произвести расчет страховой части, как и всем другим пенсионерам.

При достижении пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 - для мужчин) граждане, получающие пенсию по инвалидности, отныне будут переводиться на трудовую пенсию по старости. Перевод с пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости с 2010 года произведен для 9,3 тысяч амурских пенсионеров. Никаких заявлений писать им не пришлось, о факте перевода с одной пенсии на другую пенсионеры узнали из почтовых уведомлений. При этом пенсия будет не меньше, чем раньше, сохранятся все льготы и выплаты, связанные с инвалидностью.

1 апреля индексация трудовой пенсии на 6,3 %; пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 12 %,

1 июля индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 3,5 %

Кроме того, с 1 апреля на 10 % будет проиндексирован размер ежемесячной денежной выплаты федеральным льготникам.

Расходы бюджета Российской Федерации на пенсии в 2010 году составят 4,4 трлн. руб., что составляет 10% ВВП (в 3 раза больше, чем на оборону страны).

1 января 2013 года стартовала очередная пенсионная реформа, основными направлениями которой являются:

1.корректировка финансовых механизмов накопительных пенсий: 2.предоставляется выбор между страховым и накопительным механизмами формирования пенсии;

3.привлечение новых источников пенсионного страхования, чтобы улучшить его сбалансированность и предоставить самозанятым работникам приемлемые пенсии.

В июне 2018 года правительство России внесло законопроект о поэтапном, «на год каждые два года», повышении основного пенсионного возраста. Сначала предлагалось повысить возрастную планку от 60 (55) лет для мужчин (женщин) до 65 (63) лет, но затем для женщин был рекомендован уровень «60». При наличии стажа 42 (37) лет предусмотрена возможность выхода на пенсию на два года раньше. Прежде установленные льготы определённым категориям лиц, например работникам вредных производств, сохранены. Хотя вместо слов «законопроект о повышении пенсионного возраста» его идеологи стремились использовать несколько менее провоцирующие слова, такие как «законопроект о пенсионной реформе» или «...о совершенствовании пенсионной системы», никаких иных сущностных новшеств, помимо поднятия возраста, реформа не предполагает. 26 сентября Госдума во втором, основном, чтении приняла президентские поправки к реформе, в частности, о повышении пенсионного возраста для женщин не до 63, а до 60 лет. Осуществление реформы началось в 2019 году.

 

Выводы к первой главе:

Изучение истории возникновения и эволюции пенсионной системы России и СССР позволила сделать вывод, что принципиально новая пенсионная система, основанная на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, была введена в 1927 году. Основным недостатком было то, что хотя данная пенсионная система и входила в так называемую систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы. Так же на основе всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что на протяжение всего своего существования пенсионная система постоянна развивалась с целью улучшения жизненных условий нуждающихся граждан.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: