Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. Переговоры – это тип межличностного взаимодействия сторон, цель которого организация сотрудничества или разрешения конфликта, оформленные документально.
Деловые переговоры – это форма общения между партнерами, которые пытаются совместно решить проблему, рассматривая интересы обоих сторон. Цель – заключить договор, сделку, контракт.
Процедура деловых переговоров называется переговорным процессом. Он является главным элементом в деловых отношениях. Переговорный процесс состоит из таких компонентов как:
- поиск согласия между сторонами;
- сохранение интересов сотрудничества;
- сохранение личных интересов партнера.
Но переговоры не гарантируют 100% результата. Они также могут закончиться не согласием сторон. Чтобы переговоры были успешными необходимо иметь:
· профессиональную подготовку;
· наличие опыта;
· теоретическое знание о ведении переговоров (изучение технологии и психологии).
|
|
Переговорный процесс включает в себя несколько этапов:
- подготовка;
- ведение;
- анализ полученных результатов;
- выполнение сторонами договора.
Для вас я подобрала материал по книге Джима Кэмпа «Сначала скажите“НЕТ”» о том, как правильно вести переговоры.
Переговоры — часть повседневной жизни. Общаемся между собой — переговоры, разговариваем с продавцом в магазине — тоже переговоры, беседуем с заказчиком — тем более. В переговорах участвуют две стороны: вы и противник, каждый преследует свои цели.
Переговоры заканчиваются тогда, когда установлены выгодные отношения.
Подготовка
Определяемся с миссией
На этапе подготовки к переговорам важно разобраться со своей миссией.
Миссия — это цель и философия переговоров.
Цель отвечает на вопрос «чего я хочу добиться», философия — «как я хочу этого добиться». Определение миссии — ключевой этап подготовки.
Чёткая миссия избавит вас от сомнений, лишних эмоций и поможет принимать правильные решения. Даже если решение с первого взгляда оказалось неудачным, но соответствует вашей миссии — оно верное.
Миссия может быть адекватной и неадекватной. Адекватная миссия направлена в мир противника, неадекватная — к вашему собственному.
Неадекватная миссия | Адекватная миссия |
Я хочу зарабатывать 10 миллионов рублей в месяц. | Я хочу разобраться в проблеме вместе с вами. |
С адекватной миссией у вас больше шансов на успех.
Моё кредо на переговорах — внимание и забота. Если что-то идёт не так, я про себя проговариваю миссию и придерживаюсь плана. Разбор полётов произвожу до переговоров, сажусь и записываю на бумаге — вдруг чего туда можно подсмотреть.
|
|
«Если вы не действуете в соответствии с собственной миссией, то содействуете выполнению чужой», — Джим Кэмп.
Составляем бюджет
Не начинайте переговоры без прописанного бюджета. Вы должны точно знать: сколько и каких ресурсов в вашем распоряжении.
Общий бюджет переговоров — это инструмент для измерения стоимости переговоров. Он состоит из денег, энергии и времени.
Большую часть бюджета составляет время. Самую важную — деньги.
Время. Если ваш бюджет — неделя, прекратите переговоры через неделю. Дайте себе установку – не выходить за рамки. Противник любит растягивать чужой бюджет, не брать трубки и не выходить на связь. Это делается для того, чтобы вы сказали: «Давайте скорее заканчивать! У меня больше нет времени».
Деньги. Если вам назначили переговоры в кафе или ресторане — загляните в кошелек. Платить за вас никто не будет. В зависимости от крутизны заведения, вы можете потратить 100 рублей, а можете влететь на зарплату. Допустим, вас пригласили на переговоры в кафе «Берёзка» пообедать, и вместо того чтобы кушать макароны в рабочей столовой, вы тратите на обед 1000–1500 рублей. Теперь представьте, что это длится неделю. Это уже 5000–7500, если не считать выходные.
Энергия. Если вы почувствовали усталость во время переговоров — возьмите перерыв. Эту часть бюджета вы можете восполнить отдыхом. Уставший, вы не сможете добиться нужного результата. Избегайте деловых бесед на вечеринках, где все пьют алкоголь — это отнимает много энергии и не решает проблему.
Увеличивайте бюджет противника, свой не превышайте.
Терять энергию нельзя, избегайте ненужных встреч и пустых разговоров. Готовьтесь к переговорам так, чтобы избежать потери энергии и времени. Изучайте противника заранее.
Согласовываем повестку
Повестка дня — это план переговоров. Он включает в себя:
· текущие проблемы: это стартер переговоров, они беспокоят в первую очередь;
· личный опыт: это проблемы, с которыми вы столкнулись в прошлом, они не дают вам покоя;
· желания: это то, чего вы хотите получить от этих переговоров.
Перед собраниями на работе я всегда записываю в блокнот вопросы, которые меня больше всего волнуют. В основном это насущные вопросы и варианты их решений. Собрание — тоже переговоры, кто не подготовился — либо сидит и молчит, либо пустословит. Ведет собрание тот, у кого в руках повестка, так проще ориентироваться в вопросах и не терять нить событий. По возможности согласовываю повестку с кем-либо из старших. Она выглядит так:
Проблема | Кто решает |
Задерживают зарплату, кормят обещаниями. | Алексей Игнатьевич, управляющий. |
Гости жалуются — нельзя расплатиться картой. | Паша, IT-специалист. |
Группа FB завяла, контент — «плохой». | Ирина, PR-специалист. |
Такой список должен быть у каждой стороны, согласованный и утвержденный. Понимание проблемы придет быстрее, если вы с противником будете говорить об одних и тех же вещах. Если в вашем распоряжении 1 час, – используйте его только для самых важных вопросов. Пронумеруйте их и расставьте приоритеты. Пусть под номером 1 у вас будет самый серьезный. Так вы покажете способность видеть ситуацию.
Грамотно составленный план переговоров поможет вам сохранить бюджет.
Попробуйте написать его в соответствии со своей миссией. Обдумайте каждый пункт повестки, самые важные проблемы выделите как первоочередные.
Узнаем, кто принимает решения
Прежде чем начать думать о переговорах, выясните: с кем вы будете их вести и кто принимает решение. Это должен быть один человек. Если их несколько, – будете беседовать с каждым, а это конкретно растянет ваш бюджет.
|
|
Но даже у того, кто решает, могут быть советчики:
— Дядя Петя, а ты сам решаешь?
— Сам!
— Точно? А может, советуешься с кем?
— Да нет вроде..
— Уверен?
— Ну, с тёщей иногда…
В этой ситуации, вероятнее всего, решает тёща.
Вы можете общаться с заказчиком месяц, два, а потом узнать, что решение от него не зависит. В лучшем случае начнете заново. Это обидно.