Подъём антиколониальных движений

Конспект урока истории

 Дата 25.04.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Ослабление колониальных империй»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить послевоенную колониальную политику, выяснить причины национально-освободительного  движения в колониальных и зависимых странах.

 

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018.

 

Презентация к уроку по теме: «Ослабление колониальных империй»

Ход урока

  Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

  Цель нашего урока:  определить послевоенную колониальную политику, выяснить причины национально-освободительного  движения в колониальных и зависимых странах

 

2. Объяснение нового материала.



Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

Послевоенная колониальная политика и её итоги.

2. Подъём антиколониальных движений.

Революция и гражданская война в Китае

 

Послевоенная колониальная политика и её итоги.

После завершения Первой мировой войны в колониальных и зависимых странах начался подъём освободительного движения. Под его влиянием колониальным империям пришлось пойти на существенные уступки покорённым народам и отказаться от планов закабаления многих стран.

Итоги мировой войны в Европе были определены на Парижской мирной конференции 1919 г., в Азии — на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. На них решался вопрос и о разделе колоний Центральных держав.

Государства-победители сумели подвести под свои действия международно-правовую базу. В Устав Лиги Наций был внесён пункт о народах, не готовых к самоуправлению. Опека над ними, то есть мандат на управление от имени Лиги, передавался ведущим колониальным державам.

ИЗ СТАТУТА (УСТАВА) ЛИГИ НАЦИЙ (28 июня 1919 г.)

Статья 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляют священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.

Лучший метод практически провести этот принцип — это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны её принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.

Почему державы-победительницы считали, что ряд территорий должен находиться под их управлением? Насколько убедительными, с вашей точки зрения, являются их аргументы?

На Парижской мирной конференции было намечено разделить Турцию между Англией, Францией, Италией и Грецией. Англия рассчитывала полностью подчинить себе Иран, Афганистан и Закавказье. Однако эти намерения колонизаторов вызвали мощную волну национально-освободительного движения.

Подъём антиколониальных движений.

Ещё в годы войны 1914- 1918 гг. Англия и Франция привлекли к участию в боевых действиях в Европе так называемые туземные войска, набранные в колониях. Их бойцы получили навыки владения современным оружием. Лидеры национальных движений (особенно в Индии), не возражали против наборов в армию, взамен рассчитывая получить уступки от колониальных властей в будущем. Однако этого не произошло. Ареной освободительных движений стали многие страны Азии и Африки.

Власти метрополий после перенесённых тягот войны не решились втягиваться в длительные и кровопролитные конфликты в колониях. Попытки посылать крупные воинские формирования за границу вызывали протесты общественности.

В 1919 г. колонизаторы в очередной раз потерпели поражение в Афганистане. Англия начала войну за полное подчинение этого государства. Однако афганские племена оказали упорное сопротивление. Англичанам пришлось отступить и признать независимость Афганистана. Его король, Аманулла-хан, в 1921 г. установил дружественные отношения с Советской Россией. Правительство Афганистана вступило на путь реформ. Натуральный налог на крестьянство постепенно заменялся денежным, государство учредило ряд банков, началось строительство школ и больниц. Страна оставалась монархией, но при принятии решений учитывалось мнение Лой джирги — съезда представителей афганских племён и народностей.

Покорению Афганистана помешал подъём освободительного движения в Индии, который отвлёк внимание англичан. Партия ИНК во главе с М. Ганди потребовала расширения полномочий органов местного самоуправления и учёта интересов индийских предпринимателей. ИНК вновь начала серию кампаний гражданского неповиновения. Отказ от сотрудничества с британскими властями, самосожжения в знак протеста, манифестации и демонстрации привели к столкновениям. Крупнейшее из них произошло в 1919 г. в городе Амритсаре. По приказу колониальных властей был расстрелян митинг протеста.

В 1922 г. кампания гражданского неповиновения была прекращена. Она возобновилась в 1928 г. Крестьяне перестали платить налоги и, в нарушение государственной монополии на соль, стали варить её сами. В городах началась всеобщая забастовка.

В 1930 г. большинство лидеров ИНК были арестованы, однако борьба индийцев за независимость не прекратилась. Страна оказалась на грани всеобщего восстания. Англичанам пришлось пойти на уступки. Политические заключённые получили свободу и право выражать свои взгляды, в том числе и выступать с требованиями независимости страны. В 1935 г. Индия стала федерацией территорий и княжеств. В 1937 г. прошли выборы в местные органы власти, на которых победил ИНК.

Освободительное движение в Индии помешало англичанам подчинить своему влиянию и Иран. В 1918 г. он был почти полностью оккупирован британскими войсками. Шаху Ирана было навязано «Соглашение о британской помощи для содействия прогрессу Персии». Превращение страны в протекторат вызвало восстания в городах Тебриз, Хамадан и Гилян. В 1921 г. в столице, Тегеране, произошёл государственный переворот. Власть захватил военный министр

М. Кемаль

Реза-хан Пехлеви, который командовал казачьей бригадой, созданной ещё при помощи Российской империи (позднее он стал шахом Ирана). Реза-хан проявил себя талантливым дипломатом. В 1921 г. он незамедлительно заключил договор с Советской Россией об установлении дипломатических отношений. Россия отказалась от тех привилегий, которые имело царское правительство в Иране. Реза-хан обязался не допускать использования Ирана для враждебных действий в отношении её. Более того, Россия получила право вводить на Иранскую территорию свои войска в случае угрозы её безопасности. Сразу после подписания этого соглашения Реза-хан потребовал вывода английских войск из страны. Великобритания вынуждена была отказаться от своих претензий к Ирану.

Тяжёлое поражение колонизаторы потерпели в Турции. Султанское правительство, находившееся в оккупированном странами Антанты Стамбуле, приняло продиктованные ему условия раздела страны. Это вызвало подъём национально-освободительного движения, возглавленного генералом Мустафой Кемалем, имевшим репутацию талантливого полководца. Позднее его называли Ататюрком (отцом турок). В годы Первой мировой войны он разгромил англо-французскую армию, высадившуюся вблизи Стамбула.

В Анкаре Кемаль созвал Великое национальное собрание, объявившее себя единственной законной властью. Ататюрк установил дружественные отношения с Советской Россией, получил от неё военную помощь. Советский полководец М.В. Фрунзе содействовал реорганизации турецкой армии. Против Турции выступили Армения и Греция — союзники Англии и Франции. Однако это закончилось для них военной катастрофой.

В 1923 г. в Лозанне было заключено соглашение, по которому страны Антанты признали неприкосновенность турецких границ. Правительство Ататюрка взяло курс на модернизацию страны: строились железные и шоссейные дороги, создавалась национальная банковская система, поддерживалась предпринимательская деятельность, развивалась система светского образования. Была ограничена власть феодалов и мусульманского духовенства. Сложилась однопартийная политическая система, когда до середины 1940-х гг. вся власть принадлежала созданной М. Кемалем Народно-республиканской партии.

Большие сложности возникли у держав Антанты и в других мусульманских странах. Так, горские племена, населявшие территории испанского и французского Марокко, провозгласили создание Республики Риф и в 1921-1924 гг. нанесли ряд военных поражений колонизаторам. Совместными силами Франции и Испании в 1926 г. повстанцев удалось разбить, хотя окончательно боевые действия на территории Марокко завершились лишь в 1934 г. В 1920 г. вооружённое сопротивление колонизаторам началось в Сирии и Ливане. Оно было разгромлено, но в 1925-1927 гг. эти колонии вновь оказались охвачены восстанием. Жестоко подавив его, французские власти всё же пошли на некоторые уступки. Сирийцы и ливанцы были допущены к управлению колониями, вводились налоговые льготы для местных предпринимателей.

Более гибкую политику проводила Англия, имевшая опыт привлечения знати колоний на свою сторону. Столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Египте и Ираке, британские власти пошли на уступки. Они признали формальную независимость этих колоний, ставших монархиями (в 1922 г. — Египет, в 1930 г. — Ирак). Но при этом англичане оговорили особый статус своих граждан и военное присутствие на иракской и египетской территории, сохранили контроль над вооружёнными силами этих стран и их таможенной политикой. Из колоний Египет и Ирак превратились в зависимые государства. Это привело к временному снижению накала борьбы за полную независимость.

Политику уступок проводили в своих владениях и США. Так, на Филиппинах ещё до Первой мировой войны было разрешено создание политических партий, проведены выборы в парламент, имевший ограниченные полномочия. В 1935 г. Филиппины стали формально независимым государством: страна получила конституцию, состоялись президентские выборы. Однако реальная власть принадлежала американскому верховному комиссару, на территории страны оставались войска США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: