Дисциплина: «Теория и методика ознакомления детей с природой»
Бутвина О.Ю.
Апреля, время: 9.30-10.30
Лекция на тему: «Словесные методы в экологическом воспитании дошкольников»
Вопросы:
1. Рассказ воспитателя как способ ознакомления детей с природой.
2. Беседы о природе, ее виды.
3. Методика использования природоведческой литературы.
Вопрос 1. Использование рассказа, беседы и чтение природоведческой литературы позволяет решить ряд задач:
1. Они дают возможность сформировать знания, которые выходят за пределы опыта детей;
2. Конкретизируют, уточняют и пополняют знания об известных детям явлениях природы и фактах жизни животных и растений;
3. Позволяет систематизировать и обобщить знания детей о природе.
Словесные методы необходимо сочетать с наглядными и практическими методами. Используя словесные методы, необходимо учитывать способность детей к пониманию речи, а также к длительному произвольному вниманию. Рассказ используется на занятиях, прогулках, экскурсиях и повседневной жизни. Его основной целью является создавать у детей точное, представление о наблюдаемом моменте или виденном ранее явлении природы. Рассказывая, детям сообщают что-то новое для них. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью, поэтому рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу к размышлению, вызывать воображение и чувства.
|
|
Требования к рассказу:
1. Учитывать, что известно и что неизвестно детям.
2. Учитывать интересы детей, опираясь на возрастные возможности восприятия.
3. Тема рассказы выбирается педагогом с учетом содержания знаний, определенных программой ДОУ.
4. Рассказ - вид творческой деятельности воспитателя, поэтому требует определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы и размышлять над ними.
5. Рассказывать нужно увлеченно, образно, красочно и выразительно. Необходимо подбирать точные, яркие, образные слова.
Используют рассказ уже в младших группах, только он должен быть предельно кратким и связанным с жизненным опытом детей. Постепенно рассказы увеличиваются в объеме и усложняются по содержанию. Сопровождаются демонстрацией иллюстраций, фото и т.д.
Вопрос 2. Беседа используется с разными дидактическими целями:
- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности;
- для уточнения, обобщения, углубления, систематизации знаний о природе и формирования отношения к ней;
- решается задача развития речи детей.
Беседы бывают: установочные (предварительные), эвристические и итоговые.
Установочная беседа – перед наблюдением, экскурсией. Ее цель – собрать внимание детей, вызвать интерес.
|
|
Эвристическая беседа. Ее цель – установить причины разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она строится на имеющихся у детей знаний.
Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, чтения, труда и т.д. Такую беседу проводят, начиная со средней группы.
Успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных педагогом заранее. Важно продумать и иллюстративный материал.
Пример итоговой беседы о птицах. План:
1. Рассмотреть картины с изображением знакомых птиц, вспомнить о внешнем виде, месте и среде обитания.
2. Выявить значение передвижения птиц по воздуху.
3. Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (зимующие и перелетные)
4. Сформировать понятие «птицы».
3 вопрос. Значение. Чтение худ.произведения дошкольникам помогает восп-лю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окруж.мир, искать ответы на многие вопросы.
Многие книги о природе написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать П. во всем ее многообразии. Так, М.Н.Павлова – ученый- растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в рез-те к-рых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый». В.Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает сложнейшие явления в П. с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохуд-ной форме. Множество увлекательных книг создал для детей топограф Сладков Н. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о П. заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу. Худ.книга, как вы знаете, глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Дети переживают ход событий, испытывают вролнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе. Книга учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык и иллюстрации художников.
Методика использования природоведческой книги. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно. Прежде всего нужно использовать лит-ру, рекомендованную программой д/сада. Это произ-ния Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Некрасова, Ушинского, Толстого, Паустовского, Пришвина, Соколова-Микитова, а также есенина, Бианки, сладкова Павловой и т.д. Вместе с тем за пределами программы остается очень много замечательных произведений. Это книги Ю.Дмитриева, Г.Снегирева и др. Природоведческую книгу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее требование для всех возрастов - сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. В каждой группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Младшие группы. Лучше детей разбить на подгруппы в первой младшей. Во второй – можно читать всем детям сразу. Приготовить иллюстративно-наглядный материал. Малышам вообще лучше не читать произведение, а рассказывать наизусть. Рекомендуется неоднокраитное повторение чтения. Следить за восприятием детей. В случает ослабления внимания следует сразу же привлечь внимание малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.д. Прерывать чтение не следует.
В средней и старшей группах книга используется для уточнения, углубления знаний детей о П. Перед чтением обращаться к опыту детей, настраивая их на восприятие книги. «Вспомните, дети, куда мы с вами ходили вчера и что видели». Или «Послушайте, что однажды увидел писатель Пришвин. И далее читать «Золотой луг».
|
|
Чтение может предшествовать наблюдению, а может и сопровождать наблюдения в природе. Чтение используется и как самостоятельный способ ознакомления с П. Небольшое произведение читать несколько раз подряд (3-4 раза), большое – вначале целиком, а затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения. Интересным и ценным в методике чтения для старших дошкольников явл-ся подбор произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы) Одни авторы как-будто под микроскопом рассматривают мир Ю.Дмитриев «Если посмотреть вокруг», Н.Павлова «Разными глазами».
Описание весны имеется в книгах Н.Сладкова «Воробьишкина весна», Г.Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». После чтения организуется беседа.
Вопросы для самопроверки:
Какие детские книги о природе для дошкольников вы знаете?
Поясните, почему детям младшего возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать книгу о природе.
Литература:
Газина О.М., Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63292
2. Жданова С.А. Формирование экологической направленности личности детей дошкольного возраста//Наука и школа - 2007г. -№6 // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/129660/#1
3. Третьяков А. Л. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогической науки//Проблемы современного образования - 2019г.-№4 // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/556518/#1
4. Черемных Н.В. Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС//Амурский научный вестник - 2016г. -№2// // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/317203/#1