Сообщение нового материала

Тема урока «Творчество Г. Свиридова».

Цель: приобщить учащихся к миру музыки Г. Свиридова.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с основными этапами жизни и творческого становления композитора Г. Свиридова;

- раскрыть своеобразие личности и особенности музыкального языка композитора;

- познакомить с новым жанром «музыкальная иллюстрация»;

- познакомить с сюжетом повести А.С. Пушкина «Метель»;

развивающие:

- развивать умение анализировать музыкальное произведение;

- развивать умение выражать свои эмоции и чувства в процессе слушания музыки, пения;

расширять словарный запас, используя словарь эстетических эмоций;

воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

- реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного пения;

- воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.

Ход урока.

Этап мотивации.

Здравствуйте, ребята, добрый день уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке музыки. По традиции наш урок начинается не с обычного, а с музыкального приветствия. Настраиваем голосок.

- Прозвенел звонок,

Начался урок.

Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте.

Этап целеполагания.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с великими композиторами русской земли. Но прежде, чем назвать имя нашего сегодняшнего героя, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. ВИДЕО (заставка программы «Время»)

СЛАЙД Так начинается программа «Время», а музыка, которая используется в заставке, была написана композитором Георгием Свиридовым. Тема нашего урока: «Творчество Георгия Свиридова». (дети записывают в тетрадь)

Сообщение нового материала.

Свиридов создал множество музыкальных шедевров, о его музыке говорят: «эта музыка - навсегда…в ней пульс жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы продолжается вечно». (Режиссер Михаил Швейцер).

Творческий путь Свиридова никак не назовёшь лёгким, а его жизнь - безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду.

СДАЙД Будущий композитор родился 16 декабря 1915 г. в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, отец погиб.

В 6 лет мальчик пошёл в школу и освоил свой первый музыкальный инструмент.

СЛАИД муз Как же назывался этот инструмент? (ответы детей) Балалайка. Он взял ее у одного из товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр.

СЛАЙД Что же это был за оркестр? Симфонический, народный или духовой? (ответы детей) Конечно, оркестр русских народных инструментов. Он с удовольствием играл на балалайке, но музыкальной грамоты не знал.

И только в 14 лет Георгий смог поступить в музыкальную школу. Он очень полюбил учительницу музыки В. Уфимцеву, и всего за 3 года научился прекрасно играть на этом музыкальном инструменте (СЛАЙД с муз) …фортепиано.

В 17 лет юный Георгии отправился учиться в Ленинградский музыкальный техникум. Он оказался один в большом городе, жил в общежитии, все свободное время занимался, но чтобы прокормиться, ему нужно было работать - играть по вечерам в кино и в ресторанах.

Недосыпание, голод и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, пришлось прервать учёбу и вернуться в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, через год Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. Он решил посвятить жизнь сочинению музыки и выбрал профессию… Как называется профессия человека, который пишет музыку? (ответы детей) СЛАЙД

И вот выпускные экзамены, Г. Свиридов блестяще исполнил концерт собственного сочинения и получил отличную оценку у известного композитора Д. Шостаковича. Георгий мечтал о счастье и о музыке, но это было лето 1941 года. Все планы рухнули, почему? СЛАЙД (муз. Вставай страна огромная) (ответы детей) Потому что началась… Великая Отечественная война.

Георгий отправляется на фронт. Но из-за слабого здоровья через пол года его увольняют из армии.

Это была трагедия. Но Георгий не сдался, он начал писать военные песни и музыку для спектаклей, в которых рассказывалось о жизни и борьбе русских солдат против фашизма. Эта музыка помогала бойцам идти к победе, вдохновляла их. После войны Свиридов пишет и серьёзную, и лёгкую музыку.

Его называли вокальным композитором, т.к. он писал в основном произведения для голоса. Как же называются произведения, которые исполняют голосом? (ответы детей) СЛАЙД выберите нужные названия: песня, романс, симфония, соната? (муз звучит романс)

Также, Свиридов является создателем нового интересного музыкального жанра - «музыкальная иллюстрация». Что такое иллюстрация в книге? (ответы детей) Это рисунок, картинка, где изображены герои этой книги.

Композитор как бы рисует картинки к книге при помощи звуков. Мы можем увидеть такую музыкальную иллюстрацию глазами? (ответы детей) Нет. Но мы можем представить и почувствовать сердцем.

Сегодня мы знакомимся с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести знаменитого поэта, писателя, сказочника… Посмотрите на портрет и назовите его имя. СЛАЙД (ответы детей) … А.С. Пушкин.

Чтобы узнать название повести расставим буквы-подсказки в правильном порядке. (Дети собирают слово МЕТЕЛЬ)

Повесть «Метель». Открываем первую страничку повести. Как начинает свою историю великий Пушкин?

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой...
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокой.
....
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...
В.А. Жуковский.

А теперь послушаем музыку Свиридова и попробуем понять, как изобразил начало повести композитор при помощи звуков? (ответы детей)

1.Тройка.

Какую же картину нарисовал композитор? (муз) СЛАЙД. Как сначала звучала музыка, громко или тихо? Потом, в конце? (ответы детей)

Свиридов рисует не просто образ тройки коней, скачущих через зимнюю мглу. Здесь нарисована русская душа. Каков характер этой музыки, как она звучит? Давайте посмотрим на слова-подсказки и выберем подходящие. СЛАЙД с эпитетами (ответы детей)

Музыка сильная, решительная и в то же время есть в ней тоска, тревога, она как будто предвещает боль и испытания.

2. Романс.

Следующую музыкальную иллюстрацию к повести «Метель» Свиридов называет «Романс». Что такое романс? (ответы детей) Это музыка о чувствах и переживаниях человека, о любви. СЛАЙД

СЛАЙД Здесь музыка рисует нам печальную историю любви прекрасной девушки Марьи Гавриловны и бедного армейского прапорщика Владимира. Они тайно встречаются, но родители считают, что бедный жених дочери не подходит. Влюбленные решаются на отчаянный шаг - сбежать и тайно обвенчаться в церкви.

Но на пути к счастью встает …метель. Ночью Марья Гавриловна приезжает в церковь, а жениха все нет - в сильную метель Владимир сбился с дороги и заблудился. И в эту роковую ночь метель случайно привела в церковь гусарского полковника Бурмина, а он ради забавы выдает себя за жениха и венчается с Марьей Гавриловной. От волнения она находилась в полуобморочном состоянии и не заметила подмены. Наконец очнувшись, Марья Гавриловна видит перед собой чужого человека и лишается чувств, а Бурмин уезжает, бросив несчастную девушку. А что же Владимир? Потеряв любимую, отправляется на войну и погибает. Вот к каким трагическим событиям привела героев обычная метель.

По этой повести в 1964 г. был снят фильм. В нем звучала музыка какого композитора? (ответы детей) Г. Свиридова. Давайте посмотрим отрывки из фильма и послушаем музыку «Романс».ВИДЕО.

Какое настроение у музыки, какой характер? (ответы детей) Давайте посмотрим на слова-подсказки и расскажем о чувствах героев, нарисованных в «Романсе». СЛАЙД боль, безнадежность, тоска, тревога, грусть.

Вы увидели и услышали работу двух гениальных людей – режиссера фильма и композитора. Как вы думаете, интересно было бы смотреть фильм, если бы в нем убрать всю музыку? (ответы детей) Конечно, нет. Киноискусство без музыки не может существовать. Музыка делает фильм живым, даже без слов передает все чувства и переживания героев. Какие инструменты вы услышали? (ответы детей) Какой инструмент звучал особенно чутко и проникновенно? (ответы детей) (Скрипка) Какие еще инструменты звучали? (ответы детей) Как называется группа инструментов, которая исполняла музыку «Романс»? (ответы детей) Оркестр. Народный или симфонический? (ответы детей)

Вы хотите узнать продолжение этой истории? (ответы детей) Тогда мы спросим у самого А.С. Пушкина. (учитель открывает книгу и читает отрывок повести)

Через несколько лет Бурмин встречает Марью Гавриловну, не узнает ее и страстно влюбляется. И только теперь осознает он свою страшную ошибку…

“ - Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно… Теперь же поздно противиться судьбе моей; ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…

- Она всегда существовала, – ответила Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…

- Я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!

Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал…так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”

 

Как вы думаете, чем закончится эта история, простит Маша Бурмина или нет? (ответы детей) Давайте обратимся к Г. Свиридову и его заключительной иллюстрации, она называется «Зимняя дорога». Свиридов вновь рисует образ зимней природы и бегущих коней. Но чувства возникают другие. ВИДЕО. Зимняя дорога.

Вы заметили, что «Зимняя дорога» очень похожа на первую иллюстрацию «Тройка»? (ответы детей) Но звучит как-то по-другому. Какие же чувства переданы в финальной музыкальной иллюстрации?

СЛАЙД Внимание на слова-подсказки: надежда, покой, вера в хорошее, умиротворение, радость. (ответы детей)

Судя по музыке этой истории хороший конец? (ответы детей) Эта история закончилась, но жизнь – бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…в том числе с музыкой.

 














Вокальная работа.

Сегодня мы вместе с героями «Метели» побывали в 19 веке. В то время были популярны романсы. Мы тоже попробуем исполнить романс на слова Михаила Пойгина «Не уходи, побудь со мною». Немного разогреем наши голоса, пропоем гамму. (пение гаммы До мажор)

Слушание романса в записи, обсуждение.

Обратите внимание, в романсе есть припев? (ответы детей) Нет.

В каком ладу написан романс, в мажоре или миноре? (ответы детей) Миноре.

Итог урока.

Георгия Свиридова называют последним русским классиком, о его музыке говорят, что она отличается удивительной простотой и наглядностью.

Рефлексия

Давайте подведем итоги нашего урока, проверим, что вы сегодня узнали нового, чему научились.

1. С каким композитором вы сегодня познакомились?

2. На каких инструментах умел играть Свиридов?

3. Как называется новый музыкальный жанр, придуманный Свиридовым?

4. Как называется повесть А. С. Пушкина, к которой Г.В. Свиридов сочинил музыкальные иллюстрации?

5. Что сегодня особенно понравилось и запомнилось на уроке?

6. Что было трудно?

7. Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями Свиридова?

На следующем уроке мы познакомимся с романсами и песнями Свиридова на стихи рязанского поэта С. Есенина.

Сегодня за активную работу на уроке получают оценки…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: