Тема урока «Творчество Г. Свиридова».
Цель: приобщить учащихся к миру музыки Г. Свиридова.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с основными этапами жизни и творческого становления композитора Г. Свиридова;
- раскрыть своеобразие личности и особенности музыкального языка композитора;
- познакомить с новым жанром «музыкальная иллюстрация»;
- познакомить с сюжетом повести А.С. Пушкина «Метель»;
развивающие:
- развивать умение анализировать музыкальное произведение;
- развивать умение выражать свои эмоции и чувства в процессе слушания музыки, пения;
расширять словарный запас, используя словарь эстетических эмоций;
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного пения;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.
Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.
|
|
Ход урока.
Этап мотивации.
Здравствуйте, ребята, добрый день уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке музыки. По традиции наш урок начинается не с обычного, а с музыкального приветствия. Настраиваем голосок.
- Прозвенел звонок,
Начался урок.
Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте.
Этап целеполагания.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с великими композиторами русской земли. Но прежде, чем назвать имя нашего сегодняшнего героя, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. ВИДЕО (заставка программы «Время»)
СЛАЙД Так начинается программа «Время», а музыка, которая используется в заставке, была написана композитором Георгием Свиридовым. Тема нашего урока: «Творчество Георгия Свиридова». (дети записывают в тетрадь)
Сообщение нового материала.
Свиридов создал множество музыкальных шедевров, о его музыке говорят: «эта музыка - навсегда…в ней пульс жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы продолжается вечно». (Режиссер Михаил Швейцер).
Творческий путь Свиридова никак не назовёшь лёгким, а его жизнь - безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду.
СДАЙД Будущий композитор родился 16 декабря 1915 г. в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, отец погиб.
В 6 лет мальчик пошёл в школу и освоил свой первый музыкальный инструмент.
|
|
СЛАИД муз Как же назывался этот инструмент? (ответы детей) Балалайка. Он взял ее у одного из товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр.
СЛАЙД Что же это был за оркестр? Симфонический, народный или духовой? (ответы детей) Конечно, оркестр русских народных инструментов. Он с удовольствием играл на балалайке, но музыкальной грамоты не знал.
И только в 14 лет Георгий смог поступить в музыкальную школу. Он очень полюбил учительницу музыки В. Уфимцеву, и всего за 3 года научился прекрасно играть на этом музыкальном инструменте (СЛАЙД с муз) …фортепиано.
В 17 лет юный Георгии отправился учиться в Ленинградский музыкальный техникум. Он оказался один в большом городе, жил в общежитии, все свободное время занимался, но чтобы прокормиться, ему нужно было работать - играть по вечерам в кино и в ресторанах.
Недосыпание, голод и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, пришлось прервать учёбу и вернуться в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, через год Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. Он решил посвятить жизнь сочинению музыки и выбрал профессию… Как называется профессия человека, который пишет музыку? (ответы детей) СЛАЙД
И вот выпускные экзамены, Г. Свиридов блестяще исполнил концерт собственного сочинения и получил отличную оценку у известного композитора Д. Шостаковича. Георгий мечтал о счастье и о музыке, но это было лето 1941 года. Все планы рухнули, почему? СЛАЙД (муз. Вставай страна огромная) (ответы детей) Потому что началась… Великая Отечественная война.
Георгий отправляется на фронт. Но из-за слабого здоровья через пол года его увольняют из армии.
Это была трагедия. Но Георгий не сдался, он начал писать военные песни и музыку для спектаклей, в которых рассказывалось о жизни и борьбе русских солдат против фашизма. Эта музыка помогала бойцам идти к победе, вдохновляла их. После войны Свиридов пишет и серьёзную, и лёгкую музыку.
Его называли вокальным композитором, т.к. он писал в основном произведения для голоса. Как же называются произведения, которые исполняют голосом? (ответы детей) СЛАЙД выберите нужные названия: песня, романс, симфония, соната? (муз звучит романс)
Также, Свиридов является создателем нового интересного музыкального жанра - «музыкальная иллюстрация». Что такое иллюстрация в книге? (ответы детей) Это рисунок, картинка, где изображены герои этой книги.
Композитор как бы рисует картинки к книге при помощи звуков. Мы можем увидеть такую музыкальную иллюстрацию глазами? (ответы детей) Нет. Но мы можем представить и почувствовать сердцем.
Сегодня мы знакомимся с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести знаменитого поэта, писателя, сказочника… Посмотрите на портрет и назовите его имя. СЛАЙД (ответы детей) … А.С. Пушкин.
Чтобы узнать название повести расставим буквы-подсказки в правильном порядке. (Дети собирают слово МЕТЕЛЬ)
Повесть «Метель». Открываем первую страничку повести. Как начинает свою историю великий Пушкин?
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой...
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокой.
....
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...
В.А. Жуковский.
А теперь послушаем музыку Свиридова и попробуем понять, как изобразил начало повести композитор при помощи звуков? (ответы детей)
1.Тройка.
Какую же картину нарисовал композитор? (муз) СЛАЙД. Как сначала звучала музыка, громко или тихо? Потом, в конце? (ответы детей)
Свиридов рисует не просто образ тройки коней, скачущих через зимнюю мглу. Здесь нарисована русская душа. Каков характер этой музыки, как она звучит? Давайте посмотрим на слова-подсказки и выберем подходящие. СЛАЙД с эпитетами (ответы детей)
|
|
Музыка сильная, решительная и в то же время есть в ней тоска, тревога, она как будто предвещает боль и испытания.
2. Романс.
Следующую музыкальную иллюстрацию к повести «Метель» Свиридов называет «Романс». Что такое романс? (ответы детей) Это музыка о чувствах и переживаниях человека, о любви. СЛАЙД
СЛАЙД Здесь музыка рисует нам печальную историю любви прекрасной девушки Марьи Гавриловны и бедного армейского прапорщика Владимира. Они тайно встречаются, но родители считают, что бедный жених дочери не подходит. Влюбленные решаются на отчаянный шаг - сбежать и тайно обвенчаться в церкви.
Но на пути к счастью встает …метель. Ночью Марья Гавриловна приезжает в церковь, а жениха все нет - в сильную метель Владимир сбился с дороги и заблудился. И в эту роковую ночь метель случайно привела в церковь гусарского полковника Бурмина, а он ради забавы выдает себя за жениха и венчается с Марьей Гавриловной. От волнения она находилась в полуобморочном состоянии и не заметила подмены. Наконец очнувшись, Марья Гавриловна видит перед собой чужого человека и лишается чувств, а Бурмин уезжает, бросив несчастную девушку. А что же Владимир? Потеряв любимую, отправляется на войну и погибает. Вот к каким трагическим событиям привела героев обычная метель.
По этой повести в 1964 г. был снят фильм. В нем звучала музыка какого композитора? (ответы детей) Г. Свиридова. Давайте посмотрим отрывки из фильма и послушаем музыку «Романс».ВИДЕО.
Какое настроение у музыки, какой характер? (ответы детей) Давайте посмотрим на слова-подсказки и расскажем о чувствах героев, нарисованных в «Романсе». СЛАЙД боль, безнадежность, тоска, тревога, грусть.
Вы увидели и услышали работу двух гениальных людей – режиссера фильма и композитора. Как вы думаете, интересно было бы смотреть фильм, если бы в нем убрать всю музыку? (ответы детей) Конечно, нет. Киноискусство без музыки не может существовать. Музыка делает фильм живым, даже без слов передает все чувства и переживания героев. Какие инструменты вы услышали? (ответы детей) Какой инструмент звучал особенно чутко и проникновенно? (ответы детей) (Скрипка) Какие еще инструменты звучали? (ответы детей) Как называется группа инструментов, которая исполняла музыку «Романс»? (ответы детей) Оркестр. Народный или симфонический? (ответы детей)
|
|
Вы хотите узнать продолжение этой истории? (ответы детей) Тогда мы спросим у самого А.С. Пушкина. (учитель открывает книгу и читает отрывок повести)
Через несколько лет Бурмин встречает Марью Гавриловну, не узнает ее и страстно влюбляется. И только теперь осознает он свою страшную ошибку…
“ - Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно… Теперь же поздно противиться судьбе моей; ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…
- Она всегда существовала, – ответила Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…
- Я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!
Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал…так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Как вы думаете, чем закончится эта история, простит Маша Бурмина или нет? (ответы детей) Давайте обратимся к Г. Свиридову и его заключительной иллюстрации, она называется «Зимняя дорога». Свиридов вновь рисует образ зимней природы и бегущих коней. Но чувства возникают другие. ВИДЕО. Зимняя дорога.
Вы заметили, что «Зимняя дорога» очень похожа на первую иллюстрацию «Тройка»? (ответы детей) Но звучит как-то по-другому. Какие же чувства переданы в финальной музыкальной иллюстрации?
СЛАЙД Внимание на слова-подсказки: надежда, покой, вера в хорошее, умиротворение, радость. (ответы детей)
Судя по музыке этой истории хороший конец? (ответы детей) Эта история закончилась, но жизнь – бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…в том числе с музыкой.
Вокальная работа.
Сегодня мы вместе с героями «Метели» побывали в 19 веке. В то время были популярны романсы. Мы тоже попробуем исполнить романс на слова Михаила Пойгина «Не уходи, побудь со мною». Немного разогреем наши голоса, пропоем гамму. (пение гаммы До мажор)
Слушание романса в записи, обсуждение.
Обратите внимание, в романсе есть припев? (ответы детей) Нет.
В каком ладу написан романс, в мажоре или миноре? (ответы детей) Миноре.
Итог урока.
Георгия Свиридова называют последним русским классиком, о его музыке говорят, что она отличается удивительной простотой и наглядностью.
Рефлексия
Давайте подведем итоги нашего урока, проверим, что вы сегодня узнали нового, чему научились.
1. С каким композитором вы сегодня познакомились?
2. На каких инструментах умел играть Свиридов?
3. Как называется новый музыкальный жанр, придуманный Свиридовым?
4. Как называется повесть А. С. Пушкина, к которой Г.В. Свиридов сочинил музыкальные иллюстрации?
5. Что сегодня особенно понравилось и запомнилось на уроке?
6. Что было трудно?
7. Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями Свиридова?
На следующем уроке мы познакомимся с романсами и песнями Свиридова на стихи рязанского поэта С. Есенина.
Сегодня за активную работу на уроке получают оценки…