Показатели сформированности компетенций

Компетенции Показатели сформированности ключевых компетенций (5-9кл.)

 

Учебно-познавательная

 

Владеет техникой постановки вопросов и развёрнутых ответов на них
Систематизирует знания в виде опорных сигналов, логических таблиц, схем, плана
Владеет индивидуальным планированием конкретных учебных заданий
Умеет разбираться в содержании и структуре понятий, анализирует различные источники
Анализирует прочитанное, прослушанное по плану
Выполняет контроль по образцу
Умеет оценить качество работы в соответствии с требованиями
Выполняет функции ассистента и консультанта
Имеет скорость чтения, списывания, вычисления согласно программе
Умеет писать изложение, сочинение, отзыв, заметку, объявление
Имеет навыки логического, пунктуального, аналитического, об
Умеет зафиксировать основные мысли в виде плана
Умеет сравнивать, обобщать, классифицировать
Имеет навыки логического, выборочного, сжатого пересказа

 

Коммуникативная

Ведёт диалог с использованием различных средств (вербальных и невербальных)
Участвует в коллективных творческих делах

Общекультурная

Выполняет правила поведения в соответствии с требованиями
Соблюдает правила этикета
Имеет понятие о моде, стиле одежды
Владеет культурой общения
Имеет определённую информацию о произведениях искусства
Имеет интерес к определённому виду дополнительного образования. Участвует в выступлениях
Имеет достаточный объём знаний и представлений

Личностного самосовершенствования

Выполняет возрастные нормы по физической подготовке
Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом
Знает о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на организм. Соблюдает правила техники безопасности в трудовой деятельности
Умеет составить режим дня, корректировать его
Умеет подчинить свои интересы общему делу, искать компромисс
Имеет понятия о способах создания материальных ценностей
Даёт нравственную оценку чужим поступкам
Имеет нравственную самооценку

Социально-бытовая

Ориентируется в мире профессий
Имеет представление о семье, планировании семьи
Совершенствует навыки самообслуживания
Имеет навыки бытовых операций

 

2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

 

Главное свидетельство эффективности воспитательной системы МАОУ СОШ№4 им. М.С.Сахненко – творческая, нравственная, развивающаяся личность воспитанника, его самочувствие в школе и коллективе в целом, включенность в совместную деятельность, активная позиция, позитивная динамика роста образованности, креативности и воспитанности.

Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью воспитания и обучения понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательнойпрактики.

Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так называемый мониторинг) основано на десяти принципах:

1. Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.

3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.

4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение нескольких лет.

5. В ходе диагностики определяются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося (выявление позитивных и негативных тенденций).

6. Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.

7. При подборе необходимого диагностического материала предпочтение отдается количественным методам оценки.

8. Включенность педагогов (педагоги-психологи, учителя-предметники, организаторы детского коллектива, классные руководители, социальные педагоги, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, директор) в диагностический процесс максимальна.

9. Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности не являются средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический такт.

10. Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).

Изучению личности воспитанника и коллектива, в котором он развивается, предъявляются определенные требования:

- направленность на выявление способностей развития ученика;

- оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик;

- исследование в течение всех лет обучения и воспитания учащихся;

- направленность на решение педагогических задач;

- педагогический оптимизм;

- учет возрастных особенностей;

- охват всех обучающихся;

- систематичность и комплексность.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

1. определение цели и задач изучения;

2. подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

3. выбор методик изучения;

4. подготовка диагностического инструментария;

5. исследование испытуемых;

6. обработка и интерпретация результатов исследования;

7. анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

 

Инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Аспекты изучения Диагностические средства
1.Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. 1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. 3. Школьный тест умственного развития (ШТУР). 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение.
2.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. 1. Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” для определения нравственной направленности личности. 2. Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. 3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение.
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося 1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3. Педагогическое наблюдение.
4.Сформированность эстетического потенциала личности учащегося 1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 2. Педагогическое наблюдение.
5.Сформированность физического потенциала личности учащегося 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. 2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки). 3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
6.Сформированность общешкольного коллектива 1. Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”. 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. 3. Методика Р.С Немова “Социально- психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)”. 4. Методика М.И. Рожкова “Определение уровня развития ученического самоуправления”. 5. Методика Л.В. Байбородовои для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков.

  Отношение к обществу и природе.
1. Любовь к своему Отечеству, забота об общем благе. 3 - интересуется и годится историей и культурой своего Отечества (села, района, города); 2 - сам интересуется историей и культурой своего Отечества, но активной позиции не занимает; 1 - мало интересуется историко-культурным прошлым и настоящим своего Отечества; 0 - пренебрежительно относится к истории и отечественной культуре.
2. Любовь к родной природе. 3 - любит и бережет природу, организует природоохранную деятельность; 2 - любит и бережет природу, принимает участие в природоохранной работе; 1 - сам не проявляет бережного отношения к природе, участвует в деятельности по охране природу "за компанию"; 0 - проявляет разрушительное отношение к природе.
3. Бережливость в отношении к общественной и чужой собственности. 3 - уважает чужую собственность, бережет школьное имущество, побуждает к этому других; 2 - сам бережлив, но не побуждает к этому других; 1 - проявляет бережливость при наличии внимания и контроля со стороны старших или товарищей; 0 - допускает небережливость, ущерб чужому и общественному имуществу восстанавливает после настоятельных требований.
4. Бережливость и экономность в отношении к личной собственности. 3 - бережет личные вещи и экономит денежные средства, предупреждает расточительность товарищей; 2 - бережет сам личные вещи, экономит денежные средства, но безразличен к расточительности других; 1 - требует контроля и побуждения к бережливому отношению к личным вещам и денежным средствам; 0 - расточителен.
5. Аккуратность. 3 - аккуратен, поддерживает чистоту и порядок в школе и дома, осуждает неряшливость; 2 - сам аккуратен, но безразличен к неряшливости других; 1 - требует напоминания о необходимости поддерживать чистоту и порядок; 0 - неряшлив.
  Отношение к учебному труду и делу.
6. Настойчивость в достижении успеха в учении. 3 - проявляет интерес к знаниям, учится в полную меру сил и добивается успеха, охотно помогает товарищам; 2 - сам добивается успеха в учении, но товарищам помогает лишь тогда, когда просят взрослые или товарищи; 1 - не проявляет упорства и не достаточно успешен в учении; 0 - ленив и не успешен в учении.
7. Творческое отношение и успешность во внеурочных и внешкольных делах. 3 - проявляет и развивает творческие способности во внеурочной деятельности и самореализует их в сотворчестве со взрослыми и товарищами. 2 - проявляет и развивает свои способности во внеурочной и внешкольной деятельности; 1 - не имеет устойчивых творческих интересов, требует побуждения со стороны взрослых и товарищей; 0 - пустое времяпрепровождение после уроков и вне школы.
  Отношение к людям.
8. Товарищество, верность дружбе. 3 - верен дружбе, охотно сам помогает товарищам в их нуждах и добрых делах; 2 - верен дружбе, отзывается на просьбы; 1 - не всегда уважает интересы товарищей, иногда проявляет эгоизм; 0 – эгоистичен
9. Доброжелательность 3 - добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам и престарелым, организует добрые дела, осуждает зло и насилие; 2 - сам добрый и отзывчивый, помогает людям в трудные минуты, но не организует добрых дел; 1 - сам не осуждает грубость и насилие, делает это лишь "за компанию"; 0 - недобрый, драчливый.
10. Вежливость и культура поведения 3 - вежлив, соблюдает такт, уважает старших товарищей, поддерживает культуру поведения в общении с товарищами; 2 - вежлив, уважителен по отношению к старшим и товарищам; 1 - не всегда сам проявляет уважение и культуру поведения, требует контроля; 0 - бестактный.
  Отношение к себе
11. Забота о своем здоровье 3 - понимает общественную и личную ценность здоровья, сохраняет и укрепляет его, заботится о здоровом образе жизни других; 2 - бережет свое здоровье, но безразличен к курению и другим вредным привычкам своих товарищей; 1 - проявляет вредные привычки, требует контроля со стороны взрослых и товарищей; 0 - имеет вредные привычки и не реагирует на требования других.
12. Самообладание и сила воли 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, побуждает к этому других; 2 - сам проявляет волю, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - не всегда проявляет волю в добрых поступках, требует поддержки; 0 - безволен, подчиняется воле других.
13. Стремление к самосовершенствованию 3 - знает свои сильные и слабые стороны, стремится к совершенствованию себя и других; 2 - стремится к самосовершенствованию; 1 - сам не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке; 1. - не стремится к самосовершенствованию.

 

 

2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

 

Направления Уровень основного общего образования
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека - принятие российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; - усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; - чувство долга перед Родиной
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; - толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; - формирование основ социально-критического мышления; - способность к решению моральных проблем на основе личностного выбора; - осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам; - осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; - целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни - принятие ценности здорового и безопасного образа жизни; - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание) - признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - активное участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - участие в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: