Основных параметров, характеризующие различные умения

осознанной саморегуляции познавательной деятельности:

· ставить и удерживать цели;

· организовывать собственные усилия в течение длительного времени;

· выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию;

· оценивать промежуточный и конечный результаты деятельности;

       исправлять допущенные ошибки.

1-й уровень: дети стремятся выполнить задание с максимальной отдачей. На протяжении всего обследования достаточно высоки показатели активности и сосредоточенности. В работе отчетливо наблюдаются ориентационный (постановка и удержание цели, определение значимых условий), прогностический (планирование деятельности) и исполнительский (формирование и сохранение способа действий) этапы осознанной саморегуляции деятельности. В процессе выполнения задания дети самостоятельно осуществляют промежуточный и итоговый контроль. При этом они ориентируются на образец, в некоторых случаях проговаривают вслух последовательность действий. Цель задания удерживается на протяжении всего периода его выполнения, результаты адекватно оцениваются. Как правило, дети после правильно выполненного задания просят следующее задание такой же или повышенной степени сложности. Присутствие взрослого, внешняя мотивация и форма представления задания существенного значения для этих детей не имеют. Они ситуационно независимы. 

2-й уровень: дети охотно принимаются за выполнение задания, однако достаточно быстро отвлекаются от него. Для поддержания деятельности необходимы внешняя мотивация и актуализация личного опыта. Дети следуют указаниям эк­спериментатора, но самостоятельное выполнение заданий (в условиях отсутствия взрослого либо при фронтальной рабо­те) вызывает трудности. К выполнению задания они часто приступают импульсивно. Ориентационный этап осознанной саморегуляции деятельности затруднен и требует внешнего стимулирования. Прогностический и исполнительский эта­пы сформированы: дети способны планировать свою деятель­ность, выбирать способы действий и организовывать их по­следовательную реализацию. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется детьми этой группы только при на­поминании взрослого. Как правило, дети этой группы после правильно выполненного легкого задания предпочитают вновь легкое (избегание неуспеха). При анализе результатов выполнения задания они адекватны, могут проанализиро­вать причины неуспешности. Проявления саморегуляции познавательной деятельности у детей данной группы ситуаци­онно зависимы. На эффективность выполнения задания су­щественно влияют присутствие взрослого, а также опора на личный опыт.

3-й уровень: дети охотно приступают к выполнению зада­ний, если они носят игровой характер. Долговременное удер­жание их внимания на одном виде деятельности затруднено. При выполнении задания дети принимают лишь общую цель деятельности, при этом не осознают (или теряют) большин­ство правил выполнения задания. Им трудно длительное вре­мя организовывать собственные усилия. Таким образом, у них затруднены как организационный, так и прогностиче­ский этапы осознанной саморегуляции деятельности. При выполнении задания детям требуется не только присутствие взрослого, но и активное его участие в формулировании и сохранении цели деятельности, определение значимых ус­ловие для достижения цели, составлении программы  дей­ствий и выборе способов действий, оценивании и коррекции результатов деятельности. Эти дети недостаточно адекватны в оценке своей успешности (чаще всего утверждают, что с заданием справились), причины трудностей назвать затрудняются. Задания, занимательные по содержанию, но не выполненные детьми успешно, оцениваются как легкие. После неправильно выполненного легкого задания они просят сложное. У этих детей проявляется существенная ситуационная зависимость успешности деятельности от участия взросло и формы предъявления задания.

4-й уровень: дети очень неохотно принимаются за выполнение заданий, часто отвлекаются, быстро устают, уходят от и интеллектуальных усилий, отвлекаются от сути задания и переходят к обсуждению несущественных деталей. Дети не могут выполнять задание самостоятельно, им необходимо активное участие взрослого не только при определении цели и значимых условий деятельности, составлении программы и выборе способов действий, но и на исполнительском этапе саморегуляции познавательной деятельности (реализации действий). Пода материала в игровой форме часто уводит ребенка от общей цели, он начинает играть. При анализе результатов работы дети неадекватны. Часто вместо оценки своей успешности они говорят, что им понравился персонаж или сюжет какого-либо задания. Эти дети не проявляют явной ситуационной зависимости: они одинаково неуспешны в ситуациях различной внешней мотивации и при различных формах предъявления задания.

 

 

 

 


                                                                                                                                                                                                          таблица 8

                                                Сводная таблица                                                                                                            

                                                по результатам изучения социально- психолого-педагогической

                                                готовности детей к школе за уч. _____________________г.

№ п/п

Список

будущих

первоклас-

сников

 

 

Ф.И. ребенка

Блок №1

Блок №2

Блок №3

Физическое

развитие

Социальное развитие

Психологическое развитие

Состояние физического здоровья

Уровень социальной зрелости

Мотивационная сфера

(доминирующий мотив обучения)

Интеллектуальная

сфера

(общий уровень развития познавательных процессов)

Эмоционально-волевая сфера

Произвольная регуляция деятельности

(уровень)

Тревожность

(уровень)

Проявление агрессивности

(уровень)

Самооценка

(уровень)

здоровое Ослабленное достаточный недостаточный познавательный игровой высокий  уровень достаточный уровень недостаточный уровень хорошая достаточная слабая повышенный умеренный сниженный сниженная ярко выраженная заниженная адекватная завышенная
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
                                               
                                           
                                           

В с е г о:

 

                                       

   Результаты, полученные в ходе обследования заносятся в Сводную таблицу №8.

    По результатам психологического обследования обязательно предусматривается сопоставление полученных во время обследования данных с тем, как выявленные особенности ребенка проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение во время установления конечных результатов имеет возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего  развития ребенка.

      Формулировка психологического диагноза обязательно должна содержать и прогноз развития ребенка на основе всех этапов обследования. Прогноз должен иметь два направления: мероприятия психолого-педагогического воздействия при условии своевременного проведения с ребенком коррекционно-развивающей работы; результаты деятельности и поведения ребенка.

          

        Данные, занесенные в таблицу №9 помогут проанализировать наличие основных причин неготовности детей к обучению в школе, выявить тенденцию проблемных вопросов  и корректно спланировать дальнейшую работу по профилактике выявленных причин. А также, вовремя проведенная коррекционная работа с будущими первоклассниками поможет спрофилактировать трудности учебного процесса в период адаптации у первоклассников.

 

 

Литература

 

1. Венгер А.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие умений и умственное воспитание дошкольника. - М., 1988.

2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.- 192 с.

3. Гильбух Ю.З. Диагностика психологической готовности к школьному обучению // Темперамент и познавательные способности, школьника. - К., 1993. - С. 178-208.

4. Головань Н. Ми готові до школи. - К., 1993.

5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2. - С. 28-35.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.

7. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей «Готов ли ваш ребенок к школе?» - С.-Пб.: Дельта, 1997. - 384 с.

8. Кононкой О. Запорука особистості зростання дошкільника // Дошкільне виховання. — 2000. — № 3.

9. Кононко О. Стратегічна мета виховання — життєва компетентність дитини //Дошкільне виховання. — 1999. — № 5.

10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психоло­гическая готовность к школе. — М.: Знание, 1987. — № 5. — 80 с.

11. Кравцова Е.Е. Психологические проблеми готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.

12. Кулачківська С.Є., Ладивір С.О. Я — дошкільник. Вікові та індивідуальні аспекти психічного розвитку. — К., 1996.

13. Овчарова Р.В. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация к школе / В кн.: Технологии практического психолога образования. - М, 2001. - С. 138-155.

14. Овчарова Р.В. Дети на школьном старте и заботы психолога / В кн.: Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, «Учебная литература», 1996. — С. 87—119.

15. Рогов Е.И. Определение психологической готовности детей к школьному обучению / В кн.: Настольная книга практического психолога в образовании. - М: ВЛАДОС, 1995. - С.37-58.

16. Стаденко Н.М., Ілляшенко Т.Д., Обухівська А.Г. Методика діагностики готовності до навчання у школі дітей шестирічного віку / Навч.-метод. посібник. — Кам'янець-Подільський: Абетка, 2001. — 18 с

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: