Обучение младших школьников общим приемам работы над составной задачей

Уже при работе с первыми составными задачами учителю необ­ходимо обучить детей общим приемам работы над ней. Одним из средств, помогающих решить эту проблему, является использова­ние «Памятки по работе над задачей». Она представляет собой индивидуальную карточку с напечатанным на ней алгоритмом ра­боты над задачей:

1. Читай задачу и представляй себе то, о чем говорится в ней.

2. Запиши задачу кратко или построй ее модель.

3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.

4. Подумай, какое число получится в ответе: больше или мень­ше, чем данные числа.

5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что можно узнать сначала, что потом? Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Ответь на вопрос задачи.

8. Проверь решение.  

Формулировки могут быть изменены, но обязательно должны отражать процесс работы над текстовой задачей. Важно правиль­но организовать обучение школьников использованию «Памяток».

На I этапе ученики должны усвоить суть каждого отдельного пункта «Памятки» и научиться действовать в соответствии с ним. Учитель каждый раз сам называет эти пункты и учит их вы­полнять.

На II этапе учащиеся знакомятся с системой требований «Па­мятки» и учатся ими пользоваться при решении задач. Школьники получают карточки с «Памяткой». Каждое требование читается одним из детей вслух, в процессе работы рассуждение ведется также вслух.

На III этапе учащиеся должны усвоить систему требований и самостоятельно пользоваться ими, решая задачи. В это время младшие школьники читают «Памятки» про себя, но рассуждение ведут вслух.

На IV этапе ученики про себя называют требования и про себя выполняют их, т.е. вырабатывается умение работать над задачей в соответствии с «Памяткой».

Формулируя общий метод работы над задачей, учитель должен иметь в виду, что не все дети одновременно овладеют им. Не следует запрещать пользоваться карточками тем учащимся, которым это необходимо. Не стоит специально разучивать требования — они должны быть усвоены непроизвольно, в результате многократного выполнения. Важной задачей является формирование у школьни­ков понимания смысла и целесообразности работы по «Памятке». К этому выводу учащиеся должны прийти самостоятельно.

Последовательность видов составных задач, решаемых в начальной школе, подчиняется логике рассмотрения нового материала в арифметической теории и отвечает тре­бованию постепенного усложнения заданий.

Задания по теме:

1. Написать лекцию (конспект)

2. Методические приемы.

3. «Памятки по работе над задачей».

4. Сколько этапов состоит в использовании "Памяток" для школьников?

 (Выполнение заданий в письменную тетрадь)

Домашнее задание: Составьте  «составные задачи» (5)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow