Класс Тема: Русская Архитектура второй половины XVIII века.
Русская архитектура XVIII века
В северо-восточной части Зимнего дворца находится Иорданская лестница. Своё название она получила потому, что во время праздника Крещения Господня по ней спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.
В XVIII веке появилось много замечательных архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века в России господствовал стиль барокко. Его характерными чертами были пышность, торжественность и обилие декоративных элементов.
Для архитектуры второй половины XVIII века характерен классицизм, отличавшийся простотой и гармонией.
Познакомимся с самыми выдающимися архитекторами XVIII века.
Бартоломео Растрелли был сыном итальянского скульптора и архитектора Карло Растрелли, который работал при дворе Людовика XIV.В 1715 году Карло Растрелли приехал в Петербург по приглашению Петра I.
С детства Бартоломео Растрелли помогал отцу в создании проектов. Позже его отправили учиться в Европу.
Первым самостоятельным творением Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира, построенный в стиле барокко.
Первым крупным заказом Растрелли стало строительство Летнего дворца. Елизавета Петровна хотела разместить его в одном из парков Петербурга. Позже на этом месте был построен Михайловский дворец.
Также Елизавета Петровна поручила Растрелли строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве и перестройку Большого Екатерининского дворца в Царском Селе.
Помимо государственных заказов Растрелли создавал проекты для вельмож и частных лиц. Например, всего за год был построен Строгановский дворец. Из интерьеров, разработанных Растрелли, здесь сохранились Большой зал и Парадный вестибюль.
Следующими крупными заказами Растрелли были достройка дворца в Стрельне и реконструкция Зимнего дворца.
В Зимнем дворце была построена знаменитая Иорданская лестница.
Одним из последних проектов Растрелли стал ансамбль Смольного монастыря. Сюда Елизавета Петровна планировала уехать на склоне лет.
Познакомимся с ещё одним архитектором – Василием Ивановичем Баженовым (1737-1799). Он учился у главного архитектора Москвы Дмитрия Васильевича Ухтомского. Затем поступил в Академию художеств в Петербурге. Во время обучения Баженов участвовал в постройке Никольского морского собора. Вскоре его направили в Париж для совершенствования таланта.
Не крепостью неприступной мыслю я себе Кремль, в коем от врагов когда-то было
удобно скрываться, а местом добродетели, просвещения и славы народной.
В.И. Баженов
Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция.
Самое известное сооружение Баженова – дом Пашкова. На протяжении долгих лет это здание считалось красивейшим в Москве.
В 1775 году Екатерина II дала Баженову задание разработать проект её подмосковной резиденции. Царицыно стало самой крупной в Европе псевдоготической постройкой XVIII века.
Баженов отказался от идеи единого дворца. Он планировал построить пять дворцов для императорской семьи, а вокруг них возвести небольшие постройки для придворных.
Однако, когда в 1785 году Екатерина II приехала в Царицыно, она осталась недовольна. По мнению императрицы лестницы были слишком узкими, комнаты тесными, а залы тёмными. Баженова отстранили от строительства. На его место назначили Матвея Казакова.
Баженов перешёл к более мелким проектам. Он занимался строительством дома Юшкова в Москве.
После воцарения Павла I Баженова назначили вице-президентом Академии художеств. В 1797 году Баженов вместе с Винченцо Бренна начал работу над возведением Михайловского дворца для Павла Петровича.