Экономической основой образования дохода фирмы является стоимость реализованной про- дукции. Структура стоимости продукта скла- дывается из старой стоимости, перенесенной конкретным трудом со средств производства, и
новой стоимости, созданной живым трудом. Последняя включа- ет стоимость необходимого продукта и стоимость прибавочного продукта. Те или иные части стоимости превращаются в различ- ные формы дохода.
Новая стоимость выступает в форме валового дохода фир- мы, количественная величина которого определяется как раз-
ность между выручкой, полученной от продажи товаров и стои- мостью материальных затрат. Валовой доход распадается на три составляющих: заработная плата, прибыль и внешние платежи.
Выручка – это денежные средства, полученные (выручен- ные) фирмой от продажи товаров и услуг. Количественная вели- чина выручки зависит от суммы цен проданных товаров и услуг. Поэтому величина выручки совладает с общим доходом фирмы, который равен сумме доходов, поступающей от продажи опреде- ленного количества товара, и определяется путем умножения этого количества на среднюю цену единицы проданного товара. При этом можно исчислить средний доход, который приходится на единицу товара и определяется путем деления общего дохода на количество проданного товара.
|
|
Прибыль фирмы – это превышение доходов от продажи то- варов над затратами на производство и продажу этих товаров. Количественная величина прибыли исчисляется как разность между выручкой от продажи товаров и суммой затрат факторов производства (издержек производства) в денежном выражении.
Неоклассики разделяют понятия «бухгалтерская прибыль», образующаяся как разность между валовой выручкой и явными издержками, и «экономическая прибыль», которая рассчитывает- ся как разность между валовой выручкой и экономическими из- держками, т. е. учитываются также неявные издержки. Монополь- ная прибыль, источником которой являются научно-техническое лидерство фирмы, доминирование ее на рынке, управление лю- бым ресурсом, спрос на который превышает предложение, про- текционизм и др. Важным источником получения монопольной прибыли является установление на рынке монопольно высокой цены на продаваемый фирмой товар. В то же время фирма-мо- нополист стремится закупать у других фирм сырье и материалы по низкой цене, т. е. ниже их стоимости. В результате образуются так называемые «ножницы цен» как разница между монопольно высокой и монопольно низкой ценой, что дает возможность мо- нополии присвоить часть дохода других фирм.
Прибыль фирмы выполняет следующие основные функции:
|
|
– учетная, когда прибыль является критерием эффективно- сти предпринимательской деятельности фирмы;
– стимулирующая – проявляется в усилении развития произ- водства, улучшении всех показателей эффективности;
– распределительная – прибыль как источник накопления средств для развития фирмы, материального поощрения работ- ников.
Валовая прибыль, полученная по всем видам деятельности фирмы, включает три составляющие части:
– прибыль от производства продукции и ее реализации;
– прибыль от продажи имущества;
– прибыль от внереализационных операций, связанных с до- ходами от сдачи имущества в аренду, от долевого участия в де- ятельности других хозяйствующих субъектов, доходами по цен- ным бумагам и т. д.
Прибыль делится на две крупные части: чистая прибыль и налог на прибыль. Чистая прибыль – это та часть валовой при- были, которая образуется после уплаты установленных законом налогов, она остается в распоряжении фирмы. Из чистой прибы- ли образуются фонды, обеспечивающие расширенное воспроиз- водство фирмы.
1. Фонд накопления – используется на увеличение собствен- ного капитала фирмы, осуществление долгосрочных инвести- ций, проведение НИОКР и др.
2. Фонд потребления – расходуется на финансирование соци- альных программ и материальное стимулирование работников, на благотворительные цели, выплату дивидендов по акциям.
3. Резервный фонд – предназначен для покрытия непредви- денных потерь, балансовых убытков.
Об общей прибыльности фирмы можно судить с помощью аб- солютных и относительных показателей.
Масса прибыли – это абсолютный показатель объема полу- ченной прибыли за определенный период времени, с помощью
которого фирма может оценивать динамику ее развития, сравни- вая его с показателями прошлых периодов.
Для сравнения с другими фирмами используются относи- тельные показатели, прежде всего норма прибыли как отношение годовой прибыли к величине издержек производства в денеж- ном выражении. Она характеризует эффективность использова- ния производственных ресурсов фирмы.
Рентабельность фирмы (предприятия) как отношение годо- вой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и оборотных средств в денежном выражении. Она показывает, ка- кую величину прибыли получает фирма на 1 руб., вложенный в основной капитал и материальные оборотные средства.