Период формальных операций (11-14 лет)

Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т.е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

1) Гипотетико-дедуктивная логика (12-14 лет): способность мыслить гипотезами, принимать любые данные как нечто чисто гипотетическое и строить относительно них рассуждения: «Предположим, что...» При этом не имеет никакого значения, истинны или ложны посылки, они могут просто постулироваться. Такая некритичность к заданным посылкам возможна только на стадии формальных операций и недоступна конкретно-операциональному мышлению.

Например, когда ребенка на стадии конкретных операций просят представить себе, что слон весит 100 грамм, а муха 100 килограмм и что будет, если муха сядет на слона, то он отказывается анализировать эту ситуацию, критикуя заданные в ней условия: «Слон не может весить 100 грамм, это неправильно, так не бывает, это неправильная задача». У подростка, находящегося на стадии формального интеллекта, такая задача не вызывает никаких сложностей.

Способность мыслить гипотезами Пиаже называет логикой высказываний в противовес логике объектов. Приведем еще один яркий пример Пиаже, демонстрирующий различие в мышлении детей, находящихся на конкретной и формальной стадиях развития. Ребенку дается вербальная задача: «Эдит светлее Сюзан, Эдит темнее Лили. Кто самый темный?» Она представляет значительные трудности для многих 10-летних детей. Однако если бы вы попросили ребенка расположить три куклы (три объекта) в ряд по степени интенсивности окраски волос, они легко справились бы с этой задачей. Подобные же трудности дети испытывают в школе при решении арифметических задач. Те операции, которые они могут легко выполнять на объектах (или на образах объектов), начинают вызывать трудности, как только предлагается текст задачи. На подобных примерах Пиаже показывает, какого рода перестройки происходят на стадии формальных операций.

Способность к комбинаторике: возможность составлять разнообразные комбинации объектов и их отношений — еще одна особенность, появляющаяся в течение подпериода становления формальных операций.

Например, ребенок может комбинировать заданное количество объектов (разноцветных жетонов) по два, по три и т.д. всеми возможными способами, систематически и сохраняя строгий контроль над результатом.

2) Достижение формальных операций (13-14 лет) — возникновение новой структуры мышления — структуры четырех трансформаций INRC. Где

I — прямая операция (или идентичная трансформация),

N — обратная операция,

R — операция реципрокности* (взаимная трансформация),

C — отрицание реципрокности (трансформация коррелятивная или дуальная первой).

*Реципрокность – (от лат. reciprocus - возвращающийся, взаимный).

Данная структура возникает в результате синтеза двух форм обратимости: инверсии и реципрокности. На уровне конкретных операций эти две формы обратимости действуют каждая в своей области. На уровне формальных операций они соединяются в единое целое. Ребенок становится способен анализировать проблемные ситуации, используя все четыре трансформации одновременно.

 

Например, рассмотрим систему, в которой поршень оказывает давление на воду, содержащуюся в двух сообщающихся U-образных сосудах. Ребенок может понять принцип изменения уровня воды в этой системе в зависимости от веса поршня и веса жидкости (алкоголь, вода, глицерин), только используя структуру четырех трансформаций.

Увеличение уровня воды вызывается увеличением веса поршня (прибавлением груза), оказывающего давление на воду, — прямая операция I.

Снятие груза с поршня — обратная операция N —вызывает уменьшение давления на воду и ведет к уменьшению уровня воды.

Такого же уровня жидкости в сообщающемся сосуде, как при снятии груза, можно добиться и не меняя вес поршня, то есть не снимая груз, а увеличивая сопротивление жидкости за счет возрастания ее плотности (например, в сосуды наливают не воду, а глицерин) — операция реципрокности (взаимной трансформации) R: жидкость давит на поршень в противоположном направлении и компенсирует тем самым воздействие поршня.

Точно так же и увеличение уровня жидкости в одном из сообщающихся сосудов может быть получено не путем увеличения веса поршня, а путем уменьшения сопротивления в жидкости за счет уменьшения ее плотности (вместо воды в сосуды наливают алкоголь) — отрицание реципрокности (трансформация коррелятивная или дуальная первой) C.

Проблема для ребенка состоит в том, чтобы понять, что давление жидкости действует в направлении противоположном давлению поршня. До 9–10-летнего возраста это невозможно. Этот механизм начинает пониматься только при возникновении и правильном различении четырех описанных выше операций структуры INRC.

Благодаря формированию новой структуры мышления у ребенка формируются новые понятия, и он приобретает возможность понимать и анализировать:

— пропорции;

— динамическое равновесие;

— гомеостатическое равновесие;

— относительное движение;

— вероятности (Пиаже Ж., Инхельдер Б., 2003).

Из всего вышесказанного становится понятно, что наличие или отсутствие сформированности у подростка структуры INRC напрямую связано с успешностью овладения им школьными дисциплинами естественно-научного цикла. Несформированность формально-логических структур мышления приводит к непониманию многих разделов математики, физики, химии, биологии, что в свою очередь ведет к неуспешности освоения этих дисциплин, снижению учебной мотивации, низким оценкам и, как следствие, к проблемам с близкими взрослыми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: