Тема 3. Основные концепции происхождения и сущности права

Многогранность сущностных характеристик и содержательных проявлений права как фактор, обуславливающий различные подходы к происхождению и сущности права.

Взаимосвязанность теорий правопонимания и теорий происхождения права. Общее мировоззрение как исходная позиция толкования происхождения права. Историческое и уникальное в концепциях происхождения и сущности права. Взаимосвязь теорий происхождения права с теориями происхождения власти и государства.

Основные теории происхождения права: теологическая, договорная, историческая, диалектико-материалистическая, психологическая, институционалистская, современная естественно-правовая, теория происхождения права приказом власти, теория произвольного установления права, теория закономерного исторического развития права. Иные теории происхождения права, власти, государства.

Основные исторические и современные стратегии определения и выявления сущности права (определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм) и их отражение в соответствующих школах права: философский (естественно-правовой, нравственный), нормативистский, социологический, интегративный, коммуникативный и иные подходы к определению права. Развитие, взаимодействие и взаимопроникновение учений о сущности права.

Теологические взгляды о сущности права. Интерпретация права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти. Зависимость

теологических взглядов от вида и типа религии. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские).

Естественная школа права. Деление права на естественное и волеустановленное (положительное). Необходимость соответствия положительного права, устанавливаемого государством, праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящегося в природе человека, воле Бога, высшей справедливости, общечеловеческих ценностях. Античные представления о естественном праве. Право - воплощение разума, добра и справедливости. Зависимость данных учений от типа мировоззрения. Христианские доктрины естественного права (Отцы Церкви, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.). Атеистические и религиозные подходы к естественному праву. Классическая школа естественного права. Возрожденная (современная) естественная школа права (неотомистское, экзистенциалистское, феноменологическое, герменевтическое направления); право как общечеловеческие идеалы и ценности, которые должны отражаться в положительном праве.

Историческая школа права как реакция на умозрительность и отвлеченность доктрины естественного права. Независимость права от сознания и воли людей, спонтанное формирование права, отражение в праве духа народа, нации.

Судьба исторической школы и ее методологическое воздействие на последующие учения.

Юридический позитивизм. Право как закон. Взаимоотношение концепций юридического позитивизма и естественного права, цикличность их появления. Нормативистская школа права («чистое учение о праве»). Право как иерархическая система норм должного поведения, предопределяемых абстрактным категорическим долженствованием.

Социологическая школа права. Право как совокупность социальных и юридических норм, судебных и административных решений, определяющих интересы, заслуживающие защиты. Американское и европейское направления в данной школе.

Историко-материалистическое учение о праве. Право как надстроечный элемент социально-экономической формации. Классовый подход к пониманию права. Право как инструмент государства и орудие классового господства. Социально-экономическая и историческая обусловленность права. Связь права и социально-экономических формаций.

Психологическая школа права. Право как результат особых психических переживаний человека, его правовых эмоций (двусторонние, обязательно-притязательные переживания).

Американское правопонимание. Реалистическая школа права. Право как защищенный государством интерес, как законы издаваемые государством. Современная «реалистическая» школа права. Право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Школа «критических правовых исследований». Правовой прагматизм (инструментализм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: