Педагогические школы XIX-XX века.
Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания. В это время наблюдаются рост общественного интереса к педагогике и образованию, развитие различных педагогических теорий и систем, основанных на новых и традиционных подходах к пониманию проблем обучения и воспитания.
План лекции:
1. Вальдорфская школа.
- особенности вальдорфской педагогики;
- причины появления вальфдорской школы;
- характерные особенности вальдорфской школы;
- методы преподавания;
- циклическая сущность программы;
2. Школа свободного воспитания.
- Яснополянская школа.
- Советы учителям.
- О методах и методике в педагогике Л.Н. Толстого.
3. Нилл Александр Сазерленд.
Вальдорфская школа.
Главное достижение: уважение к личности ребенка, развитие его индивидуальности и бережное отношение к детству.
Штайнеровские или вальдорфские школы работают по всему миру. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде.
Споры об этой системе обучения, о школе, которая базируется на идеях Рудольфа Штайнера, ведутся уже без малого 100 лет. Это одна из самых популярных систем.
Основной причиной споров является то, что вальдорфская педагогика выросла из антропософии (религиозно-мистического учения, популярного в начале XX века). Автором был сам Рудольф Штайнер – австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор; автор многих сочинений, давший более 6000 лекций по всей Европе.
Антропософия ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т. п.).
В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.
Особенности вальдорфской педагогики:
- вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель.
- на детей не оказывается никакого давления.
- их не оставляют на второй год.
- отметок нет.
- все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо.
- не даются энциклопедические знания.
- поздно дают знания по математике, письму и чтению.
- изучается ограниченный список литературы.
- играют только с самодельными куклами, иные игрушки – под запретом.
Причины появления вальфдорской школы.
Начало XX века было очень тяжелым периодом для многих стран: войны, депрессия, разруха, экономические кризисы, голод. Дети из малообеспеченных семей могли учиться только в народной школе, где получали элементарные знания. В классических гимназиях было много гуманитарных наук, которые было очень сложно освоить на качественном уровне, и знания были оторваны от жизни. В реальных училищах – наоборот давали только практические знания, которые не затрагивали эмоциональную сферу обучающихся и не предполагали изучение гуманитарных дисциплин.
Штайнер задумал создать школу, в которой ребенок развивался бы гармонично, систему, в которой сочеталось бы знание об окружающем мире, эстетическое воспитание и обучение практическим навыкам.
Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы "Вальдорф Астория", которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку.
В настоящее время социологические исследования показывают, что процент наличия детей из среды рабочих и "низших слоев" населения довольно низок. "Вальдорфские родители" - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы.
Вальдорфская школа – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.
Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе.
На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как:
- эмоциональная зрелость.
- инициатива и творческий подход к делу.
- здравый смысл и обостренное чувство ответственности.
В вальдорфском садике отсутствует любое принуждение, поэтому дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня. Группы разновозрастные, маленькие подражают старшим, учатся одеваться, убирать за собой, рисовать, лепить – все, как в семье. Воспитатель выполняет роль мамы, которая занимается повседневными делами, и время от времени присоединяется к своим питомцам. Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере.
Большое внимание уделяют ручному труду. И мальчики, и девочки учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке.
Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя, как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.
Характерные особенности вальдорфской школы.
1.Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме.
2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д.
3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество.
4. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию. Сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов.
5. В школе и садике часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.
6. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи, поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
7. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
8. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по урокам.
9. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок. В конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.
Методы преподавания.
Подача материала начинается с восприятия – увидеть, пережить, удивиться. Таким образом, приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.
Восприятие, чувство, мысль - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.
Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.






