В России к началу XX века действовали разные по формам собственности театры: казенные (государственные), муниципальные и частные. Ведущее место занимали казенные императорские театры. Среди них выделялись драматические театры Александровский в Петербурге и Малый в Москве. В обстановке революционного подъема начала XX в. появились новые шедевры отечественной драматургии. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Горький составили основу реалистического репертуара для театров России. Созданный в конце XIX в., Московский художественный театр с огромным успехом ставил пьесы А. Чехова и М. Горького.
«Чеховское» и «горьковское» начало прочно вошло в жизнь МХТ. На этих началах, в поисках приемов для воплощения на сцене образов, созданных Чеховым и Горьким, формировались творческие личности замечательных артистов: М.Г. Савицкой, О.Л. Книппер-Чеховой, М.П. Лилиной, В.К. Качалова, И.М. Москвина, А.Р. Артема и других выдающихся артистов. Содружество МХТ, Чехова и Горького имело громадное значение для укрепления позиций реалистической литературы и искусства в русской культуре.
|
|
К.С. Станиславский создал свою систему подготовки актеров и манеру исполнения ролей, которая вошла в историю как «система Станиславского» - наименование сценической теории, метода и артистической техники. В его системе впервые решается проблема сознательного овладения творческими процессами, исследуется путь перевоплощения актера в образ.
Октябрьская революция и гражданская война принудили многих известных в стране актеров и режиссеров покинуть Россию. Немалых усилий стоило режиссерам и актерам собрать труппы, найти театральные помещения и возобновить работу. Русские театры были созданы в 20-х годах в Париже, Берлине, Праге, Белграде, Харбине. Репертуар театров составляли как классические пьесы, так и эмигрантские произведения. В русских театрах, особенно в труппе Московского художественного театра, явно проступали модернистские течения, основателями которых были К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, привлекавшие к себе внимание зарубежных театров. Режиссеры и актеры-эмигранты, знавшие язык страны проживания, охотно принимались в национальные театры, становясь частью западной театральной жизни.
Русские театры имели немалое значение в культурной жизни эмиграции. К сожалению, из-за языкового барьера они были малоизвестны широкой зарубежной публике. Так, труппа МХТ выступала преимущественно перед русскоязычной публикой. Французской знаменитостью стал московский режиссер Никита Белиев. В Париже он ставил русские и французские пьесы и театральные номера. Громкую славу принесла ему постановка «Летучей мыши», которая шла в Париже и Нью-Йорке. Большого успеха на парижской сцене добились Г. и Л. Питоевы, которые в 20-30-е годы работали вместе с французскими актерами и режиссерами. В 1960-х годах русскую театральную школу во Франции блистательно представляла Л. Кедрова (потомок эмигрантов первой волны).
|
|
Русская диаспора в начале 1930-х годов переживала трудные времена, и эмигрантским труппам из-за экономических трудностей стало невозможным совершать гастрольные поездки. Все это послужило главной причиной того, что русский театр постепенно угас, труппы распались.
ФЕДОР КОМИССАРЖЕВСКИЙ В АНГЛИЙСКОМ ТЕАТРЕ. Примером диалога двух национальных культур, эстетической плодотворности разделяющих их дистанций, соотношения между личностью инокультурного художника и ролью, которую определяет ему культура приютившей его страны, этих взаимосвязанных проблем, может служить режиссерская работа Ф.Ф. Комиссаржевского в Англии (1920-1930-е годы) и его постановки А. Чехова и В. Шекспира.
Английский театp и в целом культура Англии в 20-е годы в силу внутренних причин нуждались в А. Чехове и должны были его открыть (поколение, пережившее крах викторианского мира, увидела в пьесах русского драматурга ностальгическую поэму о гибнущей эпохе). Ф. Комиссаржевский, с его романтической театральностью и склонностью к философским обобщениям, был одним из самых «нечеховских» режиссеров русской сцены. Чехова в России он никогда не ставил. Парадокс его судьбы в Англии состоял в том, что он был призван выполнить «заказ» иной культуры. Англичане ждали от него чеховских постановок, и он обратился к пьесам А.П. Чехова, пытаясь найти компромисс между своими театральными вкусами и традицией Чехова - МХТ. В результате появилась серия спектаклей, составивших эпоху в истории английской сцены.
Противоположность Комиссаржевского английскому театру помогла русскому режиссеру сделать решительный шаг к обновлению английской традиции толкования В. Шекспира. Он не был связан стойкими, хотя и начинавшими ветшать стереотипами викторианского понимания Шекспира, отчасти, поэтому ему была уготована судьба реформатора английской шекспировской режиссуры. Его постановки 30-х годов стали своего рода прологом к послевоенным радикальным переменам в истории английского шекспировского театра.
АРТИСТ И РЕЖИССЕР МИХАИЛ ЧЕХОВ. Известный русский актер и режиссер Михаил Александрович Чехов был племянником А.П. Чехова. В возрасте 21 года он, с «благословения» Станиславского, стал актером МХТ, с 1924 г, - МХАТ-2. Сегодня, когда мы возвращаем в живое бытие нашей культуры многое из утраченного, настала пора, определяя истинное место в ней М.А. Чехова, назвать его именно великим русским мастером сцены, выдающимся театральным педагогом и режиссером, оставившим неизгладимый след в отечественном и мировом искусстве.
Много ролей из произведений русских и зарубежных авторов талантливо исполнил артист, вживаясь в образы, на сцене Художественного театра.
В 1928 г. М. Чехов эмигрировал. Причиной выезда стали конфликт во МХАТ-2 и личный творческий кризис. Сначала он прибыл в Вену, где, быстро выучив немецкий язык, сыграл в трех спектаклях. Одновременно он работал над постановкой «Двенадцатой ночи» в студии «Табима» в Берлине.
За рубежом главной мечтой М. Чехова было создание своего, русского театра «по типу МХАТа», с опорой на развитие театральных идей Станиславского. В 1930 г. он предпринял ряд попыток реализовать свою мечту. При участии С. Рахманинова и Ф. Жемье в 1930 г. Чехов создает «Общество друзей Театра Чехова» в Париже - театральную труппу. В столице он воссоздает свои лучшие спектакли московского периода: «Гамлет», «Эрик XIV», «Потоп», «Одержимый» и другие, осуществляет постановку новой версии «Ревизора». В 1931 г. Чехов поставил спектакль «Дворец пробуждения», в котором играл роль Ивана-Царевича. Постановка этого спектакля выявила изменение в творческой манере, совокупности характерных черт Чехова-режиссера, которые проявились в изменении рисунка спектакля, где слово уступает место выразительному действию, широкому жесту, яркой мимике с художественными целями, музыкальному оформлению мизансцен. Эти изменения были ориентированы на иноязычную публику.
|
|
В начале 30-х годов театральная труппа Чехова успешно гастролировала по странам Прибалтики. Установив связь с Театром русской драмы в Риге, Чехов поставил в нем спектакль «Село Степанчиково и его обитатели». В Риге в 1933 г. он впервые испытал себя как режиссер на постановке оперы «Парсифаль» Вагнера.
В это же время началась педагогическая деятельность М. Чехова, которую он затем продолжил в США. Он организовал курсы актерского мастерства в Париже, Каунасе, Сигулде, завершив европейский период преподавательской деятельности в 1936 г. открытием актерской школы в Дартингтоне (Англия). М. Чехов стремился воспитать актера нового типа - актера-художника, который осознает свою моральную ответственность за эмоциональное восприятие созданного им образа.
В декабре 1938 г. в связи с нарастанием военно-политической напряженности в Европе М. Чехов со своей театральной труппой, преобразованной в Театp Чехова, переехал в США. Через десять месяцев на Бродвее состоялась премьера первого спектакля Театра Чехова «Бесы», которая вызвала восторг публики. В 1942 г. он вернулся к оперному спектаклю и поставил оперу «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (Метрополитен-опера, Нью-Йорк). В американский период своего творчества М. Чехов снимался в кино и одновременно осуществил постановку «Ревизора» в Лабораторном театре Голливуда. Критика сочла режиссуру этого спектакля «гениальной».
За рубежом М. Чехов так и не смог создать свой репертуарный театр, о котором мечтал и в котором надеялся реализовать свои творческие планы. По его признанию, в условиях жестокого бизнеса театр - это коммерческое, а не творческое предприятие. Жизнь без истинно русского театра была для Михаила Александровича немила и бессмысленна. В связи с ухудшением здоровья он был вынужден отказаться от режиссерской и актерской работы и посвятить себя преподавательской деятельности. За европейский и американский периоды педагогической работы Чехов приобщил к «системе Станиславского» таких выдающихся актеров, как Пол Роджерс, Грегори Пек, Юл Бриннер, Мерлин Монро, мечтавшую сыграть русскую классику.
|
|
М.А. Чехов проявил себя в США и крупным теоретиком актерского искусства. Была издана сначала на русском языке, затем на английском его ценнейшая книга «О технике актера». Зарубежный период творчества М. Чехова имел огромное значение для популяризации в Европе и США системы К.С. Станиславского и русской театральной школы в целом.
Следует коснуться проблемы русской кинематографии и ее дальнейшего развития за рубежом, в частности, во Франции. Началом собственно русского кинематографа большинство исследователей называет 1908 г. Ему был отпущен судьбой короткий, но бурный и плодотворный жизненный срок - 1908-1918-й годы. Далее началась датированная известным декретом о национализации кинодела от 27 августа 1919 г. история советского государственного кинематографа.
Наибольшее развитие до революции кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А.А. Ханжонкова, обосновавшего первую в России кинофабрику. Его киностудия была вне конкуренции. Она имела павильоны, лабораторию, свой кинотеатр. Актеры подобрались опытные и талантливые. Среди них блистали Вера Холодная (умерла в феврале 1919 г.) и Иван Мозжухин (1889-1939).
В 1920 г. Мозжухин работал в Ялте, в Киноцентре. В это же время в Крыму снимала фильмы кинофирма «Ермольев». Это было серьезное дело с лучшими актерами, с хорошим выбором постановок, с удачной режиссурой. Мозжухин решил перейти в фирму, уйдя от Ханжонкова. Осенью 1920 г. красные взяли Перекоп и хлынули в Крым, белая армия эвакуировалась. Ермольев, человек очень практичный, отличный организатор и знаток своего дела, увез из Ялты всю свою труппу вместе с Мозжухиным, Лысенко, Гуржанским в Париж, где установил связи с фирмой «Гомон» и образовал новую труппу «Альбатрос».
В эмиграции Иван Мозжухин стал королем французского экрана. Его творчеству посвящен специальный стенд во французском национальном музее кино «Музей д'Орсэ». С афиш на вас смотрит загадочное лицо нашего соотечественника. В 30-х годах Мозжухин стал кинозвездой Европы и завоевал мировое признание.
Звездами французского кино стали также русские режиссеры и актеры Протазанов, Гуржанский, Волков, Наталья Лысенко. Прославился во французском кино русский киноактер, сын знаменитого художника, Г.В. Серов.
Кратко о цирковых артистах-эмигрантах. Цирковое искусство интернационально. На протяжении веков цирковые артисты различных национальностей перемещались из страны в страну, образуя единый мировой цирк. В дореволюционной России во главе крупнейших антреприз стояли иностранные предприниматели. Однако надо признать, что с конца XIX в. все более активно утверждается русский цирк. Его главными организаторами выступают братья А. и Д. Никитины, построившие в Москве грандиозное здание для представлений. Назовем также братьев А. и В. Дуровых.
После Октябрьской революции значительная часть иностранных артистов уехала из России. Положение цирка в условиях гражданской войны было трудным, число цирков сократилось. И тогда начался отток русских артистов за границу.
Это объяснялось не только экономическими, но и политическими причинами. В Польшу уехал знаменитый дуэт сатириков Бим-Бом (М. Станевский и И. Радунский). Вскоре дуэт распался. Радунский вернулся в Россию, а поляк Станевский возглавил стационарный цирк в Варшаве. С большим успехом выступали в лучших цирках Европы Н. Никитин, выдающийся жонглер на лошади, джигиты Хундадзе и Али Бек, жокеи Соболевские, гимнасты Руденко и Леотарис, атлеты и борцы И. Заикин и И. Поддубный. От имени, так сказать, русского цирка нередко выступали иностранные по паспорту артисты, чья творческая жизнь началась в России.
Таким образом, в 20-е годы нашего века русский цирк, ранее почти не известный в Европе и Америке, поразил весь мир и творчески обогатил мировое цирковое искусство.