Русский театр в культурной жизни эмиграции

 

В России к началу XX века действовали разные по формам собственности театры: казенные (государственные), муниципальные и частные. Ведущее ме­сто занимали казенные императорские театры. Среди них выделялись драмати­ческие театры Александровский в Петербурге и Малый в Москве. В обстановке революционного подъема начала XX в. появились новые шедевры отечествен­ной драматургии. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Горький составили основу реа­листического репертуара для театров России. Созданный в конце XIX в., Мос­ковский художественный театр с огромным успехом ставил пьесы А. Чехова и М. Горького.

«Чеховское» и «горьковское» начало прочно вошло в жизнь МХТ. На этих началах, в поисках приемов для воплощения на сцене образов, созданных Чеховым и Горьким, формировались творческие личности замечательных арти­стов: М.Г. Савицкой, О.Л. Книппер-Чеховой, М.П. Лилиной, В.К. Качалова, И.М. Москвина, А.Р. Артема и других выдающихся артистов. Содружество МХТ, Чехова и Горького имело громадное значение для укрепления позиций реалистической литературы и искусства в русской культуре.

К.С. Станиславский создал свою систему подготовки актеров и манеру исполнения ролей, которая вошла в историю как «система Станиславского» - наименование сценической теории, метода и артистической техники. В его сис­теме впервые решается проблема сознательного овладения творческими про­цессами, исследуется путь перевоплощения актера в образ.

Октябрьская революция и гражданская война принудили многих извест­ных в стране актеров и режиссеров покинуть Россию. Немалых усилий стоило режиссерам и актерам собрать труппы, найти театральные помещения и возоб­новить работу. Русские театры были созданы в 20-х годах в Париже, Берлине, Праге, Белграде, Харбине. Репертуар театров составляли как классические пье­сы, так и эмигрантские произведения. В русских театрах, особенно в труппе Московского художественного театра, явно проступали модернистские тече­ния, основателями которых были К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, привлекавшие к себе внимание зарубежных театров. Режиссе­ры и актеры-эмигранты, знавшие язык страны проживания, охотно принима­лись в национальные театры, становясь частью западной театральной жизни.

Русские театры имели немалое значение в культурной жизни эмиграции. К сожалению, из-за языкового барьера они были малоизвестны широкой зару­бежной публике. Так, труппа МХТ выступала преимущественно перед русскоя­зычной публикой. Французской знаменитостью стал московский режиссер Ни­кита Белиев. В Париже он ставил русские и французские пьесы и театральные номера. Громкую славу принесла ему постановка «Летучей мыши», которая шла в Париже и Нью-Йорке. Большого успеха на парижской сцене добились Г. и Л. Питоевы, которые в 20-30-е годы работали вместе с французскими актера­ми и режиссерами. В 1960-х годах русскую театральную школу во Франции блистательно представляла Л. Кедрова (потомок эмигрантов первой волны).

Русская диаспора в начале 1930-х годов переживала трудные времена, и эмигрантским труппам из-за экономических трудностей стало невозможным совершать гастрольные поездки. Все это послужило главной причиной того, что русский театр постепенно угас, труппы распались.

 

ФЕДОР КОМИССАРЖЕВСКИЙ В АНГЛИЙСКОМ ТЕАТРЕ. Примером диалога двух национальных культур, эстетической плодотворности разделяю­щих их дистанций, соотношения между личностью инокультурного худож­ника и ролью, которую определяет ему культура приютившей его страны, этих взаимосвязанных проблем, может служить режиссерская работа Ф.Ф. Комиссаржевского в Англии (1920-1930-е годы) и его постановки А. Чехова и В. Шекспира.

Английский театp и в целом культура Англии в 20-е годы в силу внутренних причин нуждались в А. Чехове и должны были его открыть (поколение, пережившее крах викторианского мира, увидела в пьесах русского драматурга ностальгическую поэму о гибнущей эпохе). Ф. Комиссаржевский, с его роман­тической театральностью и склонностью к философским обобщениям, был од­ним из самых «нечеховских» режиссеров русской сцены. Чехова в России он никогда не ставил. Парадокс его судьбы в Англии состоял в том, что он был призван выполнить «заказ» иной культуры. Англичане ждали от него чеховских постановок, и он обратился к пьесам А.П. Чехова, пытаясь найти компромисс между своими театральными вкусами и традицией Чехова - МХТ. В результате появилась серия спектаклей, составивших эпоху в истории английской сцены.

Противоположность Комиссаржевского английскому театру помогла рус­скому режиссеру сделать решительный шаг к обновлению английской тради­ции толкования В. Шекспира. Он не был связан стойкими, хотя и начинавшими ветшать стереотипами викторианского понимания Шекспира, отчасти, поэтому ему была уготована судьба реформатора английской шекспировской режиссу­ры. Его постановки 30-х годов стали своего рода прологом к послевоенным ра­дикальным переменам в истории английского шекспировского театра.

 

АРТИСТ И РЕЖИССЕР МИХАИЛ ЧЕХОВ. Известный русский актер и режиссер Михаил Александрович Чехов был племянником А.П. Чехова. В возрасте 21 года он, с «благословения» Станиславского, стал актером МХТ, с 1924 г, - МХАТ-2. Сегодня, когда мы возвращаем в живое бытие нашей культуры многое из утраченного, настала пора, определяя истинное место в ней М.А. Че­хова, назвать его именно великим русским мастером сцены, выдающимся теат­ральным педагогом и режиссером, оставившим неизгладимый след в отечест­венном и мировом искусстве.

Много ролей из произведений русских и зарубежных авторов талантливо исполнил артист, вживаясь в образы, на сцене Художественного театра.

В 1928 г. М. Чехов эмигрировал. Причиной выезда стали конфликт во МХАТ-2 и личный творческий кризис. Сначала он прибыл в Вену, где, быстро выучив немецкий язык, сыграл в трех спектаклях. Одновременно он работал над постановкой «Двенадцатой ночи» в студии «Табима» в Берлине.

За рубежом главной мечтой М. Чехова было создание своего, русского театра «по типу МХАТа», с опорой на развитие театральных идей Станиславского. В 1930 г. он предпринял ряд попыток реализовать свою мечту. При уча­стии С. Рахманинова и Ф. Жемье в 1930 г. Чехов создает «Общество друзей Те­атра Чехова» в Париже - театральную труппу. В столице он воссоздает свои лучшие спектакли московского периода: «Гамлет», «Эрик XIV», «Потоп», «Одержимый» и другие, осуществляет постановку новой версии «Ревизора». В 1931 г. Чехов поставил спектакль «Дворец пробуждения», в котором играл роль Ивана-Царевича. Постановка этого спектакля выявила изменение в творческой манере, совокупности характерных черт Чехова-режиссера, которые прояви­лись в изменении рисунка спектакля, где слово уступает место выразительному действию, широкому жесту, яркой мимике с художественными целями, музы­кальному оформлению мизансцен. Эти изменения были ориентированы на ино­язычную публику.

В начале 30-х годов театральная труппа Чехова успешно гастролировала по странам Прибалтики. Установив связь с Театром русской драмы в Риге, Че­хов поставил в нем спектакль «Село Степанчиково и его обитатели». В Риге в 1933 г. он впервые испытал себя как режиссер на постановке оперы «Парсифаль» Вагнера.

В это же время началась педагогическая деятельность М. Чехова, которую он затем продолжил в США. Он организовал курсы актерского мастерства в Париже, Каунасе, Сигулде, завершив европейский период преподавательской деятельности в 1936 г. открытием актерской школы в Дартингтоне (Англия). М. Чехов стремился воспитать актера нового типа - актера-художника, который осознает свою моральную ответственность за эмоциональное восприятие созданного им образа.

В декабре 1938 г. в связи с нарастанием военно-политической напряжен­ности в Европе М. Чехов со своей театральной труппой, преобразованной в Театp Чехова, переехал в США. Через десять месяцев на Бродвее состоялась пре­мьера первого спектакля Театра Чехова «Бесы», которая вызвала восторг пуб­лики. В 1942 г. он вернулся к оперному спектаклю и поставил оперу «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (Метрополитен-опера, Нью-Йорк). В американский период своего творчества М. Чехов снимался в кино и одновременно осущест­вил постановку «Ревизора» в Лабораторном театре Голливуда. Критика сочла режиссуру этого спектакля «гениальной».

За рубежом М. Чехов так и не смог создать свой репертуарный театр, о котором мечтал и в котором надеялся реализовать свои творческие планы. По его признанию, в условиях жестокого бизнеса театр - это коммерческое, а не творческое предприятие. Жизнь без истинно русского театра была для Михаила Александровича немила и бессмысленна. В связи с ухудшением здоровья он был вынужден отказаться от режиссерской и актерской работы и посвятить се­бя преподавательской деятельности. За европейский и американский периоды педагогической работы Чехов приобщил к «системе Станиславского» таких выдающихся актеров, как Пол Роджерс, Грегори Пек, Юл Бриннер, Мерлин Монро, мечтавшую сыграть русскую классику.

М.А. Чехов проявил себя в США и крупным теоретиком актерского искусства. Была издана сначала на русском языке, затем на английском его цен­нейшая книга «О технике актера». Зарубежный период творчества М. Чехова имел огромное значение для популяризации в Европе и США системы К.С. Станиславского и русской театральной школы в целом.

Следует коснуться проблемы русской кинематографии и ее дальнейшего развития за рубежом, в частности, во Франции. Началом собственно русского кинематографа большинство исследователей называет 1908 г. Ему был отпущен судьбой короткий, но бурный и плодотворный жизненный срок - 1908-1918-й годы. Далее началась датированная известным декретом о национализации ки­нодела от 27 августа 1919 г. история советского государственного кинемато­графа.

Наибольшее развитие до революции кинопроизводство получило в Моск­ве и было неотделимо от деятельности А.А. Ханжонкова, обосновавшего пер­вую в России кинофабрику. Его киностудия была вне конкуренции. Она имела павильоны, лабораторию, свой кинотеатр. Актеры подобрались опытные и та­лантливые. Среди них блистали Вера Холодная (умерла в феврале 1919 г.) и Иван Мозжухин (1889-1939).

В 1920 г. Мозжухин работал в Ялте, в Киноцентре. В это же время в Крыму снимала фильмы кинофирма «Ермольев». Это было серьезное дело с лучшими актерами, с хорошим выбором постановок, с удачной режиссурой. Мозжухин решил перейти в фирму, уйдя от Ханжонкова. Осенью 1920 г. крас­ные взяли Перекоп и хлынули в Крым, белая армия эвакуировалась. Ермольев, человек очень практичный, отличный организатор и знаток своего дела, увез из Ялты всю свою труппу вместе с Мозжухиным, Лысенко, Гуржанским в Париж, где установил связи с фирмой «Гомон» и образовал новую труппу «Альбатрос».

В эмиграции Иван Мозжухин стал королем французского экрана. Его творчеству посвящен специальный стенд во французском национальном музее кино «Музей д'Орсэ». С афиш на вас смотрит загадочное лицо нашего соотечественника. В 30-х годах Мозжухин стал кинозвездой Европы и завоевал миро­вое признание.

Звездами французского кино стали также русские режиссеры и актеры Протазанов, Гуржанский, Волков, Наталья Лысенко. Прославился во француз­ском кино русский киноактер, сын знаменитого художника, Г.В. Серов.

Кратко о цирковых артистах-эмигрантах. Цирковое искусство интернационально. На протяжении веков цирковые артисты различных национально­стей перемещались из страны в страну, образуя единый мировой цирк. В доре­волюционной России во главе крупнейших антреприз стояли иностранные предприниматели. Однако надо признать, что с конца XIX в. все более актив­но утверждается русский цирк. Его главными организаторами выступают бра­тья А. и Д. Никитины, построившие в Москве грандиозное здание для пред­ставлений. Назовем также братьев А. и В. Дуровых.

После Октябрьской революции значительная часть иностранных артистов уехала из России. Положение цирка в условиях гражданской войны было труд­ным, число цирков сократилось. И тогда начался отток русских артистов за границу.

Это объяснялось не только экономическими, но и политическими причи­нами. В Польшу уехал знаменитый дуэт сатириков Бим-Бом (М. Станевский и И. Радунский). Вскоре дуэт распался. Радунский вернулся в Россию, а поляк Станевский возглавил стационарный цирк в Варшаве. С большим успехом вы­ступали в лучших цирках Европы Н. Никитин, выдающийся жонглер на лоша­ди, джигиты Хундадзе и Али Бек, жокеи Соболевские, гимнасты Руденко и Леотарис, атлеты и борцы И. Заикин и И. Поддубный. От имени, так сказать, рус­ского цирка нередко выступали иностранные по паспорту артисты, чья творче­ская жизнь началась в России.

Таким образом, в 20-е годы нашего века русский цирк, ранее почти не из­вестный в Европе и Америке, поразил весь мир и творчески обогатил мировое цирковое искусство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: