Сознание, мышление, психика: особенности соотношения. Структура сознания

Бабенко О.А. Док/бак-18

Практическое занятие (семинар):

Вопросы для изучения

Проблема сознания и познания в философии

Смысл проблемы сознания и основные подходы к её решению в истории философии: Античность – Средние века – Новое время.

 Понятие сознания в философии всегда коррелировало и соотносилось с ранее возникшими понятиями духа и души.

Дух - перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание», в них вкладывается смысл - носитель жизни. Душа - это сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело.

Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе, сложилось в немецкой философии. У Гегеля есть сильное выражение: «Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло"

Античная философия в учениях представителей натурфилософии (Фалес, Анаксимен, Гераклит), а позднее у Демокрита, Эпикура и Лукреция, толковала душу как порожденную материальными стихиями. Ей также придавались некоторые характеристики разума. Сократ поставил вопрос о необходимости формирования понятийного мышления, которое, как показал он, является познанием противоречий. Вместе с тем Сократ подчеркивал функциональность сознания как деяния добра, когда душа владеет истиной.

Платон понимал душу как владеющую истиной, имеющей вечный и неизменный характер. Душа диктует человеку определенную линию поведения. В философии Аристотеля «душа» рассматривается уже через природу мышления, опирающегося не на отдельные понятия, на всеобщие категории и законы объективной реальности. По его мнению, душу нельзя рассматривать независимо от тела, она является «внутренней формой» организма и реализует его сущность. Аристотель анализирует способность души чувствовать, воображать и мыслить.

Средневековая философи я – это религиозная философия, поэтому в ней сознание понимается как «душа», в которой вера должна соединяться с аргументами разума, но познание бога мистично и иррационально. Позднее вера будет противопоставляться разуму, которому будет отказано в способности исследовать основы Бога и веры. Представители схоластики считали понятия реально существующими. В отличие от реалистов, представители номинализма утверждали, что понятия не существуют реально, а являются именами вещей.

В эпоху Возрождения Дж. Бруно толкует душу как свойство мира: мировая душа находится не вне мира, а в нем самом как его собственная внутренняя форма (пантеизм).

Философия Нового времени развивается в единстве с наукой. Это вызвало новые особенности в понимании природы сознания. Поскольку наука Нового времени основывается на опыте и эксперименте, то большинство философов этого времени исходят из независимости разума от веры и науки от религии. Их интересы перемещаются в теорию познания, логику и методологию науки. Это означает, что сознание впервые становится предметом научного познания. Особое значение для дальнейшего развития философии имеет концепция Б.Спинозы об идеальном, понимаемом как атрибут – неотъемлемое свойство субстанции.

Сознание, мышление, психика: особенности соотношения. Структура сознания.

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности на основании аксиоматических положений. Декарт исходной точкой для построения достоверного базиса науки называл сомнение в общепринятом знании. Можно сомневаться во всем, но само сомнение точно существует.

Сомнение – это один из актов мышления. Таким образом, сомнение является достоверным фактом, но существует только благодаря тому, что существует само мышление. Это положение т выступает в качестве искомой достоверной опоры знаний. Ясность и отчетливость мышления ошибочно названа Декартом необходимым и достаточным признаком любого достоверного знания. Таким образом, критерий истинности знания заключен не в практике, а в сознании людей. Определение 2

Психика – это способность живого существа создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них в соответствии со своими потребностями. Определение 3 Психика человека – это целостная совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание – часть психики. Психика может охватывать не только процессы сознания, но и подсознания и даже бессознательные процессы. Выделяют два главных подхода к изучению человеческой психики – идеализм и дуализм. Идеализм утверждает первичность сознания, а дуализм – независимость сознания и материи друг от друга. Материализм говорит о первичности материи и исторической, и гносеологической. Она выступает в качестве носителя и причинного возникновения, а сознания является производным от материи. Сущность сознание.

Сознание – это высшая, характерная только для человека и связанная с речью функция головного мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание может быть противопоставлено материи не выходя за рамки основного вопроса, за этими рамками противопоставление невозможно, оно становится относительным, так как сознание – не самостоятельная субстанция, а свойство материи. Иными словами, сознание неотрывно от материи. Абсолютное противопоставление сознания и материи приведет к тому, что сознание превратится в некоторую самостоятельную субстанцию, которая будет существовать вместе с материей. Психические явления тесно связаны с мозгом как свойство и его материальный субстрат, которому и принадлежит данное свойство. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы схожи по своему содержанию с теми материальными объектами, которыми они были вызваны. Сущностью сознания выступает его идеальность, которая выражена в том, что образы, составляющие сознание не обладают свойствами отражаемых в сознании предметов, процессов нервной системы, на базе которых сформировались. Идеальное является моментом практического отношения человека к окружающему миру, отношением, опосредованным формами, которые были созданы предыдущим поколением, в первую очередь способностью к отражению в материальных формах языка и знаков, а также превращению их в реальные предметы через деятельность. Идеальное – это не что-то самостоятельное относительно целостного сознания, им характеризуется сущность сознания по отношению к материи. В этом смысле идеальное дает возможность более глубоко осмысливать вторичность высшей формы отражения.

Такое понимание актуально только, когда изучаются соотношения материи с сознанием и отношения сознания к материальному миру. Идеальное и материально таким образом не разделены непреодолимой преградой, идеальное, как и материальное – идеи в человеческой голове, которые претерпевают некоторые преобразования. То есть человеческий мозг преобразует, трансформирует материальное в идеальное. Сознание само по себе существовало не всегда. Оно сформировалось в процессе исторического развития материи, с усложнением ее форм, в качестве свойства высокоорганизованной материальной системы. Для материи характерно свойство, схожее с сознанием – это отражение. Отражение характерно для любого материального образования. Оно выступает как момент любого взаимодействия. Отражение, в общем смысле, - это изменение одного явления под влиянием другого.

 Структура сознания Сознание имеет четкую структурную организацию, представляющую систему элементов, между которыми существуют закономерные отношения. Наиболее четко в структуре сознания могут быть выделены осознание вещей, а также переживание, то есть отношение к содержанию того, что именно отражается. Развитием сознания предполагается, в первую очередь, получение определенного объема новых знаний. Познанию вещей характерен разный уровень проникновения и степени ясности понимания. На основании этого и выделены философское, обыденное, научное и прочие типы познания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление – включены в единое ядро сознания. Однако они не исчерпывают свою структурную полноту сознания, оно состоит и из акта внимания, как необходимого своего компонента. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов располагается в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы и события вызывают в нем не только всплывающие образы познания, но и эмоциональный отклик. Богатая сфера эмоциональной человеческой жизни состоит из непосредственного чувства, настроения, или эмоционального самочувствия и аффектов – ярости, ужаса и пр. Чувства и эмоции – это компоненты сознания. Сознание не может быть ограничено лишь познавательной деятельностью и соответствующими процессами, направленностью на объект и эмоциональной сферой. Намерения любого человека будут притворены в жизнь благодаря волевому акту. При этом сознание – это не совокупность всего множества элементов, входящих в его состав, а их интегрально сложно структурированная целостность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: