Для 5 - 9 классов
Класс
| тема | содержание | Рекомендованные источники | примечание | |
| сентябрь | Почему нельзя ябедничать, драться и обзываться | Решение проблемы агрессивного поведения детей с точки зрения православной культуры. Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней. Как вести себя в сложных ситуациях, как не поддаться на провокацию, как предотвратить агрессивное поведение учащихся. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» | Изучение данной темы продолжается в 6 и 8 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| октябрь | Почему А.В. Суворов всегда побеждал | Воинские победы А. В. Суворова. Кинбурнская битва. Что сформировало выдающуюся личность знаменитого полководца. Что лежит в основе его непревзойдённой «Науки побеждать»? Главное оружие русского воинства. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Почему А.В. Суворов всегда побеждал». | Данная тема рассматривается только в 5 классе. Материал статьи рекомендовано использовать в полном объеме |
| ноябрь | Почему нужно развивать свой талант | Таланты нашего класса. Как распознать свой талант. Что такое талант. Притча о талантах. Труд и вдохновение. Нравственная сторона творчества. Благодарность за творческие успехи. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Почему нужно развивать свой талант» | Изучение данной темы продолжается в 7 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| декабрь | Что такое чудо и бывает ли оно | Где встречаются чудеса? Как их научится видеть. Главное чудо жизни. Верят ли в чудеса космонавты? | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Что такое чудо и бывает ли оно» | Данная тема рассматривается только в 5 классе. Материал статьи можно использовать полностью |
| январь | Для чего нужны храмы | Что строили первым делом в Росии в старину. Устройство храма. Ради чего собираются в храмах христиане. О главном церковном таинстве. Возможно ли служит литургию когда храм разрушен. Назначение антиминса. Святые мученики. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Для чего нужны храмы» | Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| февраль | Почему нельзя говорить скверные слова | Что такое сквернословие. Об одном из важных отличий человека от животного. В каких словах настоящая сила и почему грязные слова разрушительны для человека, семьи, общества, народа. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Почему нельзя говорить скверные слова» | Изучение данной темы продолжается в 6 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| март | Как нужно относиться к наказанию | Что есть наказание – зло или проявление любви. Наказание от слова «наказ». Беседа о наказании с психологом и православным священнослужителем. Высказывания святых отцов о наказании. Значение наказания для воспитания человека и правильное отношение к нему. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Как нужно относиться к наказанию» | Изучение данной темы продолжается в 6 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| апрель | Почему нельзя обижаться и всё ли можно простить | Обида – опасная болезнь души, заполоняющая сердце злобой, гневом. Все ли обиды можно простить? Простить, значит, освободиться от греховных помыслов, исцелиться от душевных травм, нанесённых обидой. Чтение рассказа Бориса Ганаго «Небесный гость» и размышление по его содержанию. Этимология слова «простить». | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Обида и прощение» | Изучение данной темы продолжается в 7 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| май | Почему нужно добросовестно трудиться | В чем смысл труда и ради чего трудится человек. Почему нужно любить труд. Главные добродетели. Традиции русского купечества. Нужно ли делится богатством. Кто такие меценаты. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Почему нужно добросовестно трудиться» | Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
Класс
| тема | содержание | Рекомендованные источники | примечание | |
| сентябрь | Сила слова | Почему нецензурные слова в русском языке именуется сквернословием. Об одном из важных отличий человека от животного. Чем опасно сквернословие на войне. В каких словах настоящая сила и почему грязные слова разрушительны для человека, семьи, общества, народа. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нельзя говорить скверные слова» | Рекомендуется вспомнить разговор, состоявшийся в 5 классе, и продолжить его на основе материалов статьи |
| октябрь | Как не попасться в расставленные сети | Все ли может быть полезно для человека Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести свою индивидуальность. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети» | Изучение данной темы продолжается в каждом классе (6–9), рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| ноябрь | Есть ли тайны у Церковных Таинств | Что такое Таинства. Какая тайна выше разума и приоткроется только сердцу человека. Об истинных ценностях, которые вечны и останутся с человеком навсегда. Сколько всего Таинств и их виды. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Есть ли тайны у Церковных Таинств» | Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| декабрь | О радости мнимой и настоящей. | Стремление человека к радости. Природа радости, ее основание и причины. Злорадство. Православное понимание радости. Рассказ А.П. Чехова «Радость». Житие преп. Серафима Саровского. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Тысяча поводов для радости» | Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи. Час духовности по данной теме желательно проводить священнослужителю либо учителю вместе со священнослужителем. |
| январь | «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» | Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Как относятся к детской агрессии психологи, родители, православные священники. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» | Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| февраль | Какими бывают подвиги и трудно ли их совершать | Благодаря каким людям существует наше государство и сумело выстоять в невероятно сложные моменты своей истории. Какая сила движет людьми при совершении геройских поступков? Что такое подвиг и когда он возможен? | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Какими бывают подвиги и трудно ли их совершать» | Данная тема рассматривается только в 6 классе, рекомендуется использовать материал статьи полностью |
| март | Почему нужно любить природу | Вопрос происхождения мира. Современная экологическая обстановка. Чем каждый ребенок может помочь Земле. Православное отношение к природе. Как относились к природе православные святые и почему. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Почему нужно любить природу» | Данная тема рассматривается только в 6 классе, рекомендуется использовать материал статьи полностью |
| апрель | Почему мы так стремимся к красоте | Селфимания - угроза психическому здоровью подростка, граничащая с риском для жизни. Неуемное стремление соответствовать стандартам моды. Притча «Вечная красота». Красота внешняя и внутренняя. Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка». | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Почему мы так стремимся к красоте. О красоте и не только» | Изучение данной темы продолжается в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи. Тема важна для проведения родительского собрания |
| май | Как нужно относиться к наказанию | Что есть наказание – зло или проявление любви. Наказание от слова «наказ». Беседа о наказании с психологом и православным священнослужителем. Высказывания святых отцов православной церкви о наказании. Значение наказания для воспитания человека и правильное отношение к нему. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как нужно относиться к наказанию» | Рекомендуется вспомнить разговор, состоявшийся в 5 классе, и продолжить его на основе материалов статьи |
Класс
| тема | содержание | Рекомендованные источники | примечание | |
| сентябрь | Святые Кубанской земли | Историческая ситуация в начале XX века. Новомученики Российские – кто они? Священномученики Кубани: Иоанн Пригоровский, Александр Флегинский, Михаил Лекторский, Андрей Ковалёв, Григорий Троицкий, Иоанн Яковлев, Григорий Конокотин, Михаил Лисицын. Храмы Краснодарского края в честь новомучеников Кубани | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Святые Кубанской земли, или Почему нужно помнить новомучеников» | Изучение данной темы продолжается в 7 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| октябрь | Почему нужно помогать людям | «Сам погибай, а товарища выручай». Что такое помощь и какой она бывает. Легко ли помогать людям? Пример бескорыстной помощи (рассказ Бориса Ганаго «Прозрение»). «Носите бремена друг друга». Помощь или «медвежья услуга»? «Делай добро и бросай его в воду». Православное понимание помощи. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нужно помогать людям» | Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| ноябрь | Сказка и жизнь | Духовный смысл известных сказок Г.Х. Андресена. Христианские добродетели и пороки в сказках Андерсена. Парадоксальность сказки «Девочка со спичками». Сказки К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» как ключ к пониманию Евангельских истин. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Сказка и жизнь». Сказки Г.Х. Андерсена «без купюр» в переводе А и П. Ганзен. К. С. Льюис «Хроники Нарнии». | Данная тема изучается только в 7 классе. Материал статьи рекомендуется использовать в полном объеме. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем. |
| декабрь | Талант и творчество | Таланты нашего класса: что изменилось за 2 года? Как распознать свой талант. Что такое талант. Притча о талантах. Труд и вдохновение. Нравственная сторона творчества. Благодарность за творческие успехи. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Почему нужно развивать свой талант» | Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе. |
| январь | Обида и прощение | Почему обида всегда приводит к зарождению греховных мыслей. Простить обиду – сила или слабость? Чтение притчи из Евангелия о прощение долгов и рассуждение над ее толкованием. Таинство покаяния приводит к очищению души человека. Интернет-сети и мессенджеры – опасные средства безликого общения, приводящие к непониманию, обидам. Просмотр и обсуждение программы «От обиды до беды» телеканала «Радость моя» | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Обида и прощение» | Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе. |
| февраль | Что такое долг, и кому мы должны | Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Долг и счастье. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Что такое долг и кому мы должны» | Изучение данной темы будет продолжено в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| март | «Все мне позволительно, но не все полезно» | Все ли полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести индивидуальность. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Как не попасться в расставленные сети» | Данная тема рассматривается ежегодно. Рекомендовано творчески подходить к использованию материала статьи |
| апрель | Чем опасна вкусная еда. Страсть чревоугодия | Культ чревоугодия в современном мире. Образы в русской литературе. Как побеждать страсть. О пользе молитвы и поста. Календарь постов русской Православной Церкви и современная медицина. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Чем опасна вкусная еда» | Данная тема изучается только в 7 классе. Рекомендовано полностью использовать материалы статьи |
| май | Справедливость - искусство неравенства | Понятие «справедливость». Христианское осмысление справедливости. Справедливость и любовь. Справедливость – воздаяние по заслугам или милосердие? Притча Паисия Святогорца о справедливости. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Есть ли в мире справедливость?» | Данная тема изучается только в 7 классе. Час духовности по данной теме желательно проводить вместе со священнослужителем. Тема важна для родительского собрания |
Класс
| тема | содержание | Рекомендованные источники | примечание | |
| сентябрь | Святые Кубанской земли | Историческая ситуация в начале XX века. Священномученик Кубани Григорий Никольский. Марие-Магдалинский женский монастырь (ст. Роговская Тимашевского района Краснодарского края) | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Святые Кубанской земли, или Почему нужно помнить новомучеников» | Перед продолжением изучения темы следует вспомнить изученное в 7 классе. |
| октябрь | «Блажени миротворцы» | Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Как относятся к детской агрессии психологи, родители, православные священники. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» | Рекомендуется вспомнить беседу, состоявшуюся в 5 и 6 классах |
| ноябрь | Почему несвятой полководец похоронен в соборе святом. М.И. Кутузов | Военный путь М. И. Кутузова. Какая главная услуга для России была оказана М. И. Кутузовым перед войной 1812 года. На чьей стороне Бог? Тяжелое решение о оставлении Москвы. Чего не дождался Наполеон? Кого благодарил за победу Кутузов. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». С татья «Почему несвятой полководец похоронен в соборе святом. М.И. Кутузов» | Данная тема изучается только в 8 классе. Материал статьи рекомендовано использовать полностью |
| декабрь | Можно ли жить без надежды? | Вера и надежда. Ценность жизни. Светское понимание надежды. Что есть надежда для православного человека. Роль надежды в жизни человека. На кого следует надеяться. Исповедь, покаяние. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Можно ли жить без надежды» | Данная тема изучается в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи |
| январь | Для чего люди ходят в храмы | Что строили первым делом в России в старину. Устройство храма. Ради чего собираются в храмах христиане. О главном церковном таинстве. Возможно ли служит литургию когда храм разрушен. Назначение антиминса. Святые мученики. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Для чего нужны храмы» | Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе. |
| февраль | Тысяча поводов для радости | Православие – религия радости. Радость встречи со Христом. Стремление человека к радости. В чем люди находят радость и почему она недолговечна? Духовная радость – внешнее проявление любви. Рождество Христово. Пасхальная радость. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Тысяча поводов для радости».Рассказсвящ. Димитрия Шишкина«Радость». Фильмы 1 канала«Пасха». «Рождество». | Данная тема рассматривалась в 6 классе. Рекомендовано вспомнить содержание беседы. Для более глубокого осмысления темы рекомендуется просмотр и обсуждение фильмов «Пасха», «Рождество». |
| март | Долг и ответственность | Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Долг и счастье. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья«Что такое долг и кому мы должны» | Данная тема рассматривается в 7-9 классах. Рекомендовано вспоминать изученное по данной теме в предыдущих классах. |
| апрель | О красоте и не только | 1. Селфимания - угроза психическому здоровью подростка. Стремление соответствовать стандартам моды. Чтение и анализ рассказа А. Вайль «Хочу быт красивее всех!». Чтение рассказа С.Е. Шамаевой «От Моны Лизы к просто Лизе». Красота внешняя и внутренняя. Телесная красота бессмысленна без красоты душевной. Пост – время усиленной работы над собой. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Почему мы так стремимся к красоте (о красоте и не только)» Рекомендуется чтение рассказа С.Е. Шамаевой «От Моны Лизы к просто Лизе». | Данная тема изучается в 8 и 9 классах. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем. |
| май | Реальные проблемы виртуальной жизни | Все ли полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести индивидуальность. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети» | Данная тема изучается ежегодно с 6 по 9 классы. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу |
Класс
| тема | содержание | Рекомендованные источники | примечание | |
| сентябрь | В поисках истинной красоты | Анализ рассказа Б. Ганаго «Коварные слова». Коварство. Опасность греховных наслаждений. О природе внутренней красоты. Красота тождественна добру и истине. Пост – время усиленной работы над собой. Анализ стихотворения И. Самариной «Некрасивых людей не бывает». | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему мы так стремимся к красоте (о красоте и не только)» | Перед продолжением изучения темы следует вспомнить изученное в 8 классе. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем. |
| октябрь | Тайны истинные и ложные | Что такое Таинства. Какая тайна выше разума и приоткроется только сердцу человека. Об истинных ценностях, которые вечны и останутся с человеком навсегда. Сколько всего Таинств и их виды. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Есть ли тайны у церковных таинств» | Рекомендуется повторить материал, изученный в 6 классе |
| ноябрь | «Спешите делать добрые дела» | «Сам погибай, а товарища выручай». Что такое помощь и какой она бывает. Легко ли помогать людям? «Носите бремена друг друга». Помощь или «медвежья услуга»? «Делай добро и бросай его в воду». Православное понимание помощи. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нужно помогать людям» | Рекомендуется повторить материал, изученный в 7 классе. |
| декабрь | «Надежда – мой компас земной» | Любовь и надежда. Ценность жизни. Светское понимание надежды. Что есть надежда для православного человека. Роль надежды в жизни человека. На кого следует надеяться. Исповедь, покаяние, духовный труд. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Можно ли жить без надежды» | Рекомендуется повторить материал, изученный в 8 классе. |
| январь | Что угрожает хорошему воспитанию | Проблемы современного мира: раннее приобщение к зависимостям, вседозволенность, мнимая свобода – угрозы хорошему воспитанию. Истинная и ложная свобода. Несовместимость понятия свобода и грех. Чтение и рассуждение над содержанием рассказа Бориса Ганаго «Над оврагом». Притча из Евангелия о «Пшенице и плевелах» - описание верного пути противостояния угрозам современного мира. Таинства покаяния и причащения позволят держать сердце и душу в чистоте, избежать соблазнов. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Угрозы воспитанию» | Тема изучается в 9 классе, материал статьи рекомендовано использовать в полном объеме |
| февраль | Счастье и долг | Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Когда человек перестает быть человеком? Что делает человека счастливым? | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Что такое долг, и кому мы должны» | Рекомендуется повторить материал, изученный в 8 классе. |
| март | Подвиг веры и любви. Святитель Лука | Духовный подвиг святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Жажда служения. Врач и священник. Почему святитель Лука выбирал самые трудный путь? Почему не боялся отстаивать свои убеждения, веру, правду? Чудеса Святого. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья«Подвиг веры и любви. Святитель Лука» | Данная тема изучается только в 9 классе. Рекомендовано использовать материал статьи в полном объеме |
| апрель | «Бог труды любит» | В чем смысл труда и ради чего трудится человек. Почему ничего не дается даром? Труд и творчество. Почему нужно любить труд. Главные добродетели. Традиции русского купечества. Нужно ли делится богатством. Кто такие меценаты. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Почему нужно добросовестно трудиться» | Рекомендуется повторить материал, изученный в предыдущих классах. |
| май | «Яко посреде хожду сетей многих» | Все ли может быть полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести свою индивидуальность. | Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети» | Данная тема изучается ежегодно с 6 по 9 классы. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу |






