Начало и прекращение дипломатической миссии

Установление дипломатических отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. Необходима также договоренность об учреждении постоянных дипломатических представительств и об их уровне.

Право государства назначать дипломатических представителей в другие государства называется активным правом посольства. Ему соответствует пассивное право посольства, т.е. право принимать дипломатических представителей иностранных государств, облеченных дипломатическими полномочиями.

Назначение главы дипломатического представительства – прерогатива аккредитующего государства. Однако государство пребывания должно дать агреман (согласие) на аккредитацию лица в качестве главы представительства и может отказать в агремане, не сообщая мотивов отказа.

Начало дипломатической миссии проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение па должность; в) прибытие в государство назначения; г) официальное вступление в должность.

До получения агремана назначение на должность главы дипломатического представительства не может иметь места. До этого момента не принято также публиковать в средствах массовой информации сообщения о предполагаемом назначении.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания (как правило, на уровне министра или заместителя министра).

Если глава представительства не может выполнять свои функции, временно исполняющим обязанности главы представительства назначается временный поверенный в делах. Фамилия временного поверенного в делах сообщается министерству иностранных дел государства пребывания либо главой дипломатического представительства, либо министром иностранных дел аккредитующего государства.

Остальные члены дипломатического персонала считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей после своего назначения и прибытия в государство пребывания с момента уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел государства пребывания). Агреман на них не запрашивается.

Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на одобрение этому государству.

Аккредитующее государство может назначить любого члена дипломатического персонала в одно или несколько других государств, если не заявлено возражений со стороны любого из государств пребывания.

Два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства в другом государстве, если государства пребывания не возражают против этого.

Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Функции главы дипломатического представительства или любого члена дипломатического персонала прекращаются в тот момент, когда он оставляет государство пребывания или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать (в том числе при отозвании, объявлении дипломата persona non grata – нежелательным лицом; так называемом "дисмисл" – объявлении дипломата частным лицом; отказ дипломата выполнять свои функции и т.д.).

Прекращение дипломатической миссии может происходить по разным причинам: вооруженный конфликт, разрыв дипломатических отношений, исчезновение одной из сторон в качестве субъекта международного права, социальная революция или неконституционная смена правительства в аккредитующем государстве или в государстве пребывания. Даже в случае разрыва дипломатических отношений и вооруженного конфликта государство пребывания должно оказать необходимое содействие для скорейшего выезда иностранных дипломатов и членов их семей.

  1. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства.

Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.

Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.

Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:

1. неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;

2. помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска, ареста, исполнительных действий и т. д.);

3. представительство освобождается от всех налогов, существующих на территории государства, на котором оно расположено;

4. архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию;

5. сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:

1. личность дипломатического сотрудника неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2. частные помещения дипломатического сотрудника пользуется той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства;

3. дипломатический сотрудник пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания;

4. дипломатический сотрудник также пользуется иммунитетом от административной и гражданской ответственности страны пребывания.

Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.

Кроме всего вышесказанного, необходимо отметить, что член семьи дипломатического представителя, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

  1. Сравнительный анализ функций дипломатического представительства и представительства при международных организациях.
  2. Привилегии и иммунитеты международных должностных лиц и служащих международных организаций. Сопоставление с привилегиями и иммунитетами дипломатического персонала дипломатического представительства.
  3. Привилегии и иммунитеты, относящиеся к документам, архивам и корреспонденции зарубежных органов внешних сношений (на примере дипломатического представительства, консульского учреждения и спецмиссии).
  4. Иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции дипломатического персонала дипломатического представительства. Условия отказа от иммунитета.
  5. Особенности правового статуса спецмиссии и дипломатического представительства.
  6. Сравнительная характеристика привилегий и иммунитетов дипломатического персонала и обслуживающего персонала дипломатического представительства.
  7. Законодательство РФ о дипломатических и консульских отношениях.
  8. Дипломатический корпус. Дуайен, его функции.
  9. Институт почетного консула (нештатного консула).
  10. Классы глав дипломатических представительств и ранги дипломатического персонала.
  11. Привилегии и иммунитеты членов семьи сотрудников дипломатического представительства.
  12. Дипломатическая почта и дипломатический курьер.
  13. Тенденции развития дипломатических привилегий и иммунитетов.
  14. Дипломатическое право международных организаций.
  15. Правовой статус международных конференций и делегаций на этих конференциях.
  16. Привилегии и иммунитеты миссий наблюдателей при международных межправительственных организациях.

[1] Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1371 (ред. от 25.07.2006, с изм. от 03.05.2012) «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» (вместе с «Положением о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс» (в данном виде документ опубликован не был).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: