Консульские привилегии и иммунитеты

Пост. Пред

Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей.

Постоянные представительства при международных организациях могут открывать только государства – члены этих организаций. Другие государства, заинтересованные в работе данной международной организации, но не являющиеся ее членами, могут иметь постоянные миссии наблюдателей. Наличие при международной организации постоянного представительства является правом государства, а не его обязанностью.

Дипломатическое право международных организаций регулируется уставом международной организации, нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации, иными международно-правовыми документами.

размещения штаб-квартиры международной организации или ее отделения должно быть согласовано с предполагаемым государством. При наличии разрешения государства на расположение на его территории штаб-квартиры данной международной организации, заключается соответствующее соглашение, где также оговариваются вопросы возможности открытия постоянных представительств государств-членов. Но в отличие от дипломатического представительства, предоставленное право государством места расположения штаб-квартиры международной организации распространяется на все государства, которые имеют намерение открыть подобное представительство.

Функции постоянных представительств государств при международной организации закреплены в ст. 6 Конвенции 1975 г.:

· – обеспечение представительства государств при международной организации;

· – поддержка связей между направляющим государством и международной организацией;

· – ведение переговоров с организацией и в ее рамках;

· – выяснение осуществляемой в организации деятельности и информирование об этом правительства направляющего государства;

· – обеспечение участия направляющего государства в деятельности организации;

· – защита интересов направляющего государства относительно организации;

· – содействие в осуществлении целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией и в ее рамках.

Функции миссии наблюдателей имеют более ограниченный характер но сравнению с функциями постоянных представительств. Они закреплены в ст. 7 Конвенции 1975 г.:

· – обеспечение представительства направляющего государства, и охраны его интересов относительно организации, а также поддержание связи с этой организацией;

· – выяснение осуществляемой в организации деятельности и информирование о ней правительства направляющего государства;

· – содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.

Члены дипломатического персонала обладают дипломатическим статусом, при необходимости специалисты, научные и практические сотрудники в конкретной области знаний, науки и техники наделяются функциями представительского характера и соответствующими этим функциям привилегиями и иммунитетами, аналогичными гем, какими пользуются дипломаты, которые работают в постоянных посольствах и миссиях за рубежом.

Глава постоянного представительства и иной дипломатический персонал не могут назначаться из числа граждан страны пребывания в организации или ее отделении иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любой момент аннулировано (ст. 73 Конвенции 1975 г.).

Получение агремана для глав постоянных представительств со стороны государства пребывания не требуется.

В соответствии с Конвенцией 1975 г. функции постоянного представителя или члена дипломатического персонала постоянного представительства прекращаются:

· – по уведомлению об этом международной организации направляющим государством;

· – если постоянное представительство отзывается окончательно или временно.

Не допускается одностороннее решение вопроса о прекращении функций сотрудника дипломатического персонала в порядке оглашения данной особы персоной non grata.

К временным органам внешних сношений в сфере многосторонней дипломатии относят также делегации, которые представляют государства на международных конференциях и иных международных форумах и которые наделены соответствующими полномочиями полномочных участников, и делегации наблюдателей с соответствующими функциями.

Делегации не аккредитуются в стране пребывания органа международной организации или в стране места проведения международной конференции.

Порядок выдачи полномочий главе делегации такой же, как и для постоянных представителей и наблюдателей.

  1. Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания и государства пребывания в отношении дипломатического представительства.

Статья 27

1. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Тем не менее, представительство может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия государства пребывания.

2. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям.

3. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

4. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указышающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

5. Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

6. Аккредитующее государство или представительство могут назначать дипломатических курьеров ad hoc. В таких случаях положения пункта 5 настоящей статьи также применяются, за тем исключением, что упомянутые в нем иммунитеты прекращаются в момент доставки таким курьером порученной ему дипломатической почты по назначению.

7. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета, направляющегося в аэропорт, прибытие в который разрешено. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту, но он не считается дипломатическим курьером. Представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту непосредственно и беспрепятственно от командира самолета.

Статья 28

Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.

Статья 12

Аккредитующее государство не может, без предварительного определенно выраженного согласия государства пребывания, учреждать канцелярии, составляющие часть дипломатического представительства, в других населенных пунктах, кроме тех, где учреждено само представительство.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 под постоянным представительством понимается миссия постоянного характера, направляемую государством-членом международной организации, чтобы представлять его при этой организации. Таким образом, представительства носят характер постоянных органов, главная функция которых – представительская.

Помимо этой функции

 ст. 6 Венской конвенции 1975 г. указывает, что постоянное представительство также поддерживает связи между направляющим государством и организацией, ведет переговоры с организацией, выполняет информационную функцию, защищает интересы направляющего государства, осуществляет сотрудничество с организацией и в рамках организации.

Право учреждения постоянного представительства государства вытекает не из данной конвенции, а их устава самой организации. Если устав позволяет, то государством может учредить представительство. Постоянное представительство – прерогатива государства-члена. Государство, не участвующее в организации может создать только постоянную миссию наблюдателей, чьи функции, изложенные в ст. 7 Венской конвенции 1975 г. и они сужены в сравнении с постоянным представительством. В частности, постоянная миссия наблюдателей осуществляет представительскую функцию, информационную и ведет переговоры.

Учреждая постоянное представительство, государство формирует его состав и назначает главу. Венская конвенция 1975 г. особо регулирует вопрос о том, возможно ли множественное аккредитование главы представительства, т.е. возможность для одного и того лица быть главой или членом представительства в различных международных организациях. Устанавливая это право государства, конвенция не делает каких-либо ограничений. Множественная аккредитация имеет и другой аспект: два и более государства могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы своих представительств, которые по смыслу ст. 8 конвенции все же являются разными органами. Если глава представительства не может исполнять свои обязанности, то государство назначает лицо, которое будет исполнять его обязанности.

Определяя состав и численность представительства, государство должно исходить из требований разумности, но при этом численность представительства должна позволять ему выполнять свои функции. В отношении гражданства действует правило о том, что члены представительства, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, однако возможно назначение и гражданина третьего государства с согласия последнего, которое может быть аннулировано в любой момент. К третьему государству относится и государство пребывания постоянного представительства при международной организации.

В РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1999 г. глава постоянного представительства при международной организации имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного посла или Чрезвычайного и полномочного посланника 1 класса[1]. Глава представительства должен иметь полномочия, выданные главой государства, правительства или министром иностранных дел направляющего государства, которые передаются организации. Полномочия несут еще одну важную функцию, поскольку именно в них может быть установлено, что представитель государства является одновременно делегатом в органах. В ряде случаев, отсутствие таких указаний может лишить представителя возможности представлять интересы государства в этом органе. Полномочия однако не охватывают право главы представительства участвовать в принятии текста договора с организацией, поскольку, как указано в ст. 12 Венской конвенции 1975 г., глава представительства вправе совершать это в силу своих функций. В то же время права подписывать этот договор у него есть только в том случае, если он наделен этими полномочиями.

Персонал постоянного представительства при международной организации включает дипломатический (обладают дипломатическими рангами), административно-технический и обслуживающий. Различия производятся по функциям и статусу, аналогичные различиям персонала любого другого органа внешних сношений.

Венская конвенция 1975 г. требует от государств уведомлений относительно состава представительства, званий, должностей и старшинства сотрудников, времени их прибытия и отбытия, членов их семей, частных домашних работников, расположении помещений представительства, резиденций членов представительства. Эти уведомления делаются организации, которая, в свою очередь, передает их государству пребывания.

Статус постоянного представительства государства при международной организации основан на предоставлении ему содействия со стороны самой организации в выполнении функций, а также привилегий и иммунитетов властями государства пребывания.

 

  1. Теоретическое обоснование консульских иммунитетов и привилегий.

https://www.km.ru/referats/44521EC302EB462F8D88EB67D81D9D9A

  1. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства по Венской конвенции 1961 г. И теоретическое обоснование данного иммунитета.

Ст. 1 «помещения представительства» означают здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.

Статья 22

1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.

2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

3. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

Статья 23

1. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

2. Фискальные изъятия, о которых говорится в настоящей статье, не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.

  1. Консульские привилегии и иммунитеты и тенденции их развития.

Консульские привилегии и иммунитеты

Венская конвенция о консульских сношениях подчеркивает, что иммунитеты и привилегии предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций консульского учреждения. Во всей своей деятельности консульское учреждение обязано действовать в рамках права страны пребывания. Со своей стороны последняя обязана создать условия для выполнения консульских функций.

Консульские иммунитеты относятся к учреждению в целом и к его персоналу. В первом случае они состоят в неприкосновенности служебных помещений. Местные власти могут вступать в них только с согласия консула или дипломатического представительства. Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия. Все консульские помещения, а также имущество, включая транспорт, пользуются иммунитетом от реквизиции для общественных нужд. Консульские архивы столь же неприкосновенны, как и дипломатические.

Консульство может пользоваться государственным флагом и гербом. Консульские помещения и резиденция главы консульства освобождаются от всех налогов. Консульские работники могут свободно передвигаться по всей территории страны пребывания. Консульское учреждение обладает свободой официальных сношений с использованием всех средств связи, включая курьеров и использование шифрованных сообщений.

Консульство свободно сносится с гражданами направившего их государства, а последние — с консульством. Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство обо всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства.

Это положение было подтверждено Международным судом в решении по делу братьев ЛеГранд 2001 г.1. Суд приговорил двух братьев к смертной казни за убийства. При этом факт их ареста не был доведен до сведения консульства ФРГ, гражданами которой они являлись. Суд признал США нарушившими нормы международного права.

Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают. Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны.

Власти страны пребывания сообщают консульству обо всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства, а также об авариях судов и самолетов, зарегистрированных в этом государстве.

Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа, а с центральными — через свое посольство. Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором. Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению.

Иммунитет персонала консульства зависит от его категории. Консульские должностные лица — лица, которые выполняют консульские функции. Консульские служащие — лица, выполняющие административные или технические обязанности. Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению. Исключение составляют случаи совершения тяжких преступлений. Но и в этих случаях ограничение личной свободы возможно лишь на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно должно явиться в компетентные органы. В таком случае, а также при задержании должностного лица власти страны пребывания немедленно уведомляют консульство.

Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета.

В 1996 г. украинский вице-консул в Торонто А.Ю. был обвинен в вождении автомобиля в нетрезвом состоянии и в попытке дать взятку полицейскому. Канада запросила Украину о лишении А.Ю. дипломатического иммунитета. После отказа Украины канадские власти объявили А.Ю. персоной non grata и предписали покинуть страну в течение двух суток.

Как сами консулы, так и консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей. Это положение не применяется в отношении гражданского иска третьей стороны за вред, причиненный транспортным средством.

Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний. Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний. Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то к нему не должны применяться меры принуждения.

Консульские должностные лица и служащие, а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату. Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра. Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу. Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица.

Государство может отказаться от иммунитетов консульского работника. Предъявление в суде гражданского иска консульским работником лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречного иска. Отказ от судебного иммунитета не означает отказа от иммунитета в отношении исполнительных действий по судебному решению.

Трудовые отношения работников дипломатических представительств, консульских учреждений, а также представительств иных государственных органов регулируются внутренним правом. Этому посвящена отдельная глава Трудового кодекса РФ (гл. 53).

  1. Функции дипломатических и консульских представительств.

 

3. Основные функции дипломатического представительства закреплены в ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях1961 г.:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в преде­лах, допускаемых международным правом;

в) ведение перегово­ров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Согласно Положению о Посольстве РФ в числе основных задач и функций Посоль­ства, наряду с названными в Конвенции:

- обеспече­ние национальных интересов, реализация внешнеполитическо­го курса РФ в государстве пребывания;

-распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политики РФ;

- осуществление контро­ля за выполнением договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

- защита имущественных прав и интересов России в государстве пребывания;

- защита всеми доступными средствами физических и юридических лиц РФ в стране пребывания;

- осуществление необхо­димых мер по обеспечению безопасности Посольства, его со­трудников и членов их семей.

Дипломатическое представительство выполняет информационную и аналитическую функции. В числе направлений информационной работы внутренняя и внешняя политика государства пребывания, социально-экономическая, культурная жизнь общества, состояние и перспективы отношения страны пребывания с аккредитующим государством. Представительство содействует укреплению информационной безопасности государства. 

В соответствии со ст. 3 Венской конвенции 1961 г. на дипломатическое представительство возложена обязанность по сбору, обработке, анализу всеми законными средствами информации о событиях в стране пребывания и регионе, а также по ее передаче в МИД своей страны.

В доктрине называют ряд требований к информации. Представительство должно сообщать актуальную информацию, которая отвечает политическим задачам руководства аккредитующего государства и тенденциям, которыми интересуется общественное мнение.

Информация должна иметь упреждающий характер, предвосхищающий события. Информация должна быть объективной и достоверной. Как правило, информацию получают из нескольких независимых источников: официальные документы, публикации научно-исследовательских центров, информационные материалы правительственных органов, СМИ, Интернет, лекции, конференции, семинары, круглые столы и др. Сотрудники дипломатического представительства должны знать особенности информационного поля страны пребывания. Например, правительство Японии сообщает информацию общественности, чтобы получить поддержку большинства населения.

Информация может быть краткой, но при этом полной, должна исключать вероятность возникновения дополнительных вопросов.

Информация должна носить конфиденциальный характер, некоторая информация может быть известна только строго определенному кругу лиц. Доступ к такой информации ограничен и определяется следующими грифами: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности». Для передачи такой информации используется шифрованная связь.

Представительство должно предоставлять анализ полученных данных и фактов, не дублировать сообщения СМИ.

Сотрудники представительств могут представлять анализ информации в форме обзора печати, информации, справки, информационных или политических писем, годовых отчетов.

В сфере экономической дипломатии в числе функций дипломатического представительства можно назвать:

- анализ экономического положения, изучение рынков сбыта;

- осуществление контроля за выполнением обязательств по торговым соглашениям или соглашениям об оказании экономического содействия;

уменьшение рисков при интеграции аккредитующего государства в мировую экономику и обеспечение его экономической безопасности;

- учет и сохранение собственности аккредитующего государства за рубежом;

- включение аккредитующего государства в международную торговую систему, включая участие в международных организациях;

- установление тесных контактов с деловыми кругами страны пребывания; привлечение иностранных инвестиций в приоритетные сферы экономики аккредитующей страны;

- поиск баланса отечественного экспорта и импорта в страну, защита интересов отечественных производителей за рубежом.

Например, в 2011 г. был создан Деловой российско-шведский совет, который соединил бизнес двух стран (с российской стороны компании «Роснано», «Банк ВТБ», «Сбербанк», «РУСАЛ», «ОАК», «Газпромбанк», «Ростелеком», со шведской - Ericsson, IKEA, Oriflame, Scania, SAS).

Представительства играют важную роль в осуществлении научных и культурных связей стран, создании благоприятного образа аккредитующего государства, популяризации его культуры.

Представительство координирует двусторонние культурные программы, поддерживает постоянные контакты с культурными ведомствами, деятелями страны пребывания, принимает участие в поиске источников финансирования совместных проектов, в организации гастрольной и выставочной деятельности, координирует деятельность партнерств по защите прав соотечественников за рубежом.

Представительства принимают участие в реализации программ академической мобильности (Academic and Government Programs). С развитием подобных программ в литературе был сформулирован термин «мягкая мощь» («soft power», Дж. Наем), который предполагает «мягкое» информационное и культурное воздействие.

Представительство участвует в подготовке международных договоров аккредитующего государства с государством пребывания и в выработке предложений о заключении, выполнении, прекращении или приостановлении действия двусторонних договоров между ними.

Дипломатическое представительство может выполнять консульские функции.

Функции дипломатических представительств могут быть закреплены в иных международных договорах. Согласно договорам о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам дипломатические представительства или консульские учреждения выполняют поручения компе­тентных органов аккредитующего государства. Например, ст. 11 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам предусматривает ­право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.

Функции дипломатических представительств могут быть закреплены в национальном зако­нодательстве. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Рос­сийской Федерации, заявления по вопросам гражданства.

В составе посольств РФ в отдельных странах функционируют представители соответствующих министерств. Например, в Посольстве РФ в Эстонии создан отдел социального обеспечения.

Дипломатическое представительство при осуществлении своих функций обязано уважать законы и обычаи государства пребывания, не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

В этой связи интерес представляет интерес институт дипломатического убежища. Договорное оформление этот институт получил в Гаванской Конвенции об убежище 1928 г., согласно которой допускается предоставление убежища преследуемым лицам на территории дипломатического представительства. В настоящее время данный институт получил юридическое закрепление в странах Латинской Америки. На региональном уровне этот вопрос урегулирован Межамериканской конвенцией о праве дипломатического убежища.

Международный Суд ООН дал ограничительное толкование нормам Конвенции 1928 г., указав, что предоставление убежища может быть только кратковременным и не может изымать гражданина из-под юрисдикции государства гражданства. Международное право запрещает предоставление убежища в дипломатических представительствах. Согласно п. 3 ст. 41 Венской Конвенции 1961 г., по­мещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями.

3. Консульские функции

 

Консульские функции предусмотрены в Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. и двусторонних консульских конвенциях.

Консульские функции можно разделить на две группы.

К первой относятся функции аналогичные дипломатическим: защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах консульского округа; выяснение всеми законными средствами событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству представляемого государства; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания (ст.5 Венской Конвенции о консульских сношениях).

Вторую группу составляют собственно консульские вопросы.

Консул выполняет административные функции. В соответствии с Правилами ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации (Утв. Приказом МИД РФ от 17.08.11 г.) консульство осуществляет учет/ снятие с учета граждан своей страны, которые временно находятся или постоянно проживают на территории консульского округа. Консул ведет воинский учет своих граждан.

Консул обязан проверять информацию о каких-либо чрезвычайных происшествиях, связанных с гражданами страны, стоящими на учете в консульстве.

Консул осуществляет оказание помощи и содействие гражданам и юридическим лицам представляемого государства в самых различных сферах.

Консул осуществляет выдачу паспортов, виз и проездных документов лицам, желающим выехать в представляемое государство. Консульство может отказать в выдаче визы без объяснения причин. Например, в соответствии с п. 1 ст. 5 Конвенции о применении Шенгенского соглашения, лицу получившему отказ в выдаче визы, ни одно другое консульство стран, входящих в Шенгенское соглашение, не имеет права выдать визу.

В отношении граждан своего государства консульство исполняет обязанности регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства). Оно принимает ходатайства граждан своего государства, постоянно проживающих за границей, о внесении изменений, исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене ФИО и направляет их на рассмотрение компетентным органам.

Право заключать консульские браки предусмотрено в ст. 157 СК РФ. Заключение консульских браков осуществляется в соответствии с требованиями двусторонних консульских договоров. В соответствии со ст.157 СК РФ и консульскими договорами с большинством стран консул имеет право регистрировать браки согласно законодательству представляемого им государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства. Консульские конвенции с некоторыми странами (например, с Турцией) разрешают регистрировать браки между лицами, одно из которых является гражданином аккредитующего государства.

В отдельных конвенциях могут быть иные формулировки. Так, в соответствии с консульской конвенцией с КНР, консул имеет право регистрировать браки «в соответствии с законодательством представляемого государства и если это не противоречит законодательству государства пребывания».

В некоторых консульских конвенциях может быть предусмотрена обязанность уведомить местных органов о произведенной в консульстве регистрации брака.

На консульство возложено выполнение обязанностей нотариуса. Консульство составляет, свидетельствует или принимает на хранение завещательные распоряжения и все односторонние акты граждан представляемого государства. В числе функций в отношении наследства можно назвать: уведомление об открытии наследства на территории государства пребывания, принятие мер к охране наследственного имущества, представительство наследников на территории государства пребывания, содействие в передаче наследственного имущества и иные.

На консульство возлагается функция по легализации документов и актов, составленных при участии местных властей консульского округа или исходящих от них. Согласно ст.408 ГПК РФ документы, выданные компетентными органами иностранного государства, принимаются судами в Российской Федерации при наличии консульской легализации.

Консульство принимает на хранение от соотечественников денежные суммы, документы и предметы всякого рода, а также оформляет двусторонние юридические сделки.

К функциям консула относятся вопросы оказания правовой помощи. Консул вправе представлять граждан своего государства в судебных и иных учреждениях, передавать судебные и несудебные документы, исполнять судебные поручения, посещать находящегося под стражей гражданина представляемого государства. Данные функции консул осуществляет без доверенности, в силу его статуса.

Согласно нормам большинства консульских конвенций органы государства пребывания незамедлительно уведомляют консульское учреждение об аресте (ином ограничении свободы) гражданина представляемого государства.

Согласно ст. 12 УИК РФ осужденные к аресту, ограничению или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими или консульскими учреждениями своих государств.

Консул принимает меры по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан представляемого государства.

Консул осуществляет оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажам, если судно потерпело крушение или иным образом пострадало; если государство пребывания намерено принять принудительные меры или провести расследование на борту судна.

Консул имеет право расследовать инциденты, произошедшие на борту судна, содействовать урегулированию споров между капитаном судна и членами экипажа.

Консульское учреждение осуществляет информационную функцию. Консульство интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью страны пребывания, информирует о необходимых мероприятиях правительство и заинтересованных лиц и организации представляемого государства; осуществляет формирование банков данных по законодательству госу­дарства пребывания и фирмам государства пребывания, заинте­ресованным в сотрудничестве с компаниями представляемого государства.

Консульство информирует правительство аккредитующего государства о законах страны пребывания, правилах судоходства, воздушной навигации, таможенных правилах.

На консульстве лежит обязанность распространения официальной информации о внешней и внутренней политике своей страны, ее социально - экономической, культурной и духовной жизни; поддержания и развития контактов в пределах консульского округа, с органами власти, общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации.

Консульство может ока­зывать на платной основе информационно-консультационные услуги, не запрещенные законодательством государства пребыва­ния.

Консульство осуществляет охрану и защиту экономических и правовых интересов представляемого государства, его юридических лиц и граждан.

Оно контролирует исполнение международных договоров, включая договоры об экономическом сотрудничестве, судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой помощи и др., участниками которых является представляемое государство и государство пребывания.

Положение о консульском учреждении РФ дополняет перечень функций: оказание содействия в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, обеспечение безопасности консульского учреждения, его сотрудников, граждан РФ в условиях чрезвычай­ных ситуаций в пределах консульского округа.

На консула возлагаются обязанности принятия мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участия в подготовке и обеспече­нии межгосударственных обменов и визитов официальных де­легаций.

Консул принимает участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребы­вания.

В соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях государство пребывания должно содействовать беспрепятственному выполнению консульских функций.

  1. Понятие и источники консульского права.

Дипломатическое и консульское право представляет собой совокупность норм, регулирующих деятельность официальных органов субъектов международного права в их отношениях друг с другом. Таким образом, нормы дипломатического и консульского права предназначены определять статус, положение и деятельность представителей государств в международных отношениях. Это не просто совокупность норм, а структурированная система согласованных международно-правовых норм: конвенционных и обычных. Основными составляющим данной системы являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

Дипломатическое и консульское право регулирует междувластные, политические отношения специальных представителей субъектов международного права. Официальные отношения государств по вопросам политического, правового, экономического и культурного сотрудничества именуются внешними сношениями. Любые межгосударственные отношения имеют политический характер. В то же время, дипломатические отношения направлены на поддержание общего внешнеполитического курса государства, а консульские – на защиту прав и интересов граждан представляемого государства. Хотя при определенных условиях, консульства также могут выполнять функции дипломатических представительств.

Одним из важных признаков внешних сношения является то, что они осуществляются специально уполномоченными органами: органами внешних сношений государств и иных субъектов международного права.
Под консульским правом понимается система международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений их персонала и определяющих их статус и функции, иммунитеты и привилегии консулов и консульских работников.

Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Основным источником консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях 1961 г.

К источникам консульского права относятся также положения Венской конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.

В соответствии с международной практикой государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений отнюдь не означает автоматического установления консульских отношений. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

Большинство норм современного консульского права, которые закрепляют правила ведения консульских отношений между государствами имеют глубокие исторические корни, получили свое развитие из складывавшихся в глубине веков обычаев. Как и нормы дипломатического права, они складывались медленно и сложно с учетом исторически сложившейся практики международного общения. Консульские отношения связывались прежде всего всего с международной торговлей и торговым мореплаванием.

В конце XI – начале XII в. зарождается и развивается институт консулов, основной целью которого была защита европейского купечества за рубежом. В XIII–XIV вв. институт консулов получил широкое распространение во всей Европе. С развитием межгосударственных торговых связей стали заключаться двусторонние договоры и приниматься внутригосударственные акты о юридическом статусе консулов.

Развитие торговых отношений, заключение международных договоров в этой сфере актуализировало принятие правовых норм, регулирующих положение и деятельность направляемых для этих целей представителей государств. Становилась очевидной необходимость защиты их прав и законных интересов создаваемых для этих целей.

Кодификация правовых норм по вопросам консульских отношений между государствами сложилась только в современном международном праве.

Параллельно с нормами дипломатического права в современном международном праве проходила кодификация группы международно-правовых норм, регулирующих деятельность консульских учреждений.

Начало кодификации консульского права было положено подписанием Каракасской конвенции о консульских функциях 1911 г. Затем на Гаванской конференции межамериканских государств в 1928 г. работа над кодификацией консульского права была продолжена – 20 латиноамериканскими государствами и США, которые подписали Гаванскую конвенцию о консульских чиновниках. Обе конвенции носили региональный характер.

Универсальная кодификация была осуществлена благодаря усилиям ООН, в рамках которой была подготовлена и принята па Международной конференции в Вене в 1963 г. Конвенция но консульским вопросам (Венская конвенция).

Данная Конвенция регулирует практически все вопросы консульских отношений между государствами. Конвенция явилась первым важным шагом на пути официальной кодификации и прогрессивного развития международного консульского права, оказала влияние на развитие международных консульских отношений. В ней систематизированы обычные нормы международного консульского права, обобщена существующая консульская практика. В настоящее время участниками Венской являются 160 государств мира, включая Российскую Федерацию.

 

  1. Привилегии и иммунитеты дипломатического персонала дипломатического представительства по Венской конвенции 1961 г.

Статья 37

1. Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29–36.

2. Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29–35, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, указанный в пункте 1 статьи 31, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в пункте 1 статьи 36, в отношении предметов первоначального обзаведения.

3. Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе, а также пользуются освобождением, упомянутым в статье 33.

4. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

Статья 38

1. Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

2. Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

Статья 39

1. Каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

2. Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты нормально прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать.

3. В случае смерти сотрудника представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления страны пребывания.

4. В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем постоянно, или члена его семьи, жившего вместе с ним, государство пребывания должно разрешить вывоз движимого имущества умершего, за исключением всего того имущества, которое приобретено в этой стране и вывоз которого был запрещен ко времени его смерти. Налог на наследство и пошлины на наследование не взимаются с движимого имущества, нахождение которого в государстве пребывания обусловлено исключительно пребыванием здесь умершего как сотрудника представительства или члена семьи сотрудника представительства.

Статья 40

1. Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Это относится также к любым членам его семьи, пользующимся привилегиями или иммунитетами, которые сопровождают дипломатического агента или следуют отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну.

2. При обстоятельствах, подобных тем, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи, третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей.

3. Третьи государства должны предоставлять официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они должны предоставлять дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.

4. Обязанности третьих государств, предусмотренные пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, относятся также к лицам, упомянутым в этих пунктах, и к официальным сообщениям и дипломатической почте, нахождение которых на территории третьего государства вызвано форсмажорными обстоятельствами.

Статья 29

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Статья 30

1. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

2. Его бумаги, корреспонденция и, с исключениями, предусмотренными в пункте 3 статьи 31, его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью.

Статья 31

1. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

a) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

c) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

2. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля.

3. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые подпадают под подпункты «а», «b» и «с» пункта 1 настоящей статьи, и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

4. Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Статья 32

1. От иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом согласно статье 37, может отказаться аккредитующее государство.

2. Отказ должен быть всегда определенно выраженным.

3. Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции согласно статье 37, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском.

4. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

Статья 33

1. При условии соблюдения положения пункта 3 настоящей статьи, постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на дипломатического агента в отношении услуг, оказываемых аккредитующему государству.

2. Изъятие, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, распространяется также на домашних работников, которые находятся исключительно на службе у дипломатического агента, при условии,

a) что они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно,

b) что на них распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в аккредитующем государстве или в третьем государстве.

3. Дипломатический агент, нанимающий лиц, на которых не распространяется изъятие, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания.

4. Изъятие, предусмотренное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не препятствует добровольному участию в системе социального обеспечения государства пребывания, при условии, что такое участие допускается этим государством.

5. Положения настоящей статьи не затрагивают двусторонних или многосторонних соглашений о социальном обеспечении, заключенных ранее, и не препятствуют заключению таких соглашений в будущем.

Статья 34

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

a) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания;

b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

c) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в пункте 4 статьи 39;

d) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания;

e) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;

f) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в статье 23.

Статья 35

Государство пребывания обязано освобождать дипломатических агентов от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военный постой.

  1. Применение института persona non grata в дипломатическом праве.
  2. Государственные органы внешних сношений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: