Актив – ядро коллектива, его организующий центр. Это наиболее активная, инициативная группа воспитанников, обладающая хорошими организаторскими способностями, а также наличием специфических компетенций в определенной области.
Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Развитие самоуправления в отряде позволяет создавать условия для социального становления детей посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, решения управленческих проблем в отряде.
Таким образом, самоуправление (по Л.В. Воронцова)– это:
– форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;
– специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей;
– непременный признак коллектива, его функция.
Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:
– коллективное планирование;
– текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;
– работа в постоянных и временных органах самоуправления;
– выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;
– участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря.
Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов.
К временным органам самоуправления относятся:
– советы дела, штабы, т. е. работа во временных творческих и инициативных группах. Они создаются по решению совета отряда для выполнения конкретной задачи, стоящей перед отрядом. Выполнив конкретную задачу, члены совета дела отчитываются перед советом отряда, после чего группа расформировывается;
– дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: сбор отряда, совет отряда, деятельность звеньев (комнат), сборы звена, деятельность клубов.
Собрание отряда является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому члену отряда право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности отряда.
Совет отряда –главный исполнительный орган, избираемый на собрании отряда. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в отряде различных видов деятельности: трудовой, физкультурно-оздоровительной, шефской, познавательной или художественно-творческой. В состав микрогруппы могут входить воспитанники отряда на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.
Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников отряда (по Л.В. Воронковой):
- проектирование идеальной схемы самоуправления в отряде еще до первых практических шагов совместной работы;
- организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств;
- включение воспитанников отряда в организаторскую деятельность.