Условно административно-правовые отношения можно подразделить на две группы:
1) внутриаппаратные отношения;
2) взаимоотношения органов исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Первая группа отношений выражает внутриорганизационные процессы, происходящие в различных звеньях исполнительной власти. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, государственные и муниципальные служащие. К внутриаппаратным отношениям можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинских частей, вузов и т. п.), с их служащими, учащимися и т. п.
Вторая группа отношений связана с управляющим воздействием исполнительных органов власти на субъектов, не входящих в систему исполнительной власти, например на граждан, общественные объединения, организации, фирмы и т. п.
|
|
Взаимоотношения сторон в области административного права неравные. Один из субъектов обязательно обладает властью, основанной на законе.
Административные правоотношения – это такие правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их отношения между собой основываются на началах «власть – подчинение».
В административных отношениях всегда важным является умение властвовать и подчиняться. Такие отношения складываются по волеизъявлению одной из сторон. Например, сотрудник полиции штрафует водителя, нарушившего правила дорожного движения, (как работник правоохранительных органов наделенный властью и определенной компетенцией), а правонарушитель обязан подчиниться закону и сотруднику полиции, обладающему властными полномочиями.
Компетенция – совокупность юридических прав и обязанностей управляющего органа или должностного лица.
В административных отношениях важными субъектами выступают государственный или муниципальный орган, должностное лицо, негосударственные организации, наделенные государственно-властными полномочиями.
В зависимости от объема и характера компетенции органы Российской Федерации подразделяют на виды:
- органы государственной власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ;
- органы государственного управления – Правительство РФ, министерства, федеральные службы и агентства, администрация государственных предприятий. Их называют исполнительно-распорядительными органами;
- органы надзора и контроля – Конституционный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ;
- органы охраны правопорядка;
- органы защиты государства – армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и таможенная службы.
|
|
Важными субъектами административных правоотношений выступают органы исполнительной власти.
К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. К территориальным (региональным) органам федеральной исполнительной власти относятся: государственная налоговая инспекция, управление статистики, военкоматы, командование военного округа, управление железной дороги и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти различных субъектов РФ отличаются друг от друга. Они могут быть выстроены по-разному, а также иметь неодинаковые название. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут быть представлены: правительством республики и других субъектов РФ, президентами республик, администрациями краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, министерствами, главными управлениями, управлениями, комитетами, отделами, департаментами и др.
Акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.
Первичным элементом системы исполнительной власти является государственный орган. Он обязательно наделен властными полномочиями и участвует в реализации функций государства. Эти полномочия выражаются в праве органа от имени государства издавать юридические акты и применять меры, обеспечивающие их реализацию, в том числе меры принуждения.