Экономические_и_правовые_основы_профессиональной_деятельности_ПК-64_урок_72_73.pdf

1. Тема: Понятие рынка, виды рынков, элементы рыночного механизма.

Ры́нок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами.

 

Рынки могут принимать различные формы. Одним из главных критериев рынка является свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка. Рынок с одним основным продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок — это институт, механизм, сводящий покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Сами рынки могут принимать различные формы.

Рынок — категория товарного хозяйства[3], совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка.

Виды рынков:

Товарные рынки:

потребительский рынок (Объектами являются товары и услуги, предназначенные для личного потребления населе­ния. Этот рынок состоит из рынков продовольственных и непродовольственных товаров, услуг и жилья. Потребительс­кий рынок также включает в себя рынок продуктов интел­лектуального труда, объектами купли-продажи на котором являются книги, кинофильмы, произведения искусства и народного творчества.)

рынок ресурсов (это рынок сырья, топлива, электроэнергии, материалов, земли. Объекты купли-продажи данного рынка являются необходимым условием процесса производства.)

рынок товаров производственно-технического наз­начения (состоит из рынков производственных зданий, сооружений, орудий труда, инструментов, оборудования, средств для перевозок и хранения продукции. Объекты данного рынка также необходимы для процесса производства.)

рынки информации и научно-технических разра­боток (Объектом рыночных отношений информационного рынка выступают информационные услуги: объявления, реклама в средствах массовой информации, услуги консультацион­ного характера в области управления, трудовых и имущес­твенных отношений, финансовой и инвестиционной деятель­ности. На рынке инноваций, т. е. нововведений, осуществля­ется купля-продажа патентов и лицензий на изобретения, технологического опыта, производственных секретов)

Финансовый рынок:

Инвестиционный рынок (это рынок средне- и долго­срочных ссуд. Его субъектами являются заемщики ссудно­го капитала и банки-кредиторы, представляющие денеж­ные средства за плату во временное пользование на срок от 1 до 10 лет.)

Рынок краткосрочных ссуд (дает возможность заемщи­кам в случае возникновения потребности в денежных сред­ствах получить ссуду на срок до 1 года.)

Рынок ценных бумаг (объектами рыночных сделок являются государственные облигации, акции корпораций, векселя, сертификаты и др. На валютном рынке осущес­твляется обмен национальной валюты на иностранную.)

Рынок труда:

На рынке труда желающие получить работу предлагают свои способности к труду. Предприятия и отдельные пред­приниматели, нуждающиеся в работниках, нанимают их за определенную заработную плату. По-разному складывают­ся отношения между продавцами — работниками различ­ного уровня квалификации и различных специальностей и покупателями рабочей силы. Это дает основания выделить следующие рынки труда: высококвалифицированной, ква­лифицированной и неквалифицированной рабочей силы, а также рынки труда отдельных специальностей.

Критерии классификации:

По степени зрелости рыночных отношений различают развитый и формирующийся рынки. Соз­дание рыночной экономической системы предполагает ус­транение деформаций уже существующих рынков и формирование новых рынков, например, таких, как рынки земли и жилья.

По территориальным параметрам выделяют следую­щие рынки: местный, региональный, национальный и ми­ровой. Местный рынок — рынок локального масштаба. Ре­гиональный рынок охватывает определенную территорию внутри страны. Национальный рынок представляет собой совокупность всех рынков страны. Взаимодействующие на­циональные рынки образуют мировой рынок.

По отношению к действующему законодательству раз­личают легальный (официальный) и «теневой» рынки. Последний представляет собой систему товарообменных опе­раций, запрещенных в законодательном порядке.

По механизму функционирования различают рынки со­вершенной и несовершенной конкуренции.

По уровню насыщенности товарами выделяют равно­весный, дефицитный и избыточный рынок. На равновес­ном рынке спрос примерно равен предложению, На дефи­цитном — спрос превышает предложение. Для избыточно­го рынка характерно превышение предложения над спросом.

Инфраструктура рынка:

Инфраструктура рынка – совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Инфраструктура товарных рынков включает:

1. Сеть различных торговых предприятий и предприятий сферы бытового обслуживания, непосредственно реализующих товары и услуги населению.

2. Оптовая торговля, которая осуществляется через сеть снабженческо-сбытовых и оптово-посреднических фирм. При оптовой торговли важную роль играют товарные биржи, ярмарки и аукционы. Товарная биржа – учреждение, в котором заключаются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы. Объектом сделки биржевой торговли является контракт на поставку товаров. На бирже могут быть заключены фьючерские сделки, предусматривающие поставку товаров, которые будут произведены в будущем.

Ярмарки в отличие от товарных бирж, которые функционируют постоянно, проводятся периодически в определенное время и в определенном месте.

Аукционы. На аукционах товары продаются с публичных торгов, когда покупателем становится тот, кто предлагал наивысшую цену.

Инфраструктура финансовых рынков включает:

- банковскую систему, в которую входит центральный или национальный банк, а также совокупность коммерческих и сберегательных банков.

- финансовые службы предприятий, государственные финансовые органы, государственная налоговая инспекция, система государственного и коммерческого страхования. Государственное коммерческое страхование включает государственные и частные компании, которые за плату оказывают услуги по возмещению ущерба от потерь, связанных с непредвиденными неблагоприятными явлениями. Страховые организации также страхуют имущество населения от противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий, осуществляют пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и болезней.

- фондовые и валютные биржи. Фондовые биржи – торговля крупными партиями конвертируемой валюты.

- лизинговые компании – коммерческие организации, предоставляющие за плату в долгосрочную аренду различные технические средства.

                 

               Основные элементы рыночного механизма

 

1)Цена – это денежная форма товара, отражающая его стоимость, создаваемую в процессе производства и взаимодействия рыночных факторов (спроса и предложения).

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

1)Индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

2)Маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции.

Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства, инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

 

Функции цены:

1)Учетная функция – используется на предприятии

2)Распределительная функция – через цены государство перераспределяет доход между отраслями, регионами.

3)Функция сбалансирования спроса и предложения – через цену осуществляется связь между производителем и потребителем продукции.

4)Как средство рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

5)Функция стимулирования – в определённых условиях цена выступает в стимулирующей функции на предприятиях, т.е. заставляет вводить новые технологии, новую организацию труда.

Таким образом, цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги.

Изменение цен на рынке служит для производителя своеобразным ориентиром, который помогает определить, в какую сторону изменять объем производства (уменьшения или увеличения). Повышение и понижение цен оказывают влияние на выбор технологии производства, а также на характеристику потребителей и объем продаж данного продукта на рынке.

 

2)Платежеспособный спрос – это потребность в товарах, подкрепленная платежеспособностью потребителей, которые готовы их приобрести в определенном количестве, имея определенные денежные доходы при сложившихся ценах.

Спрос объединяет всех покупателей товаров (услуг). Он определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам и выражается в денежной форме. Изменение спроса оказывает влияние на предложение товаров (услуг), а, следовательно, и на всю сферу бизнеса.

На спрос влияют кроме ценовые также и неценовые факторы:

1)Потребительские вкусы. 2)Число покупателей. 3) Доход.  4)Цены на сопряженные товары. Повышение цены на какой-либо продукт (сливочное масло) влечет за собой повышение спроса на другой продукт (дешевый маргарин). 5)Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос.

3)Предложение – это то количество товаров, которое находится в продаже при сложившейся цене.

На предложение влияют неценовые факторы:

1) Цена на ресурсы. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение. Например, если цены на семена и удобрения кукурузы снизятся, можно ожидать увеличения предложения кукурузы и наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение.

2) Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволит более эффективно произвести

единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов.

 

При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки, и увеличится предложение.

3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, то есть включают их в себестоимость. Поэтому повышение налогов, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив когда государство дотирует или по-другому субсидирует производство, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение.

4) Цены на другие товары. Например, снижение цены на пшеницу может побудить производителей выращивать кукурузу и т.д.

5)Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.

6)Число продавцов. Чем больше на рынке поставщиков товара, тем больше его предложение.

Изменение соотношения между спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен вокруг равновесной цены.

Равновесная цена – это цена, в которой спрос равен предложению. В результате колебания цен достигается такой их уровень, при котором возникает равновесие спроса и предложения, что обусловливает равновесие производства и потребления.

Существует тесная связь между предложением и издержками производства. Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.

 

Издержки подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки – это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п.

Переменные издержки – меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы.

 

Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: