Экономическая социализация личности

Понятие «экономическая социализация» появилось в общем пользовании сравнительно недавно. Так, впервые в немарксистских взглядах Б. Стаси отмечалось значение усвоение и активное социального опыта личности в экономической сфере жизни, а также вхождение в экономическую среду и приобретение определенного социально-экономического статуса. Б. Стаси выделяет четыре аспекта экономической социализации: деньги, собственность, социальная дифференциация, социоэкономическое поведение. Однако представленное определение лишь поднимало завесу экономического развития личности, но не поясняло его.

Следует отметить, что в отношении определения содержания процесса экономической социализации существует несколько точек зрения. Согласно одной из них, сутью экономической социализации является приобретение знаний об экономике, навыков, моделей поведения и установок относительно мира экономики, сама же экономическая социализация рассматриваются как процесс освоения ролей, норм, навыков, ценностей экономического поведения. В исследованиях Козловой экономическая социализация определена как процесс становления экономического сознания и экономической культуры. И.В.Андреева, А.П.Вяткин, рассматривают экономическую социализацию как процесс вхождения людей в социокультурную, экономическую среду посредством освоения экономических ролей; присвоения и преобразования социального опыта и его воспроизводства в экономической деятельности (Андреева И. В., 2000; Вяткин, 2010; и др.).

Интересны исследования отношения к деньгам и представлений о бедности, проведенные О.С. Дейнекой, где исследователь рассматривает источники происхождения конкретных сумм и цели их использования. В исследованиях экономической социализации старших подростков Д. В. Ярцев выделил проблемные зоны, с которыми сталкивается подросток при переходе в юношество: экономическая независимость в период ранней юности и пути ее достижения; особенности сберегательного и потребительского поведения; профессиональная ориентация или выбор карьеры; формирование ценностных ориентаций в экономической сфере; изменение самосознания.

В зарубежной психологии в настоящее время выделяют «когнитивное», «поведенческое» и «факторное» направления экономической социализации. В «когнитивном» направлении предметом исследования выступают экономические представления, понятия, образы, мнения, суждения детей о различных явлениях и объектах экономического мира взрослых, таких как: цена, зарплата, накопления, вклады, деньги, инвестиции, забастовки, экономическая справедливость, а также представления о важности власти и богатства, о средствах производства и их владельцах, спросе и предложении, рекламе, собственности, ранней трудовой занятости детей, подростков и студенческой молодежи (Д. Лайзер, А. Берти, К. Ролан-Леви, А. Фернэм, Х. Диттмар, П. Уэбли, С. Ли, К. Чан, Дж. Макнил, Р. Б. Халашми, П. Беневин, Э. Ринальди, Н. Эмлер и Дж. Дикинсон). Основной целью большинства перечисленных исследований является выявление и обоснования различий в специфике восприятия экономических феноменов детьми разного возраста и социокультурных слоев.

Когнитивное направление является приоритетным в зарубежных исследованиях.

В поведенческом направлении экономической социализации основной акцент исследователями делается на изучение мотивов, целей, стратегий, намерений, предпочтений и экономического поведения детей (Abramovitch, Freedman, Pliner, 1991; Otto, Schots, Westerman, Webley, 2006; Smeets, Barnes-Holmes, 2003; и др.). Исследование экономического поведения детей приводит к необходимости изучения их игрового, потребительского, сберегательного, инвестиционного, обменного поведения. Основным источником формирования и развития экономического поведения в данных работах является личный опыт ребенка, получаемый во взаимодействии со сверстниками, взрослыми или при их посредничестве. Результаты исследования П. Уэбли позволили заявить о существовании автономного экономического мира детства. Этот мир не похож на взрослый мир и не зависит от участия взрослых в нем. Было замечено, что дети могут контролировать проявления сберегательного или обменного поведения. При этом сберегательное поведение может быть вызвано разными мотивами – повышением статуса, обладанием собственностью. В исследованиях Дробышевой и Леонтьевой отмечается, что мотив обладания собственностью (наряду с поддержанием социальных контактов со сверстниками) присутствует уже в младшем дошкольном возрасте (Дробышева, Леонтьева, 2010). В исследованиях П. Уэбли рассмотрен феномен сберегающего поведения ребенка, в основе которого – определенный уровень самоконтроля, умение отказаться от сиюминутной выгоды в обмен на большую, но отсроченную по времени. Такая стратегия, прежде всего, определяется воспитанием в семье, но следует отметить, что некоторые дети отказываются от родительских стратегий. Причина этого еще недостаточно исследована.

Наименее разработанным является факторное направление экономической социализации, представленное работами С. Джундин, Л. Леви-Гарбу, Е. Риналди и А. Де Карло, И. Флоури и др. Следует отметить, что большая часть исследований относится к изучению семьи как фактора потребительского и сберегательного поведения детей, их отношений к деньгам, рекламе. Учеными отмечается, что экономическое поведение детей связано, прежде всего, с социальными отношениями со сверстниками, а не с родителями. Однако, роль семьи достаточно велика в экономическом воспитании ребенка. Кроме того, исследователи отмечают роль экономических спадов и подъемов в обществе на отдельные аспекты экономического воспитания. В исследованиях А.-Т. Вильской выявлено, что экономические подъемы и экономические депрессии непосредственным образом влияют на выделение родителями сумм карманных денег 12–18-летним финским подросткам, особенно старшим подросткам в возрасте 16–18 лет. Кроме того, мальчикам поступает больше денежных средств от родителей и работодателей, чем девочкам. Старшие дети в семье также получают от родителей больше денег, чем их младшие братья и сестры, а дети из неполных семей получают больше денег на «карманные расходы», чем из полных. Исследователями было обнаружено, что на искажения в экономической социализации влияет ранняя депривация ребенка. По мнению И. Флоури влияние матери на значимость материальных ценностей в сознании ребенка носит доминирующий характер.

А.П. Вяткин, анализируя исследования по проблеме экономической социализации личности, к факторам экономической социализации относит следующие:

· общая экономическая ситуация в обществе и система распределения;

· личностная готовность идти на уступки и компромисс ради выгоды;

· неосознанная экономическая активность личности;

· материальные (денежные) мотивы;

· нематериальная мотивация (тщеславие, мотив власти, самоутверждение);

· «рыночный характер»;

· ограниченная экономическая рациональность;

· информация;

· собственность и отношение к собственности;

· семейные ценности и установки, – транслируемые в виде «родительских напутствий».

В тоже время есть необходимость определения психологических и социально-психологических механизмов, которые инициируют процесс экономической социализации.

По мнению А.П. Вяткина, психологический механизм экономической социализации представляет собой процесс, преобразующий активность факторов социализации, т. е. ее внешних или внутренних детерминант, в активность ее эффекта в виде требуемых свойств личности или субъекта, ведущих к определенному социально-экономическому статусу личности.

В качестве психологических механизмов ученый предлагает рассматривать следующие:

· идентификация экономической роли и субъектность личности;

· механизм рациональности;

· механизм мотивации;

· механизм допустимости экономических рисков.

В работах В.В. Москаленко, Е.В. Козловой отмечено фиксирование стадиальности экономической социализации в детстве возрастной динамикой и интеллектуальным развитием ребенка. Ученые отмечают, что основное влияние на развитие экономической социализации детей имеет непосредственный опыт функционирования ребенка в экономическом мире (поведенческий аспект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: