Из статьи В.В. Путина «О наших экономических задачах» (2012)

ЭКОНОМИКА РОССИИ В 2000–2016 ГГ.

Что стало приоритетами государственной политики в сфере экономики в первое десятилетие XXI в.? С какими проблемами столкнулась российская экономика в рассматриваемый период? На основе каких показателей можно судить о её способности преодолеть трудности?

В 2016 г. Д.А. Медведев говорил: «Только за последний год в России введены десятки новых заводов. Ещё не так давно у нас даже такой статистики не было — какие новые производства… Речь идёт об автомобильных двигателях и их компонентах, различных видах химической и биотехнологической продукции, строительных материалах, продуктах питания, станках, промышленном и энергетиче­ском оборудовании, предприятиях оборонно-промышленного комплекса».

171

1. Экономические реформы В.В. Путина. Экономическая программа В.В. Путина предусматривала создание благоприятной среды для развития отечественной экономики, интеграцию России в систему мировых хозяйственных отношений, обеспечение притока внутренних и внешних инвестиций. Это должно было обеспечить ускоренный экономический рост, способный привести к увеличению ВВП вдвое за 10 лет. В качестве практических мер, необходимых для достижения этой цели, президент назвал укрепление государственных институтов, сокращение масштабов вмешательства государства в экономику, сокращение избыточных социальных обязательств, снижение налогов, достижение полной конвертируемости рубля, поощрение миграции в Россию из стран бывшего Советского Союза. Вместе с тем стратегия В.В. Путина предполагала сохранение или даже усиление государственного контроля над стратегическими отраслями, прежде всего над топливно-энергетическим комплексом.

Чтобы обеспечить возможность экономических преобразований, Путин предпринял наступление на интересы могущественных бизнес-групп и олигархов. На противостояние с властью решились только Б.А. Березовский, В.А. Гусинский, которые покинули страну, и М.Б. Ходорковский, оказавшийся в тюрьме за налоговые преступления. Новые отношения с бизнесом предполагали ведущую политическую роль государства, прозрачность бизнеса, выполнение им социальных обязательств.

Из статьи В.В. Путина «О наших экономических задачах» (2012)

Борьба тогда шла между теми, кто присвоил в 1990-е основные денежные потоки (в основе которых была продажа сырья и энергоносителей), и теми, кто хотел вернуть их государству и использовать на благо всего общества. Считаю, что мы тогда поступили правильно, повысив влияние государства в сырьевых отраслях. И не только потому, что кое-кто из олигархов пытался продолжать впрямую покупать политику. В самом начале моего первого президентского срока мы столкнулись с настойчивыми попытками продать за рубеж ключевые активы. Сохранение в частных руках нескольких человек стратегических ресурсов страны в перспективе 5–10 лет означало, что контроль за нашей экономикой будет осуществляться извне. Устойчивость нашего развития как страны обусловлена не только макроэкономическими показателями. Устойчивость страны базируется ещё и на том, что основная масса людей, владеющих капиталом, принимающих инвестиционные решения, живёт в этой стране, связывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с её развитием.

1. Какие проблемы экономического развития страны в начале XXI в. отмечены в статье?

2. В чём В.В. Путин видел выход из сложившегося положения?

172

Важную роль в политике стимулирования экономического роста заняла налоговая реформа. С 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%. С 38% до 26% был снижен единый социальный налог, что дало предпринимателям дополнительные инвестиционные ресурсы. В.В. Путин поставил цель вывести «из тени» значительную часть оплаты труда, вести борьбу с неофициальными выплатами, не облагаемыми налогами, стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении.

Началась банковская реформа, призванная обеспечить более широкий доступ к кредитным ресурсам: создание системы страхования вкладов, усиление прозрачности банковской системы.

Путин заявил о необходимости структурных реформ, направленных на преодоление сырьевой зависимости России. Предусматривались внедрение новых технологий, налоговые льготы для венчурных фирм (то есть занимающихся предпринимательством в новых, перспективных областях производства). В России началось планомерное развитие сферы информационных технологий, этот сектор развивался в среднем в 4–5 раз быстрее, чем экономика в целом. Ведущие мировые компании — IBM, «Intel», «Siemens» стали создавать команды из российских программистов.

Чтобы обезопасить экономику от возможных потрясений в будущем, в 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, куда направлялась часть доходов от экспорта нефти и газа (в настоящее время — Фонд национального благосостояния). Началось создание механизмов промышленной политики: крупные инвестиции направлялись в целый ряд стратегических обла­стей. Прежде всего это атомная энергетика, которая находилась в застое после чернобыльской аварии. Была принята программа, нацеленная на развитие гражданского судостроения, оснащение и строительство новых верфей, на выпуск платформ для бурения и строительства морских газопроводов. Крупный частный капитал неохотно шёл в новые отрасли, не желая нести повышенные риски. Именно поэтому была сделана ставка на создание крупных государственных корпораций — «Ростехнологии», «Рос­атом», Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация.

173

Уборка урожая на юге
России

В 2000 г. была окончательно узаконена частная собственность на землю. Государство серьёзно поддержало аграрный сектор, решая задачу обеспечения продовольственной безопасности страны. Была введена льготная система налогообложения сельхозпроизводителей, разработана система льготного кредитования. Выделялись средства на водоснабжение, газификацию, строительство дорог на селе. В результате Россия, десятилетиями в совет­ское время ввозившая зерно из-за рубежа, уже в 2002–2003 гг. превратилась в его экспортёра.

В 2006 г. стартовал национальный проект по развитию сельского хозяй­ства. При государственной поддержке началась организация сотен животноводческих ферм с закупкой современных технологий и племенного скота. Благодаря повышению зарплат и предоставлению жилья в село удалось привлечь учителей, врачей, зоотехников, агрономов. В село начали поступать инвестиции крупных российских компаний. В 2008 г. урожай зерновых составил рекордные 108 млн т.

Динамика ВВП России
в 2000–2012 гг.
(в % к предыдущему году)

2. Экономические итоги 2000–2008 гг. В первые два срока президентства В. В. Путина, которые пришлись на межкризисный период, экономика росла темпами выше 7% в год, заметно быстрее среднемировых показателей. Номинальный ВВП увеличился с 300 млрд до 1,7 трлн долларов. По итогам 2007 г. Россия вошла в семёрку крупнейших экономик мира. Объём иностранных инвестиций в Россию вырос в 7 раз, товарооборот с зарубежными странами — более чем в 5 раз. Реальные доходы россиян выросли в 2,5 раза, уровень бедности и безработицы снизился вдвое.

Восьмилетний экономический рост — самый быстрый в Европе — привёл к увеличению золотовалютных резервов, превышению доходов над расходами (профициту бюджета). Россия перестала прибегать к внеш­ним кредитам, её внешний долг оказался минимальным из всех крупных экономик мира.

174

Суждения, оценки

Существует мнение, что рост экономики России и благосостояния её граждан были обеспечены исключительно повышением цен на нефть. Экономический рывок начала XXI в. с нефтью вообще никак не был связан, в то время она стоила 24–28 долларов за баррель. Дополнительные доходы от экспорта углеводородов обеспечили всего около 28% от роста доходов граждан и лишь 12% от прироста ВВП. Локомотивом экономики был потребительский, а не сырьевой сектор. Правительство значительно повысило налоговое бремя на экспортёров энергоносителей и за счёт этого смогло облегчить его для отраслей, ориентированных на внутренний спрос, — торговли, строительства, сферы услуг, обрабатывающей промышленности, которые показали значительный прирост производства товаров и услуг.

3. Экономическое развитие России в 2008–2016 гг. Успешное восьмилетнее экономическое развитие России прервал мировой экономический кризис. Наша страна всерьёз почувствовала его последствия, в первую очередь из-за падения спроса на сырьё и энергоносители в странах Европейского союза. Падение ВВП достигало 8% (хуже было только в Японии). Правительство России приняло меры для поддержки банковской системы, помогло тем корпорациям, которые активно брали кредиты на мировом рынке под залог собственных акций (так как возникла опасность перехода значительной части российской экономики в собственность зарубежных кредиторов). Программа антикризисных мер включала в себя также увеличение социальных обязательств, пенсий, повышение размеров пособия по безработице, помощь в открытии собст­венного бизнеса, стимулирование частного спроса, программу развития сельского хозяйства.

Прямая поддержка российским компаниям, банковской системе была оказана в объёме, превышающем 1 трлн рублей. В результате Россия вышла из кризиса в лучшем финансовом состоянии, чем большинство развитых стран. Когда кризис стал преодолеваться, президент Д.А. Медведев поставил амбициозную цель: в ближайшие 10 лет Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьём, сколько интеллектуальными ресурсами — «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, инновационной деятельностью.

175

История в лицах





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: