Обзорный конспект по курсу

Экономика организации

Для групп: 1101/1, 1101/2, 1011, 1012, 1013 лог

Преподаватель: Мухамедова ИА

 

Обзорный конспект по курсу

У людей как естественных фрагментов планеты существуют потребности. Для того чтобы удовлетворить их, нужны блага. Для этого людям необходимо производить блага, распределять и обмениваться ими, т.е. вступать в отношения между собой по этому поводу. Эти отношения (связи) между людьми в обществе по поводу производства благ, их распределения и обмена для удовлетворения потребностей названы экономическими отношениями.

Большая часть потребностей возникает в результате того, что общество формирует в сознании людей значимость, необходимость чего-либо. Эти потребности называются ценностями.

Вступая в эти отношения, люди образуют различные совокупности, группы, в которых они действуют совместно для достижения цели. Эти совокупности называются организациями, которые создают блага,

разрабатывают правилаобмена и распределения их и т.д. Часть ставит перед собой цель получения прибыли с помощью создания благ — это предприятия или фирмы.

Любой организацией необходимо эффективно управлять, т.е. целенаправленно воздействовать на людей в процессе производства, обмена и распределения благ. Эффетивно управлять — это значит добиваться оптимальногосоотношения между затраченными усилиями и полученными результатами.

Показателем эффективности управления является прибыль, поэтому повысить эффективность деятельности можно двумя путями: либо увеличивать результаты при фиксированном уровне затрат, либо снижать затраты при фиксированном результате.

Результатом деятельности предприятия будут создаваемые ею блага, которые на фирме называются продукцией. Продукция в натуральном виде может иметь вид изделия, услуги, работы и продукта. Эта продукция предназначена для продажи и называется товаром. В денежном выражении результатом будет выручка предприятия.

 

 

Размер выручки будет зависеть в первую очередь от того, насколько совокупность свойств товара обусловливает его способность удовлетворить потребности покупателей (людей или их организаций), т.е. от качества.

Если покупатель предполагает (или ему внушили, сформировали потребность), что данный товар удовлетворит его потребности, то товар будет куплен. Иными словами, покупатель отдаст некоторое количество денег в обмен на товар. Но так как чаще всего производитель лучше знает свойства товара, он имеет рыночную власть, т.е. возможность устанавливать то количество денег, которое хочет получить, или устанавливать цену.

Но чтобы продать продукцию, ее надо произвести. Для этого фирма должна иметь возможности или ресурсы. В наиболее общем виде это люди, которые производят продукцию, то, из чего производится продукция, и то, чем она производится. В современной экономической теории это называется трудом и капиталом. И труд, и капитал дают возможность создавать продукцию и получать прибыль, но ведут себя при этом поразному. Рабочая сила, создавая продукции и принося прибыль, не увеличивается, а капитал в денежном выражении, принося прибыль, может возрастать.

 

В натуральном выражении рабочая сила — это персонал, т.е. физические лица, которые работают на фирме на условиях найма. За способность осуществлять работу по определенной профессии, специальности и квалификации предприятие готово платить работнику деньги. Поэтому в денежном выражении цена товара «рабочая сила» представляет собой оплату труда. Основную часть затрат на оплату труда составляет заработная плата.

 

Капитал — это ресурс, который способен принести прибыль, при этом он возрастает. В натуральном выражении капитал представляет собой фонды, в денежном выражении — средства.

Одна часть капитала меняет свою натурально-вещественную форму постепенно в течение многих производственных циклов и теряет свои потребительские свойства, т.е. наступает износ. Поэтому для восстановления натурально-вещественной формы (реновации) фирма включает стоимость капитала в стоимость готовой продукции по частям.

Эта часть капитала называется основным капиталом. Включение части стоимости основного капитала в стоимость готовой продукции для воспроизводства натурально-вещественной формы основного капитала называется амортизацией.

 

Другая часть капитала меняет свою натурально-вещественную форму в течение одного производственного цикла, поэтому вся его стоимость включается в стоимость готовой продукции полностью. Это часть капитала называется оборотным капиталом.

Соединяясь вместе, рабочая сила, основной и оборотный капитал образуют интегральный ресурс — производственную мощность (возможность, пропускную способность), т.е. максимально возможный выпуск продукции в заданной номенклатуре и ассортименте.

Потребляясь в процессе производства, эти ресурсы образуют затраты фирмы. Текущие затраты в денежной форме на деятельность фирмы за определенный период называются издержками производства. Текущие затраты в денежной форме на производство и реализацию единицы продукции называются себестоимостью продукции. Соответственно, для того чтобы подсчитать эти затраты, необходимо ответить на три вопроса: из чего, кем и чем делается продукция.

Превышение доходов фирмы над ее расходами называется прибылью. Прибыль — это цель, главный финансовый результат и показатель эффективности деятельности фирмы за определенный период. Рассчитывается как разность между доходами (куда входит выручка от реализации продукции и прочие доходы) и расходами, которые этот результат вызвали. Но важно знать, сколько прибыли приносит 1 руб. ресурсов или затрат. На этот вопрос отвечает показатель, который называется рентабельностью (иногда прибыльностью или доходностью).

Для того чтобы приобрести все необходимые виды ресурсов и оплачивать текущие расходы, фирме необходимы деньги. Источниками поступления денег могут быть собственные деньги предпринимателей, заемные средства, конечно, выручка от реализации и некоторые другие доходы. Для планирования своей деятельности необходимо ясно представлять, откуда и когда будут приходить деньги и куда их необходимо использовать. Отношения по поводу образования использования денежных фондов называются финансами.

 

Важным направлением расходов фирмы является уплата налогов и сборов. Налоги и сборы — это обязательные платежи, цель которых состоит в обеспечении создания общественных благ. Совокупная величина этих налогов и сборов называется налоговым бременем.

Для повышения эффективности фирма должна проводить различные усовершенствования, нововведения или инновации. Любое нововведение требует затрат. Целью этих затрат является получение прибыли. Иными словами, фирма делает вложения в капитал или капитальные вложения. Вложения в капитал называются инвестициями.

Обоснованием инвестиций служит бизнес-план как документ-обоснование нового дела или сделки. В нем на основе изучения потребностей, свойств предполагаемой продукции и изучения конкурентов разрабатывается маркетинговая политика (продвижение товара, реклама, ценовая политика и т.д.) и составляются сметы объемов продаж. Затем разрабатываются производственный план, план организации труда, где определяются потребности в основном оборотном капитале и рабочей силе в натуральном и денежном выражении. Далее устанавливаются риски и мероприятия по предотвращению или уменьшению ущерба. Определяются финансовый план, источники финансирования разрабатываемых мероприятий, эффективность вложений и срок их окупаемости.

Таково описание роли, значения и механизма функционирования одного из неотъемлемых фрагментов экономических отношений — предприятия или фирмы, т.е. группы людей, действующих совместно в целях получения прибыли путем создания благ.

Тестовое задание

 

1.Целью реальных экономических отношений является:

а) удовлетворение потребностей человека;

б)получение максимума прибыли;

в) достижение всеобщего равенства между людьми.

 

 

2.Предприятием может считаться:  

а) налоговая инспекция;

б)горный рудник;

 

в) радиостанция Yumor FM;

г) банк;

д)автомастерская;

е) музыкальная школа.

 

3.Субъектами внешней среды предприятия не являются:

 а) потребители;

б)деньги;

в) государство;

г) сырье для производства благ; д)ценообразование;

е) конкуренты.

4.Средняя численность людей на  предприятии розничной торговли, отнесенного к субъектам малого предпринимательства, не должна превышать:

 

а) 150; б)100; в) 60; г) 50;)30.

 

5. Организационная форма объединения, при которой предприятия полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность, — это:

 

а) концерн; б)ассоциация; в) консорциум; г) трест; д)картель.

 

6. К показателям эффективности относятся:    

а) использование затрат;

 

б)рентабельность продукции;

в) затраты на рубль товарной продукции;

г) фондоотдача;

д)производительность;

е) материалоемкость.

 

7.Ключевыми показателями эффективности производственно-хозяйственной деятельности являются:

а) фондоотдача, производительность, материалоемкость; б)выручка, прибыль и рентабельность;

 в) рентабельность производства (предприятия), продук-

ции, оборота и собственного капитала;

г) рентабельность общая, рентабельность собственного и

заемного  капитала.

 

8.Метод планирования, основывающийся на соотнесении располагаемых и необходимых для достижения цели ресурсов, называется:

 

а) программно-целевым; б)аналитическим;

 в) балансовым;

г) экономико-математическим; д)нормативным.

 

9.Главная цель бизнес-плана:

 

а) выпуск запланированного объема продукции;

б)расширение предпринимательской деятельности;

в) экономия производственных ресурсов;

г) получение прибыли.

 

10.Система показателей объема продукции включает в себя:

 а) натуральные показатели;

 б)условно-натуральные показатели;

 в) показатели качества;

г) относительные показатели эффективности; д)трудовые показатели;

 е) стоимостные показатели.

 

 

 

11.Затраты и прибыль торгующих организаций включаются:

 а) в закупочную цену;

 б)цену производителя;

в) розничную цену;

 г) сдаточную цену.

 

 

12.Наиболее распространенным методом установления цены является:

 

а) агрегатный;

 б)параметрический;

в) на основе анализа безубыточности;

г) метод «затраты плюс фиксированная прибыль»; д)на основе текущих цен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: