Микрологистические системы

 

Закупочная логистика. Целью закупочной логистикиявляется реализация функции снабжения, т.е. обеспечение предприятия необходимыми средствами труда. Для дости-жения эффективности закупочной логистики осуществля-ется поиск и закупка необходимых материалов надлежаще-го качества в необходимые сроки и по оптимальным ценам. Очевидно, что управление деятельностью в области заку-почной логистики подразумевает:

 

определение потребностей предприятия в материаль-но-технических ресурсах;

 

организацию закупок и завоза материально-техничес-ких ресурсов;

 

организацию хранения материалов и подготовку их

производственному потреблению;

соблюдение требований производства по качеству сы-рья и комплектующих изделий.

 

На крупных предприятиях на отделы логистики возлага-ются задачи по изучению поставщиков и их ценовой поли-тики, по разработке программ экономии материальных ре-сурсов и контролю их выполнения, контролю кредиторской задолженности поставщикам и т.д.

Естественно, что основной задачей закупочной логисти-ки является определение потребностей в материальных ре-сурсах.

 

Планирование потребностей осуществляется двумя способами:

 

· определение потребностей на основе заказов и перспективных планов;

 

· определение потребностей на основе расходов.

 

В первом случае определение потребностей происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплекту-ющие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первич-ными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными — узлы, из которых состоят изделия, третичными — детали, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.

 

Если применение этого метода нецелесообразно, тогда используют метод определения потребностей в ресурсах на основе расходов, т.е. на основе прошлого опыта, — метод по-добия с учетом изменения планируемых объемов выпуска продукции.

 

Для повышения эффективности закупочной логистики разработан и применяется ряд перспективных методов снаб-жения. Рассмотрим некоторые из этих методов.

 

1. Открытые заказы. Выполняемый поставщиком заказ является контрактом на закупку определенного количества товара, но без права его отгрузки до получения соответству-ющего требования от заказчика. Это позволяет оптимизи-ровать складские запасы.

 

2. Закупки без счетов-фактур. Представляют собой тех-нику поставок, при которой один постоянный поставщик снабжает заказчика всеми материалами, необходимыми для производства конкретного продукта. Оплата закупок осуще-ствляется на основе простого расчета количества материа-лов, используемых заказчиком при производстве своей про-дукции за отчетный период. Это позволяет экономить деньги на составлении договоров.

 

3. Закупки без запасов. В этом случае поставщик поддер-живает необходимые запасы у заказчика самостоятельно на основе заключенных договоров.

 

4. Закупки по стандарту. Представляют собой технику поставок, при которой их содержание и порядок осуществ-ления регламентируются стандартами.

 

Экономия достигается за счет формализации процедур

сокращения параметров поставок.

Конечно, применение изложенных методов возможно при тщательном выборе поставщиков. Если фирма-заказчик имеет длительные по времени доверительные отношения с

 

небольшим, ограниченным числом поставщиков, появляется возможность осуществлять производственный процесс

минимальными запасами сырья и материалов. Отпадает необходимость в выполнении самостоятельных действий по поставке, внепроизводственному хранению, проведению входного контроля, включая формальный пересчет и тести-рование входящих материалов. Кроме того, в рамках таких отношений поставщик и покупатель помогают друг другу улучшать свою продукцию и увеличивать объемы продаж, являются источником идей в области новой техники, техно-логии, материалов.

 

Главной проблемой системы закупок является то, что для обеспечения непрерывности производственного про-цесса необходимо иметь комплекс складов с присущими им издержками.

Основные статьи издержек таковы:

· содержание складских помещений — арендные и рент-ные платежи, амортизационные отчисления, коммунальные услуги и т.д.;

· затраты на обслуживающий персонал — заработная плата складских работников;

· затраты на транспортные средства;

· убытки от хранения запасов.

Складирование и хранение. Перемещение материаль-ных потоков в логистических системах невозможно без кон-центрации в определенных местах необходимых запасов. Места хранения этих запасов называют складами. Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение

 

обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения зака-зов потребителей. Процесс складирования включает в себя контроль поставок (в том числе входной контроль качества); разгрузку и приемку грузов; внутрискладскую транспорти-ровку и перевалку грузов; складирование и хранение гру-зов; комплектацию заказов клиентов; снабжение запасами; сбор и доставку порожней тары; контроль за выполнением заказов; информационное обслуживание склада; оказание дополнительных услуг по заявкам клиентов (фасовка, рас-паковка, сортировка и т.д.).

 

Очевидно, что технологический процесс складирования весьма сложен и ответственен, так как он связан со значитель-ными товарно-материальными ценностями. В связи с тем,

что назначением склада является концентрация и хранение запасов, то определение оптимальных партий запасов — ос-новная проблема складской логистики.

 

Выделяют две основные группы запасов: производствен-ные и товарные.

Производственные запасы предназначены для производ-ственного потребления. Они должны обеспечивать беспере-бойность производственного процесса. Эти запасы учитыва-ются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступив-шие к потребителю, но еще не использованные и не под-вергнутые переработке.

 

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обес-печения потребителей необходимыми товарами. К ним отно-сятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения. В свою очередь производственные и товар-ные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные и переходящие.

 

Текущие запасы обеспечивают непрерывность производст-венного или торгового процесса между двумя поставками.

Подготовительные запасы (или запасы буферные) выде-ляются из производственных запасов при необходимости их дополнительной подготовки перед использованием в про-изводстве (например, сушка древесины, сортировки). Подго-товительные запасы товарных средств производства форми-руются в случае необходимости подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям (например, для развеса и упаковки).

 

Гарантийные (страховые) запасы предназначены для не-прерывного снабжения потребителя в случае непредвиден-ных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсив-ности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов — величина постоянная.

 

Сезонные запасы образуются при сезонном характерепроизводства продуктов, их потребления или транспорти-ровки. Эти запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции.

 

Переходящие запасы — это остатки материальных ресур-сов на конец отчетного периода. Они предназначены для обеспечения непрерывности производства и потребления

 в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

 

Современный склад — это сложное техническое сооруже-ние, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов и выполняет ряд функций по накапливанию, пе-реработке и распределению товарно-материальных ценностей. В связи с этим рационализация складских затрат ока-зывает значительное влияние на величину общих издержек.

Оптимизация этих затрат осуществляется в процессе ре-шения следующих проблем.

Выбор между собственным складом, складом общего пользования или их комбинациями. Это одна из самых главныхпроблем в складировании. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля. Руководст-ву фирмы легче корректировать стратегию сбыта (дешев-ле). Однако склад общего пользования не требует инвести-ций в развитие складского хозяйства, охрану, поддержание условий хранения и т.д. Складу общего пользования следу-ет отдавать предпочтение при низких объемах оборота фир-мы или сезонности хранимого товара.

 

Определение количества складов и размещение складской сети. Как правило, данный вопрос актуален для крупныхфирм с большим национальным или транснациональным рынком. Наиболее распространены два варианта размеще-ния складской сети: централизованное — наличие одного крупного склада на регион; децентрализованное — наличие нескольких мелких складов в регионе, максимально прибли-женных к конечному потребителю.

 

Следует иметь в виду, что размещение и формирование складской сети — оптимизационная задача. Необходимо учи-тывать значительные капиталовложения в складское хозяй-ство и при этом оценивать полученный эффект от прибли-жения к своим клиентам.

Определение размера склада и его месторасположения. При определении складских мощностей необходимо учи-тывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения продукции. Оптимальным считается местораспо-ложение с минимальными транспортными расходами на до-ставку и отправку грузов.

Производственная логистика. Целью управления мате-риальным потоком в процессе производства является опти-мизация загрузки производственной мощности. Эту логисти-ческую операцию называют операционным менеджментом.


Без надлежащей организации движения предметов труда по технологическим маршрутам невозможно планирование вре-мени окончания работ. Напротив, если известны направления движения и средняя скорость, то можно установить время выполнения заказа. Упорядоченное движение изделий в

 

производстве достигается стандартизацией и унификацией технологических маршрутных карт прохождения пред-метов труда. Очевидно, что организация движения предме-тов труда требует с инхронизации производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму про-стоев рабочего времени и оборудования, а также уменьше-ния незавершенного производства, сокращения сроков меж-операционных и межцеховых «пролеживаний» запасов.

 

Менеджмент в области производства предусматривает выполнение следующих функций логистики:

планирование и диспетчирование производства на ос-нове прогноза потребности в готовой продукции и имею-щихся заказов потребителей;

разработка планов-графиков производственных зада-ний подразделениям предприятия;

разработка графиков запуска-выпуска продукции, со-гласованных со службами снабжения и сбыта;

установление нормативов незавершенного производ-ства и контроль за их соблюдением;

организация выполнения производственных заданий;

контроль за количеством и качеством готовой продукции;

контроль себестоимости производства готовой продук-

ции.

Транспортная логистика. Отдельной сферой деятельно-сти в логистической цепи является транспортировка мате-риальных ценностей. Ранее указывалось, что в цене товаров доля транспортных расходов может составлять значитель-ную величину (см. п. 2.3), поэтому для эффективной рабо-ты всех звеньев логистической цепи необходимо организо-вать действенную систему физического перемещения — транспортировки товарно-материальных ценностей от по-ставщика до потребителя. Естественно, что деятельность в области транспортной логистики предполагает выбор оп-тимального маршрута, оформление складских операций, экспедирование грузов, контроль сохранности грузов и т.д. Это достаточно специфическая деятельность, требующая зна-чительных затрат, поэтому в настоящее время все большее количество предприятий передают осуществление функции транспортной логистики специальным транспортно-логистическим предприятиям, которые имеют возможность осуще-ствлять эту функцию на качественно более высоком уровне. В результате предприятие-производитель может сосредото-читься на основной — производственной — деятельности. Например, в начале ХХI в. в США около 70% предприятий передало осуществление транспортно-логистических функ-ций специальным компаниям. Транспортные компании предлагают клиентам полный пакет услуг по перемещению груза и предоставляют клиентам всю необходимую инфор-мацию о грузе в режиме реального времени.

Логистика распределения. Сбытовая логистика, или ло-гистика распределения, — неотъемлемая часть логистики,обеспечивающая наиболее эффективную организацию рас-пределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: складирование, транспорти-рование, продажи.

отличие от маркетинга, который занимается выявлени-ем и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетво-рить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Основная цель логистической системы распреде-ления — доставить товар в нужное место и в нужное время.

Очевидно, что продажа товара предполагает работу по сбору информации, необходимой для планирования распре-деления продукции; созданию и распространению инфор-мации о товарах; установлению контактов и проведению пе-реговоров с потенциальными покупателями; организации транспортировки и складирования товаров и т.д. Все или часть этих функций может взять на себя производитель, но при этом издержки производителя возрастают. Однако из-за специализации более эффективно передать часть этих функ-ций специальным посредническим организациям. В резуль-тате такой передачи организуется канал распределения.

Канал распределения — это путь, по которому товарыдвижутся от производителя к потребителю. В реальности это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают другому право собствен-ности на конкретный товар в материальном потоке от про-изводителя к потребителю. Очевидно, что разработка кана-лов распределения играет ключевую роль в расширении объемов продаж.

 

Существуют два традиционных вида каналов распределения: горизонтальные и вертикальные.

горизонтальных каналах распределения каждый членканала представляет собой отдельное предприятие, ни один из членов канала не имеет полного или достаточного кон-троля над деятельностью остальных членов.

 

вертикальных каналах распределения один из членовканала, как правило, либо является собственником осталь-ных, либо предоставляет им определенные привилегии. Это позволяет проводить единую политику сбыта, сервиса и т.д.

результате исключается дублирование членами канала исполняемых функций и канал сбыта действует как единая система.

Количество уровней канала и конкретный состав членов канала (посредников) зависит от вида бизнеса и отрасли. Членами канала распределения, кроме производителя и ко-нечного потребителя, являются посредники, которыми мо-гут быть дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты и брокеры.

Дилеры — это оптовые или розничные продавцы, кото-рые ведут операции от своего имени и за свой счет. В логи-стической цепи дилеры наиболее близки к конечным потре-бителям, поэтому в вертикальных каналах именно дилеры являются поставщиками информации о потребностях поку-пателей. Дилер становится собственником продукции по-сле полной оплаты поставки товара по договору поставки. Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализа-ции его продукции. Авторизованные дилеры сотрудничают

 

производителем на условиях франшизы. Дистрибьюторы — это оптовые и розничные посредни-

ки, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибью-тору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. Дис-трибьюторы в логистической цепи обычно занимают поло-жение между производителем и дилерами.

 

Комиссионеры это оптовые и розничные посредники,ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой про-дукции. Производитель остается собственником продукции до ее оплаты конечным потребителем. Вознаграждение комис-сионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назна-ченной производителем (комитентом), и ценой реализации.

Агенты и брокеры — это посредники, выступающие в ка-честве представителя или помощника производителя (принципиала). Агент заключает сделки от имени, по пору-чению и за счет принципиала. Брокеры выполняют лишь отдельные поручения. Брокеры и агенты не являются соб-ственниками продукции. За свои услуги агенты и брокеры получают вознаграждение по тарифам или в виде процен-тов от суммы проведенной операции.

 

Другой проблемой распределительной логистики являет-ся определение количества посредников. Разработанные каналы влияют на скорость, время, эффективность движения сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. Очевидно, что увеличение коли-чества посредников ведет к удорожанию продукции. Вмес-те с тем сокращение числа посредников может снизить эф-фективность сбыта или потребует инвестиций для создания собственной сбытовой сети. Поэтому решение вопроса о том, каким образом следует выполнять различные функ-ции канала распределения, — это вопрос эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: