Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета

ЛЕКЦИЯ: ФИНАНСЫ ОБЩЕСТВА.

(4 часа)

 

 

1. Сущность и функции финансов. Финансовая система государства. (2)

2. Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета.(4)

3. Налоги, их виды и сущность. (9)                                                            

4. Налоговая система государства. Эффективность налогообложения. (14)        

5. Задания. (20)

 

 

Сущность и функции финансов. Финансовая система государства.

 

В нашей повседневной жизни мы постоянно вступаем в финансовые отношения: при уплате налогов, участвуя в лотереях, получая зарплату, стипендии пособия.

Финансы это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Говоря другими словами суммы денежных средств, необходимые для обеспечения процесса расширенного воспроизводства, составляют финансы общества; а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования денежных средств называются финансовыми отношениями.

Финансовые отношения включают в себя следующие группы:

1. Отношения между государством и фирмами (налоги, кредиты, дотации и т.д.)

2. Между государством и гражданами (налоги, пенсии, стипендии и т.д.)

3. Между различными государствами (предоставление кредитов, возврат кредитов)

4. Между банками с одной стороны и фирмами, гражданами с другой (кредиты, ссуды, депозиты)

5. Между фирмами с одной стороны и работниками с другой (заработная плата)

Финансовые отношения не следует путать с чисто денежными, возникающими при простой покупке товаров и услуг. Не всякие денежные отношения являются финансовыми, но любые финансовые отношения являются денежными.

Звеньями финансовой системы являются:

1. Бюджеты различных уровней - местные, областные, федеральный.

2. Фонды социального, имущественного и личного медицинского страхования.

3. Валютные резервы государства: денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; другие специальные денежные фонды, например, дорожный, поддержкой правоохранительных органов и т.д.

В общем выделяются финансы хозяйственных субъектов, финансы населения и финансы государства.

Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную - все расходы и сбережения населения. Государственные финансы составляют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном выступает государственный бюджет.

Основным принципом построения финансовой системы является принцип фискального федерализма. Правительство выражает общенациональные интересы и определяет общие расходы на оборону, космос, науку, на инвестиции в развитие, социальные программы. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, здравоохранительные, благоустройство.

При этом, местные бюджеты не входят своими доходами в госбюджет. Превышение госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. 

Финансовая система государства воспроизводит все процессы по распределению ВВП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).


 


Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета.

Одним из основных элементов финансовой системы любого государства является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это предполагаемое исчисление доходов и расходов государства за определенный промежуток времени (обычно за один год), это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в распоряжении правительства. Говоря другими словами госбюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, который охватывает расходы и доходы как центрального правительства, так и властей всех уровней управления.

Существуют два основных подхода формирования госбюджета:

1. Демократический централизм.

Принцип демократического централизма присущ странам с плановой экономикой. Для него характерны две главные особенности:

· Высокая доля централизации денежных средств (до 70%).

· Отсутствие четкой границы между правами и обязанностями государственного бюджета и местного бюджета, т.е. государственный бюджет отвечает по обязательствам местных бюджетов. С другой стороны – он изымает все лишние деньги у местных бюджетов.

2. Фискальный федерализм.

Принцип фискального федерализма присущ странам с рыночной экономикой. Его особенности:

· Значительно меньшая доля централизации денежных средств (20-28%).

· Четкое разграничение прав и обязанностей бюджетов разных уровней.

Задачей государственного бюджета является обеспечение с помощью денежных средств выполнения политических, экономических и социальных целей государства. Государственный бюджет не является прогнозом, а носит директивный характер и принимает форму закона после его утверждения.

Принципы построения государственного бюджета:

1. Принцип единства предполагает сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства, наличие единой бюджетной системы и единообразие финансовых документов.

2. Принцип полноты предполагает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности предполагает обязательное информирование общественности об основных расходах и источниках доходов.

Функции государственного бюджета:

1. Фискальная – создание финансовой базы государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доходы от государственной собственности).

2. Экономического регулирования – использование государством налогов и своих расходов для проведения экономической политики.

3. Социальная – предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Уровни государственного бюджета:

1. Федеральный.

2. Бюджет субъектов федерации.

3. Местные бюджеты.

Сам бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных статей.

1. Налоги (90%).

2. Государственный внутренний и внешний долг.

3. Эмиссия денег.

Расходная часть государственного бюджета также делится на три части:

1. Обеспечение выполнения политических целей государства. В рамках этого направления выделяют следующие статьи расходов:

- расходы на оборону;

- расходы на правоохранительные органы;

- расходы на аппарат управления;

- предоставление помощи иностранным государствам.

2. Обеспечение выполнения экономических целей государства. В рамках этого направления выделяют следующие статьи расходов:

- финансирование отраслей экономики;

- финансирование фундаментальной науки;

- обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга.

3. Обеспечение выполнения социальных целей государства. В рамках этого направления выделяют:

- социальное и пенсионное обеспечение;

- финансирование здравоохранения;

- финансирование образования;

- финансирование культуры, спорта и т.д.

Исходя из своих политических, экономических и социальных целей, каждое государство может отдавать приоритет разным статьям доходов и расходов. Однако существуют общие условия формирования бюджета для стран с рыночной экономикой.

Условия формирования бюджета:

Доходная часть:

1. Основной статьей дохода должны быть налоги (около 90% всех доходов);

2. Увеличение государственного долга не должно превышать 3-5%;

3. Эмиссия денег должна составлять не 5-7% дохода.

Отклонения от этих требований возможны, но они не должны быть значительными и продолжительными по времени.

Расходная часть:

1. Ведущим направлением расходов государственного бюджета должно быть социальное.

2. Расходы на оборону не должны превышать 25-30% бюджета.

3. Финансирование отраслей экономики должно быть минимальным.

Наиболее оптимальной ситуацией для государственного бюджета любой страны является примерное равенство доходной и расходной стороны бюджета. Однако, в реальной действительности такое встречается редко. Обычно расходы государства превышают его доходы. В этом случае формируется дефицит государственного бюджета.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: