Философия Древней Индии. Основные идеи

В философии индии вделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Веды подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.

Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.

1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.

2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях

3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения.

4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней

После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки (священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.

Анрита – нарушение мирового ритма.

Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.

Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью.

Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.

Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши:

Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед.

Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах.

Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

В старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.

Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

а) Жизнь – страдание

б) причина страданий – желания и страсти

в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

г) венец всему – освобождение от уз сансары.

ПЕРЕХОДЯ НА БОЛЕЕ ПРОСТОЙ ЯЗЫК, ТО…..

Главная идея философии древней Индии состоит в том, что живое едино, тесно связано друг с другом, может перетекать, менять формы и превращаться.

Души могут переселяться в разные оболочки в соответствии с накопленной кармой. Карма представляет собой некий вариант небесной бухгалтерии: все мысли и поступки человека за множество жизней, которые он проживает на земле, относятся в дебет или кредит. В конце жизни подводится сальдо: если карма вышла со знаком минус — человек может потерять свой высокий общественный статус, а то и вообще возродиться животным или растением; если карма получается со знаком плюс, человек имеет возможность в следующей жизни родиться, например, в семье, относящейся к более высокой касте.

Чем лучше карма у человека, тем больше у него шансов в один прекрасный момент соскочить с житейской карусели постоянных смертей и рождений — сансары и получить мокшу (в буддистской традиции она называется нирваной), то есть просветление и блаженство. Чтобы повысить свои шансы на просветление человеку надо следовать дхарме — или пути благочестия.

Основные философские тексты древних индусов Веды написаны на санскрите — мистическом языке, на котором с человеком говорит вселенная. Веды создавались в 15 веке до нашей эры (само слово веды в переводе с санскрита означает знать, ведать). Одна часть Вед шрути — это записи откровений, стенография космических истин, которая доступна только посвященным. Другая часть Вед — смрити — адаптированные тексты для людей не столь одаренных — женщин, рабочих и представителей низших каст (к смрити относятся индийские саги Рамаяна и Махабхарата).

«Два желания как два крыла обнимают человеческую душу: правды и бессмертия» - Соловьев Владимир Сергеевич. В 1 и 2 тысячелетия до н.э. происходит преобразование человечества – осевое время. Именно тогда зарождаются мировые религии. Возникает иранский дуализм – манихейство – учение с дуализмом в понимании мира. Оно развертывается в трех временах: время принципов добра и зла, смешение их и время окончательного торжества добра над злом. В это осевое время возникает движение к абсолюту. Все стремления чел-ка были к вечным з-нам, для которых нужна религия, поэтому она появилась в то осевое время.

Индийская философия.

Зародилась 10-9 вв. до н.э. Классификация индийских учений:

 Ортодоксальные системы поклоняются ведам. Неортодоксальные системы не признают  вед.

Буддизм вышел из Индии. Возник 6 в. до н.э., он вырос из учения принца Гаутамы Шахямуни (Будда) «просветленный истиной». Чувство скорби при виде болезней, старости прояснило сознание принца, и он начал учиться. На него сошли 4 благородные истины:

1.Жизнь есть страдание.

2.Существует прекращение страдание.

3.Существует причина страдания.

4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Будда считал страдание не случайным, оно есть повсеместно, во всех видах жизни. Даже удовольствия – причина страданий.

Существование любого явления в мире причинно обусловлено, все в мире взаимосвязано, ничего постоянного нет, все изменяется. Наше страдание тоже имеет причину: рождение – вызвано пристрастием к жизни, пристрастия – наши желания. Страдание зависит от определенных условий. Оно прекращается если эти условия убрать. Путь к прекращению страданий – это контроль над условиями. Путь состоит из 8 ступеней:

1.Правильная точка зрения.

2. Правильная решимость.

3. Правильная речь.

4. Правильное поведение.

5. Правильная жизнь.

6. Правильные усилия.

7. Правильное направление мысли.

8. Правильная сосредоточенность.

Если чел-к пройдет эти 8 ступеней, он обретет истину, невозмутимость и прекращение страданий (нирвана) – спокойное безмятежное состояние.

В философии буддизма возникли 4 школы:

1.Макхьямики – весь мир – иллюзия, пустота, ничего нет, кроме пустоты.

2.Йога чакры – весь мир – иллюзия, но реально существует только разум.

3.Саунтрантики – мир реален.

4.Вайбхашики – мир реален, они предлагают свои способы познания мира.

По способу достижения нирваны буддизм делится на:

1.Хинаяна – каждый чел-к должен сам достичь нирваны.

2.Махаяна – главная задача человека – обретение мудрости, чел-к не должен уходить от мира, а должен помочь другим войти в нирвану.

Джайнизм – его основатель – Махавира (Джина), который жил в 6 в до н.э. – один из 24 мудрецов Индии, который познал мудрость. Это учение исходит из того,что дух выше, чем материальная оболочка чел-ка. Достичь спасения душа чел-ка может, если освободится от материи. Есть тонкая материя (карма) и грубая материя. Карма – тонкая ткань, которой прилипает грубая материя. Карма (в широком смысле) – общая сумма совершенных каждым чел-ком поступков и последствия этих поступков, которые определяют характер перерождений. Карма (в узком смысле) – влияние совершённых действий на характер превращений. Вечными категориями в джайнизме являются джива и аджива. Джива – душа, активное начало. Аджива – материальное начало мира. В изначальной форме джива совершенна, к ней должен стремиться каждый чел-к. В мире джива всегда связана с адживой, здесь джива утрачивает свою первоначальную чистоту. Первоначальная задача джайнизма – остановить приток кармы, сначала вредной, а затем и полезной. На втором этапе – отпадение кармы.

Система Йога – система, верящая в существование Бога. Основатель Потанджали. Он жил во 2 в. до н.э. Конечная цель учения – достижение разграничающего познания. Важным условием для достижения цели является освобождение чел-ка от страданий. Выделяют 5 ступеней функций ума:

1.Рассеянное состояние ума – переход от одного предмета к другому.

2.Притуплённое состояние ума – во сне.

3.Относительно умиротворённое состояние ума.

В рамках этих ступеней йога не возможна.

4.Сосредоточение на каком-либо объекте – предмете мышления.

5.Прекращение всякой деятельности мышления.

4 и 5 ступени – путь к йоге.

Существует два состояния йоги:

1.Сампражнята.

2.Асампражнята – прекращается всякая деятельность ума.

Есть 8 ступеней достижения йоги:

1.Обуздание – воздержание от нанесения вреда жизни, от лжи, воровства, жадности.

2.Культура этики – хорошие привычки, очищение, изучение вед.

3.Положение – выработка удобного и устойчивого положения тела для лучшего мышления.

4.Контрольнад дыханием.

5.Контроль над чувствами – отдаление чувств от объектов.

6.Внимание – на внутри- и внеорганических объектах.

7.Созерцание – размышление об объекте.

8.Сосредоточенность – состояние, в котором сознание растворяется в изучаемом объекте и перестаёт осознавать себя. Сравнивая философии Китая и Индии, видишь, что подходы их к чел-ку различны. Для учения Конфуция главное – сформировать нравственные начала, по которым общество должно жить. Для индийской философии главное – изменить внутреннее состояние чел-ка, таким образом, его можно избавить от страданий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: