Санкхья

Слово «санкхья». «Санкхья-сутра» и «Санкхья-карика». Санкхья – одно из самых ранних философских учений (даршан) Древней Индии. Санскритское слово «санкхья» означает «исчисляющий, перечисляющий». Такое название школа носит, потому что стремится к познанию мироздания путём перечисления основных объектов и средств познания, которых насчитывает 25. Основателем санкхьи считается мудрец по имени Капила. Но его «Санкхья-сутра» не сохранилась. Древнейших из дошедших до нас текстов – «Санкхья-карика». Её автор – Ишвара Кришна. Санкхья – одно их кшатрийских учений. Её зачатки усматривают в «Чхандогье-упанишаде».

Классическая санкхья. Дуализм: пуруша и пракрити. В отличие от монистских видов санкхьи – теистической (в «Бхагавадгите») и материалистической (в «Мокшадхарме»), классическая санкхья дуалистична. Мироздание имеет два основных начала – пракрити и пурушу. В санкхье пуруша – мировой дух, неизменный и самодостаточный. Если он чем и занят, то самосозерцанием. Он не имеет никакой иной причины для своего существования, кроме самого себя. Пуруша не подвергается воздействию и не действует. Пракрити (природа, натура, материя) также существует сама по себе, но, существуя таким образом, она есть непроявленное (авьякта).

Космогония как выявление. Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться влиянию пуруши, который сам, будучи бездеятельным, влияет на пракрити, побуждая её к действию. Союз пуруши и пракрити уподобляется союзу слепого и хромого. В результате влияния пуруши на пракрити из пракрити выявляется, но не возникает, то, что было скрыто в ней изначально. Санкхья учила, что следствие не возникает без причины, а содержится в ней в непроявленной форме. Само выявление происходит постепенно.

Гуны. Прежде всего выявляются гуны. Гунна – качество, свойство. Когда пракрити была непроявлена, то гуны находились в равновесии, в состоянии пралайя (растворение, исчезновение). Влияние пуруши на пракрити нарушает это равновесие. Гуны трояки. Гуна саттва – нечто лёгкое, светлое, здоровое, ясное и гармоничное. Гуна раджас – страстное качество, причина движения, стремления. Гуна тамас – мрак, темнота, заблуждение, ошибка, бездействие. Нетрудно заметить, что все эти гуны – перенесённые вовне человеческие качества. В зависимости от того, какой гуна преобладает в человеке, люди делятся на три вида. Человек саттвы бесстрастен, ясен, знающ, гармоничен. Плод саттвы – счастье. Люди раджаса предприимчивы и страстны. Плод раджаса – страдание. Люди тамаса темны, апатичны, ленивы и безразличны. Учение о гунах – пример антропоморфизации учения санкхья, что говорит о незрелости учения санкхья.

Параллельность развития. Дальнейшее выявление происходит как бы в двух направлениях: физическом и психическом. На первой ступени выявляются в физическом аспекте махас – величие, мощь, изобилие, зародыш огромного мира, а в психическом – буддхи – ум, разум. Но при этом самостоятельность махаса скрадывается, в классической санкхье эта линия не находит развития. Дуализм санкхьи непоследователен. Из буддхи выявляется ахамкара (от aham - я), в котором также могут преобладать как саттва, так и тамас. Их ахамкары, в котором преобладает гуна тамас выявляются пять танматр, то есть тонких, невоспринимаемых чувствами сущностей пяти первоэлементов (бхут), из которых далее выявляются пять грубых вещественных сущностей: земля, вода, воздух, огонь, эфир. Из ахамкары же, в котором преобладает саттва, выявляются пять индрий (органов чувств): зрение, слух, обоняние, слух, осязание, и ещё пять органов действий: рот, руки, ноги, орган деторождения и орган выделения, а также ум – манас. В результате получается 25 сущностей: пуруша, пракрити, буддхи, ахамкара, манас, 5 танматр и соответствующих им бхут, а также 5 индрий и 5 органов действия.

Пуруша -> Пракрити

гуны

тамас саттва

махас буддхи

ахамкара

тамас саттва

5 танматр 5 индрий

5 органов действий

5 бхут манас

Освобождение. Но среди этих категорий пуруша занимает особое место. Он превыше всего. Он и есть наше подлинное «я». Только невежественный человек отождествляет своё «я» с телом, с чувствами и даже с умом. Всё это формы «не-я». В непонимании этого – причина страдания. Достаточно понять, что наше подлинное «я» вне времени и пространства, вне тела и даже ума, как страдание утрачивает свою причину, и в нас торжествует свободный, вечный и бессмертный пуруша, который не совершает действий, и сам не подвергается воздействию. Он не страдает. И такое освобождение от страдания возможно уже при жизни. Но полное освобождение достигается после смерти тела, когда пуруша освобождается абсолютно. Этому и учит санкхья.

Мнимый дуализм санкхьи. Дуализм классической санкхьи мнимый. Это не дуализм материи и духа. Дух как пуруша остаётся в стороне. Но под его влиянием в первоначально непроявленной пракрити проявляется своего рода отражение пуруши в буддхи, ахамкаре и манасе – это как бы ступени материализации сознания, которым надо противопоставить снятие самосознания и отречение от мира. В этом и состоит, согласно санкхье, мокша.

Йога

Йога и дуализм. К санкхье примыкает йога. Как и классическая санкхья, она дуалистична. Она принимает за первоначала пракрити и пурушу.

Слово «йога». В обыденном словоупотреблении слово «санкхья» означает упряжку, применение, средство, приём, уловку, волшебство, предприятие, усердие, прилежание и др. В специальном философском значении термин «йога» обозначает такие состояния нашего сознания, как сосредоточенность, глубокое размышление, созерцание.

Йога как даршана. Йога как даршана направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела как проявления пракрити и тем самым от нашей индивидуальности и растворить наш личный страдающий дух как проявление пуруши в самом безличном пуруше путём специальной деятельности, йогической практики.

Йоги. Йог много. Джняна-йога утверждает, что душа освобождается благодаря знанию. Бхакти-йога связывает освобождение с любовью к богу. Карма-йога говорит об освобождении через отрешённую бескорыстную деятельность.

Раджа-йога. Однако здесь мы поговорим о раджа-йоге, «царственной йоге». Это йога самоуглубления через последовательность во времени нравственных, физических и психических упражнений, цель которых – освобождение нас от нас самих, доведение себя до своего рода самоубийства, если под самоубийством понимать также и отказ от своей неповторимой личности. Основателем раджа-йоги был мудрец Патанджали – автор соответствующей сутры, который жил где-то между II в. до н.э. и I в. н.э. Именно Патанджали разработал восьмеричный путь освобождения нас от самих себя. Этот путь напоминает восьмеричный путь буддизма. У них одна цель – растворение индивидуального сознания во всеобщем, которое в силу своей всеобщности пустотно. Надо преломить в нас наше индивидуальное сознание. В йоге оно именуется термином «читта», что означает ум, разум, мышление, чувство, ощущение, воля, желание, сердце. Читта находится под влиянием гунн. Причина всех наших страданий – господство над нами низменных гунн – раджаса и тамаса.

Страдание в йоге. Йога насчитывает пять видов страдания:

1) страдание от незнания, и его последствий;

2) страдание из-за того, что мы отождествляем своё «я» с разумом;

3) страдание из-за того, что мы стремимся к телесным, низменным наслаждениям;

4) страдание из-за того, что мы боимся боли и отвращаемся от её источника;

5) страдание из-за того, что мы боимся смерти.

Восьмеричный путь к освобождению. Чтобы преодолеть все эти страдания нужно пройти тяжёлый путь восхождения от «я» к «Я». Этот путь состоит из двух половин. Первая - хатха-йога (hatha – сила, насилие, принуждение, необходимость):

1) яма (узда, препятствие, обуздание) – воздержание от причинения вреда живому, от лжи и неискренности, от воровства, от чувственных наслаждений и страстей, от принятия даров;

2) нияма (сдерживание, ограничение, необходимость, требование) – приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души (ума) – размышлениями о боге и положительными эмоциями, среди которых главные – доброжелательство по отношению к людям, дружелюбие. Это также и привыкание к телесным страданиям. В целом нияма – состояние духовной и телесной бодрости;

3) асана – улучшение состояния тела, а тем самым и души определённым статичными позами (около 80), в которых надо уметь находиться как можно дольше и из которых надо уметь вернуться в нормальное состояние;

4) пранаяма – регулирование дыхания, точнее сдерживание дыхания, для того, чтобы ум мог сосредоточиться, не отвлекаясь на дыхание.

Вот и вся хатха-йога. Обычно к ней сводят всю йогу, но это лишь часть, приготовление к истинной йоге. Цель йоги – растворение нашей личности в пуруше, а точнее, в Боге, потому что йога, в отличие от санкхьи, теистична. Поэтому вторая часть восьмеричного пути такова:

5) пратьяхара – отключение наших чувств от внешних предметов, мы должны ничего не видеть и не слышать;

Эти пять условий – внешние условия йоги как пути освобождения от себя же, но затем следуют три внутренние ступени:

6) дхарана (внимание) – дисциплина ума, состоящая в умении сосредоточится на любом предмете;

7) дхьяна (размышление) – равномерное течение мысли вокруг избранного предмета, на котором сосредоточено внимание;

8) самадхи (сосредоточение) – конечная ступень в практике йоги, на которой ум-читта настолько поглощён предметом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о себе. Происходит поглощение ума-читты предметом созерцания;

Йогины. Говорят, что йогин может приручать диких зверей, доставать любую вещь, знать прошлое, настоящее и будущее, производить сверхъестественные видения, звуки и запахи, видеть сквозь двери, проходить сквозь стены, становиться невидимым, появляться одновременно в разных местах.

Теистичность йоги. Йога теистична. Бог в йоге – верховное, надындивидуальное, совершенное, вечное, вездесущее, всемогущее и всезнающее существо. ОН поддерживает бытие одной лишь мыслью и желанием. Бог – верховный правитель мироздания. Йога пытается доказать существование Бога, исходя из шрути, из понятия наибольшей величины, из собственной несоединимости пракрити и пуруши, тогда как мироздание создаётся благодаря соединению этих двух самих по себе несоединимых начал, что может сделать только бог.

Освобождение достигается благодаря тому, что мы осознаём отличие своего подлинного «я» от физического мира, а этот физический мир состоит не

только из внешней природы как непосредственной среды нашего обитания, но и из нашего тела, ума и личного эмпирического «я» и не только осознаём, но и активно подавляем наше тело, наши чувства, наш ум, дабы возвыситься до трансцендентного духа, до пуруши. Подлинное «Я» стоит выше физической реальности с её пространством и временем, с её причинами и следствиями. Наше подлинное «Я» есть свободный бессмертный дух. Он по ту сторону зла и страдания, смерти и разрушения.

Билет №6. Даршаны. Ньяя и Вайшешика.

Ньяя

Слово «ньяя». «Ньяя-сутра». Санскритское слово «ньяя» означает: правило, положение, принцип, метод, логическое доказательство, логика. Основателем ньяи считается мудрец Готама, или Гаутама, (Акшапада). В истоках ньяи лежит «Ньяя-сутра». Ньяя сложился примерно во II-IV вв. В XII в. начинается история новой ньяи. Навья-ньяя – уже чисто логическое учение. Считается, что навья-ньяя – завершённая система логики, которая возникла за пределами европейской науки.

Ньяя и вайшешика. Категории и субстанции. Ранний ньяя в своём учении о мире примыкает к вайшешике. Ньяя принимает все семь категорий и девять видов субстанций вайшешики. Физический мир состоит из телесных прерывных элементов, эфира, пространства и времени.

Бог. Ньяя полностью признает существование бога. Бог – устроитель мироздания. Цель Бога – благо всех существ. Бог – вечное и бесконечное «Я», которое создаёт, сохраняет и разрушает миры. Бог создаёт мир не из ничего, а из тех же вечных атомов земли, воды, воздух и огня, а также из эфира, пространства и времени. Создание мира есть его упорядочивание. Бог – не творец, а демиург. Он поддерживает бытие мира своей волей. Но бог и разрушает мироздание своей волей. И совершает он это по моральным причинам. Мироздание носит не только физический, но и этический характер ведь в нём есть умы-манасы и души. Бог – моральный руководитель всех живых существ. Искажение морального порядка ведёт к разрушению бытия богом.

Доказательства бытия бога: 1) одной материальной причина недостаточно для объяснения мироздания в целом и процессов, происходящих в нём, - должна быть и разумная причина; 2) бог распоряжается нашей адриштой (это совокупность достоинств и недостатков, накопленных нашими хорошими или дурными деяниями, как в этой жизни, так и в прошлых наших существованиях: добродетель способствует чувству уверенности, безмятежности, тое есть счастью, порок же ввергает нас в состояние подозрительности, отчаяния и тревоги. Будучи неразумным принципом, адришта нуждается в руководстве со стороны бога. Именно он контролирует нашу адришту и даёт нам радости и печали в строгом соответствии с ней, наказывает порок – несчастьем, а добродетель – счастьем); 3) в пользу существования бога говорит авторитет Вед. Между тем, ньяя утверждает что бытие бога не может быть полностью доказано из идеи Бога, оно должно опираться и на непосредственный религиозный опыт, на переживание бога в своей душе.

Освобождение. Как и большинство индийских учений, Ньяя утверждал, что жизнь – страдание и видел назначение своего учения в освобождении человека от него. Путь к этому освобождению – высшее познание. Оно должно избавить человека от всяких привязанностей: не только к внешним телам, к своему телу, к своим чувствам, но и к своему манасу (уму). Ум ограничивает наше истинное «Я». Истинное познание возвращает нас к нашему подлинному «Я», то есть к атману и к богу. Избавившись от страстей, желаний и низменных потребностей, человек освобождается от кармы и дальнейших возрождений с их неизбежным страданиями. Однако сам человек одними своими силами не способен достичь этого освобождения. Для этого нужна милость бога.

Логика. Гносеология. Познание имеет четыре самостоятельных источника: восприятие, вывод сравнение, свидетельство. Восприятие (пратьякша) бывает двух видов – внешнее, чувственное, и внутреннее, восприятие ума. Вывод – умозаключение, силлогизм. Он совершается через признак, средний термин, который связывает большой термин с малым. Ньяя различает три вида умозаключения: 1) от причины к следствию; 2) от следствия к причине; 3) от неизменно сопутствующего к сопутствуемому. Пример пятичленного силлогизма ньяи:

На горе огонь,

потому что на горе дым.

Где дым, там огонь,

На горе дым,

Следовательно, на горе огонь.

Первые две строчки можно отбросить, так как они излишни, получается трёхчленный силлогизм. Сравнение (упамана) – умозаключение по аналогии, по сходству. Свидетельство (шабда) – знание о невоспринимаемых объектах, которые мы получаем от авторитетных лиц, главным образом, от шрути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: