Миманса (санкр. – размышление, рассуждение, исследование, дискуссия) – религиозно-философская школа, опирающаяся на авторитет Вед, основана на их анализе и идеологической защите. Изначально предметом идейного интереса мимансы стала интерпретация (идеологическая и философская) ритуализма Вед, текстов "Брахман" и "Упанишад". Позднее миманса обратилась к разработке собственно философского обоснования Вед и совместно с ведантой вела острую идейную борьбу в их защиту. Основателем мимансы традиционно считают Джаймини (III в. н.э.) – автора трактата "Миманса-сутра".
Ранняя миманса, направленная на утверждение и защиту требований общественного и религиозного долга (дхармы) с позиций учения Вед, называется дхарма-мимансой. Более поздняя именуется брахма-мимансой, где основу учения составляет концепция Брахмана как первопричины сущего. Брахма-миманса совпадает по взглядам с ведантой, завершающей систему ортодоксальных школ индуизма.
Онтология мимансы основана на признании реальности материального мира, который вечен, бесконечен и неизменен. Бытие имеет девять субстанциональных начал (пять вещественных элементов: земля, вода, воздух, огонь, эфир; четыре невещественных: душа, ум, время, пространство). Вещественные элементы состоят из атомов. Все субстанции, за исключением ума, воспринимаются органами чувств.
|
|
Теория познания мимансы основана на признании абсолютной истинности ведических знаний. Всякие попытки доказать истину вед считаются некорректными. Иными словами, основным источником истинного знания являются веды. Чувственное познание, логические выводы и сравнения лишь помогают постичь основные философские понятия вед. Известный интерес представляет учение мимансы о связи языка и мышления, знаков и их значений.