Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

(ФГБОУ ВО СПбГУ ГА)

Красноярский филиал Университета гражданской авиации

 

Выполнил студент группы

Д-34

Мишин Кирилл Дмитриевич

 

Проверил преподаватель Кафедры ОГСЭД Елизов А.Г.

 

 

Реферат по дисциплине

“ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”

                                                   на тему

 

                                           Философия Древней Индии

                                       

 

                                         

                            Красноярск   2020 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД И ЕГО ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Санкхъя

Веданта

Буддизм

Локаята

Вайшешика-ньяя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

Введение

Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку они, каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы. Так, несомненна глубинная концептуально-смысловая преемственность не только между философскими, религиозными и научными идеями иудеев и греков, но и между восточной и европейской мыслью.

Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы.

В индийской философий можно выделить три периода:

1. Ведический - XV-V вв. до н. э.

2. Классический - V в. до н. э.-X в. н. э.

3. Индуистский - с X в. н. э.

Древняя индийская цивилизация считается одной из самых первых на земле, зародилась она на полуострове Индостан более 6 тысяч лет назад, уже в это время древние индийские мудрецы делают первые попытки осмыслить свое существование на земле и найти свое место в мире, так появились первые философские трактаты и мировоззренческие учения. В последующие века индийская философия оказала огромное влияние на культуру многих стран и народов.Некоторые источники, утверждают, что начало индийской философии положили вторгшиеся во 2 тысячелетии воинственные племенами ариев (народов, говорящих на языках индоиранской группы), которые уже в то время были хорошо развиты, они сочиняли гимны и поэмы, в которых воспевали своих богов и героев.

 

Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda- букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов. И всё же что такое Вед- это сборник самых древних священных писаний индуизма

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады.

Такое разделение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения последних трех групп - комментарии и дополнения к Ведам. Поэтому в литературе в узком смысле Самхиты называют Ведами, в широком же смысле слова - весь комплекс ведической литературы есть Веды.

Самхиты - это четыре сборника гимнов: Ригведа - самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники: Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний) - заимствуют стихи из Ригведы.

Веды относят к традиции шрути - откровению, которым наделяло человека божество. Согласно ведийским представлениям, боги обладали всеведением. Считалось, что у знания визуальная природа и «узнать» значит «увидеть». Боги наделяли такой способностью знать-видеть истину поэтов-риши. Риши -это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи.

Традиции шрути противостояла другая - смрити (букв, «запоминание») - знание, восходящее к отдельным авторитетам. Таким образом, Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое.

Брахман-(санскр. brahman, первоначально «молитва», «молитвенная формула») — одно из системообразующих понятий инд. мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов. Это понятие оказалось инструментом структурирования мифологических (Б. персонифицируемый в виде божества Брахмы), ритуалистических и мистических парадигм всей ортодоксальной религиозной традиции Индии, начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад

 

Брахманы - являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Ригведа имеет свои Брахманы, Яджурведа - свои, и т. д.

Слово араньяка означает «лесная книга»; подразумевается, что произведения этого рода созданы были в лесных обителях упомянутыми отшельниками-ванапрастхами или, во всяком случае, для них предназначались. Содержание их еще весьма близко Брахманам, но его составляют уже не столько описание и толкование ритуальных- деталей, сколько теософические рассуждения и спекуляции о сущности обрядности, своего рода философское обоснование брахманских религиозных учений и претензий брахманства на сословное первенство. Зачатки этой жреческой философии, коренящейся все в той же архаической ритуальной идеологии, мы находим уже в Брахманах и в поздних гимнах Атхарваведы, но в содержании Араньяк они уже играют преобладающую роль.

Циклы ведийской литературы были соотнесены таким образом с упомянутыми жизненными стадиями: Веды (самхиты)—со стадией брахмачарина, чья деятельность посвящена их изучению; Брахманы — с жизнью домохозяина, которому надлежало руководствоваться их предписаниями в исполнении регулярных домашних и торжественных обрядов; Араньяки — со стадией «лесного отшельника». Первоначально было только три ашрамы. Понятие четвертой возникло позднее, она, в сущности, очень близка третьей, и граница между ними, т. е. между ванапрастхой и санньясином, не совсем отчетлива. Стадия санньясина соотносится с циклом Упанишад, завершающим Веды, и, вероятно, и введена была в эпоху, когда сложились Упанишады, ради установления такого соответствия.

Слово упанишад означает «сокровенное учение»; это книги, в которых, как предполагается, заключена конечная мудрость жизни, доступная лишь немногим избранным. Не все достигают стадии санньясина, и эти учения открываются не всякому, но проповедуются в узком кругу, из уст в уста (указания на это содержатся в самих текстах памятников). Упанишады составляют формально неотъемлемую, а именно завершающую часть ведийского цикла, продолжение Брахман и Араньяк, хотя содержание их отражает идеологию новой эпохи и во многом существенно расходится с господствующими идеями предшествующих литературных памятников.

Араньяки и Упанишады включаются в ведийский цикл либо в составе самих Брахман как их завершающие части, либо примыкая к отдельным Брахманам как их продолжения. Так, к Айтарея-брахмане примыкает Айтарея-араньяка, состоящая из пяти книг; главы 4 — 7 во второй книге Айтарея-араньяки составляют Айтарея-упанишад. К Каушитаки-брахмане примыкает Каушитаки-араньяка в 15 главах; главы 3 — 6 составляют Каушитаки-упанишад. Принадлежащая Самаведе Талавакара-брахмана» состоит из пяти книг; четвертая носит название Джайминия-упанишад-брахмана и представляет собой самостоятельное произведение, принадлежащее циклу Араньяк. В эту же книгу включена Кена-упанишад, представляющая собой один из самых важных памятников цикла Упанишад. В принадлежащей также Самаведе Чхандогья-брахмане из составляющих ее 10 глав главы 3 — 10 представляют собой знаменитую Чхандогья-упанишад. К Тайттирия-брахмане примыкает Тайттирия-араньяка в 10 главах. В Тайттирия-араньяке главы 7 — 9 называются Тайттирия-упанишад, глава же десятая составляет Маха-Нараяна-упанишад. Майтраяни-самхита не имеет ни брахманы, ни араньяки, но в ее последнюю книгу включена Майтраяна-упанишад. 40-я глава Ваджасанейи-самхиты также является фактически самостоятельным произведением, которое называется Иша-упанишад. Книга 14 Шатапатха-брахманы образует араньяку, последние шесть глав которой составляют Брихадараньяка-упанишад, древнейший и значительнейший памятник этого цикла.

Таким образом, Араньяки включаются в Брахманы или их продолжают, Упанишады включаются в Араньяки и Брахманы (а Майтраяна и Иша — даже в самхиту); Брахманы же рассматриваются традицией как приложения к Ведам (самхитам), как составные части Вед; и весь грандиозный свод ведийской литературы оказывается формально заключенным в рамки четырех книг. Вся эта литература и объединяется в традиции под названием откровения (шрути), противопоставляемая последующей литературе предания (смрити).

Для понимания индийской философии большое значение имеет эпоха возникновения и развития Вед. В современной литературе высказываются самые различные взгляды на характер индийского общества того времени. Большинство ученых полагают, что во время формирования Вед - с середины второго до середины первого тысячелетия до н. э. - в долине реки Ганг и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада, складывалось классовое общество. Хотя рабы и существовали в Индии, тем не менее характеризовать индийское общество как рабовладельческое невозможно. Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы - жрецы и кшатрии - воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой составляли шудры. К этому времени относится и возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: