Изучение нового материала

Конспект урока по физике

Дата: 21.04. 2020

 

3 4
22.04 21.04

Группа № 4 специальность «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 1 курс

Тема:  «Передача информации с помощью электромагнитных волн».

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать представление об электромагнитных  волнах, способах передачи информации с помощью электромагнитных волн.

Используемая литература: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика 11 класс, Издательство Просвещение, 2018

https://uchebnikionline.ru/uchebniki/11-klass/fizika-11-klass-myakishev-buhovcev-charugin

Интернет –ресурсы: презентация на тему: «Применение электромагнитных волн» - https://www.youtube.com/watch?v=YbMYv28_O8c

Ход работы

1. Организационный этап. Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы изучим новую тему «Передача информации с помощью электромагнитных волн».

Основной этап.

Изучение нового материала

 

Радио.

Радиосвязь – передача информации с помощью электромагнитных волн радиодиапазона.

Радиовещание – передача речи и музыки с помощью электромагнитных волн радиодиапазона.

Телевидение – передача изображения, речи и музыки с помощью электромагнитных волн радиодиапазона.

А. С. Попов повторил опыты Герца и в апреле 1895 г. создал первый приемник (грозоотметчик). "Генрих Герц" - первая в мире радиограмма. (Передавалась азбукой Морзе).

7 мая 1895 г. демонстрация прибора на заседании Русского физико-химического общества. Дальность — 250м; 1899 г. — 20 км; 1901 г.—150 км. Попов впервые использовал когерер и приемную антенну.

Одновременно с Поповым над той же проблемой работал итальянский изобретатель Гульермо Маркони. Он усовершенствовал приемник, создал первую фирму, занявшуюся производством и продажей радиооборудования (Нобелевская премия по физике).

1 - антенна, 2 - когерер, 3 - электромагнитное реле, 4 - электрический звонок, 5 - источник тока.

Когерер - трубка с металлическими опилками (R очень большое). Когда волна улавливается антенной, напряжение увеличивается, между опилками проскакивают искорки, и они спаиваются. Сопротивление уменьшается, сила тока увеличивается. Включается реле, срабатывает звонок, молоточек звонка ударяет по когереру и происходит встряхивание опилок. Сопротивление когерера увеличивается, цепь звонка размыкается. Приемник вновь готов к работе.

Роль антенны и заземления:

увеличение чувствительности и дальности приема.

Диапазоны радиоволн

Наименование радиоволн

Диапазон частот, Гц

Диапазон длин волн

(в вакууме), м

Распространение

Сверхдлинные

Длинные

Средние

<3.104 3.104-3.105 3.105 - 3.106

>1000

10000 –1000

1000 – 100

Огибают земную поверхность.

Короткие

3.106 - 3.107

100 – 10

Отражаются от ионосферы и поверхности
Ультракороткие Метровые Дециметровые Сантиметровые Миллиметровые 3.107 - 3.108 3.108 - 3.109 3.109 - 3.1010 3.1010 - 3.1011

10 –1

1- 0,1

0,1 – 0,01

0,01 – 0,001

Проникают сквозь ионосферу

Принцип радиотелефонной связи

Структурная схема радиопередатчика и радиоприемника.

  1. Задающий генератор (генератор высокой частоты) выра­батывает гармонические колебания высокой частоты ВЧ (несу­щая частота более 100 тыс. Гц).
  2. Микрофон преобразует механические звуковые колебания в электрические той же частоты.
  3. Модулятор изменяет (модулирует) по частоте или ампли­туде высокочастотные колебания с помощью электрических ко­лебаний низкой частоты НЧ.
  4. Усилители высокой и низкой частоты УВЧ и УНЧ усилива­ют по мощности высокочастотные и звуковые (низкочастотные) электрические колебания.

  1. Передающая антенна излучает модулированные электро­магнитные волны.
  2. Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигшая приемной антенны, индуци­рует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
  3. УВЧ.
  4. Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.
  5. УНЧ.
  6. Динамик преобразует электромагнитные колебания в ме­ханические звуковые колебания.

Амплитудная модуляция

Изменение амплитуды колебаний высокой (несущей) частоты колебаниями низкой (звуковой) частоты называется амплитуд­ной модуляцией. Для получения амплитудно-модулированных электромагнит­ных колебаний в цепь транзисторного генератора последователь­но с колебательным контуром включают катушку трансформато­ра.

На первичную обмотку трансформатора подается напряжение звуковой частоты. На вторич­ной обмотке трансформатора ин­дуцируется ЭДС той же частоты и складывается с постоянным на­пряжением источника тока. Из­менение напряжения между эмиттером и коллектором транзи­стора приводит к изменению звуковой частотой, амплитуды ко­лебаний тока высокой частоты в колебательном контуре генера­тора. В результате амплитуда колебаний в контуре генератора будет изменяться в такт с изме­нением напряжения низкочастот­ного сигнала на транзисторе. При изменении амплитуды сигна­ла НЧ меняется глубина моду­ляций. Основной недостаток амплитудной модуляции в том, что амплитуда на разных участках волны разная, следовательно, разная энергия. Значит и качество воспроизведения в приемнике будет не очень высоким. Существуют другие виды модуляции (частотная, фазовая), в которой эти недостатки меньше. Частотная модуляция применяется на УКВ (FM).

Детектирование (демодуляция)

Детектирование осуществляется устройст­вом, содержащим элемент с односторонней проводимостью: вакуумный или полупроводни­ковый диод — детектор.

Вольтамперная характери­стика диода показывает, что ток в цепи течет преимущест­венно в одном направлении, являясь пульсирующим током. Этот ток сглаживается с по­мощью фильтра. Когда диод пропускает ток, то часть его проходит через на­грузку, а другая часть ответв­ляется на конденсатор. Если диод заперт, то кон­денсатор частично разряжает­ся через нагрузку. Уменьшает­ся пульсация тока. Через нагрузку течет ток звуковой частоты, форма коле­баний воспроизводит форму низкочастотного сигнала.

Радиоприемник

Детекторный радиоприемник состоит из колебательного кон­тура, антенны, детектора (диода), конденсатора постоянной ем­кости, телефона. В контуре принятая радиоволна возбуждает модулирован­ные колебания. Конденсатор переменной емкости настраивает контур в резонанс с принятой радиоволной. Модулированные колебания ВЧ поступают на детекторный каскад. После про­хождения детектора составляющая тока ВЧ идет через конден­сатор постоянной емкости, а составляющая тока НЧ идет на об­мотки катушек телефона. Так как ,то для тока высокой частоты , а для тока низкой частоты . Таким образом, по катушкам телефона идет ток низкой час­тоты, вызывающий колебания мембраны с той же звуковой ча­стотой.

                 

 

 

2. Повторение темы «Электромагнитные волны» (10 мин.)

Вопросы:

1.  Чем радиосвязь отличается от электромагнитной волны?

2. В каком случае предпочтительней беспроводная связь?

3. Главный недостаток проводной связи.

4. Главный недостаток беспроводной связи.

5. Какую информацию несёт радиоволна, а какую радиосигнал?

6. Что является источником электромагнитных волн?

7. Что является излучателем электромагнитных волн?

8. Какова скорость распространения электромагнитных волн в воздухе?

9. Перечислите основные свойства электромагнитных волн

10. Где располагается самолёт от локатора, если сигнал пришёл через 0.03 с?

 


Домашнее задание: конспект, ответить письменно на вопросы.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: