Поощрения и наказания: «за» и «против»

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Недостатки  наказания  как  метода  влияния:

· Наказание может нарушить рабочее поведение, т.к. способно вызвать озлобление и негативизм;

· Наказание и его ожидание вызывает состояние повышенной тревожности, оказывающей негативное влияние на деятельность ребенка;

· Наличие негативных санкций за видимую пассивность способно сподвигнуть ребенка на «имитацию бурной деятельности»;

· Стремление избежать наказания продолжается до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. После их отмены нежелательные действия могут восстановиться.

Плюсы наказания как метода влияния:

· Ребенок получает наказание, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены и которые известны ребенку;

· Наказание исключает ненужное поведение.

Поощрение — положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Минусы поощрения как метода влияния:

· Чрезмерное заласкивание, захваливание, «подкуп» подарками и другими не адекватными ситуации поощрениями порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.

Плюсы поощрения как метода влияния:

· Поощрение, путь небольшое, приносит ребенку ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы.

Чем обусловлена сущность субьективно – прагматического метода воспитания?

Сущность субъективно-прагматического метода воспитания обусловлена возрастающей автономией личности в современном мире. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), часто потребительское от­ношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.

2. Как вы поняли сущность метода естественных последствий?

Сущность его проста: любое действие имеет последствия. И в природе, и в жизни людей все происходит в согласии с великим законом причинно-следственных отношений. Жизнь — бесконечная цепочка действий и их последствий. Поскольку действие всегда вызывается определенными причинами, то чаще говорится о связи причин и следствий или о причинно-следственных отношениях.

В чем сущность методов возмещения и метода «взрыва»?

«Взрыв» — это такое воздействие на воспитанника, которое должно «взорвать» его вредную внутреннюю установку и очистить в душе место для формирования нового качества. «Взрыв» опасен, его могут пережить не все воспитанники, поэтому пользоваться этим методом можно лишь в исключительных случаях.

Метод возмещения прост: любой ущерб, нанесенный другому человеку, должен быть возмещен. Следует либо материальное возмещение, либо возмещение ущерба трудом.                      

 

 

Методы воспитания  Реализация
Убеждение Рассказ, беседа, разъяснение, анализ, диалог, доклад, игра, анализ, дискуссия, театрализация, импровизация.
Внушение       Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ.  
Требование Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение, доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж.  
Упражнение Проблемное задание, поручение.
Стимулирование Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание.  Соревнование
Метод воспитывающих ситуаций     Дежурство, поручение, самостоятельная работа – творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: