Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.
Недостатки наказания как метода влияния:
· Наказание может нарушить рабочее поведение, т.к. способно вызвать озлобление и негативизм;
· Наказание и его ожидание вызывает состояние повышенной тревожности, оказывающей негативное влияние на деятельность ребенка;
· Наличие негативных санкций за видимую пассивность способно сподвигнуть ребенка на «имитацию бурной деятельности»;
· Стремление избежать наказания продолжается до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. После их отмены нежелательные действия могут восстановиться.
Плюсы наказания как метода влияния:
· Ребенок получает наказание, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены и которые известны ребенку;
|
|
· Наказание исключает ненужное поведение.
Поощрение — положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Минусы поощрения как метода влияния:
· Чрезмерное заласкивание, захваливание, «подкуп» подарками и другими не адекватными ситуации поощрениями порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.
Плюсы поощрения как метода влияния:
· Поощрение, путь небольшое, приносит ребенку ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы.
Чем обусловлена сущность субьективно – прагматического метода воспитания?
Сущность субъективно-прагматического метода воспитания обусловлена возрастающей автономией личности в современном мире. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), часто потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.
2. Как вы поняли сущность метода естественных последствий?
Сущность его проста: любое действие имеет последствия. И в природе, и в жизни людей все происходит в согласии с великим законом причинно-следственных отношений. Жизнь — бесконечная цепочка действий и их последствий. Поскольку действие всегда вызывается определенными причинами, то чаще говорится о связи причин и следствий или о причинно-следственных отношениях.
|
|
В чем сущность методов возмещения и метода «взрыва»?
«Взрыв» — это такое воздействие на воспитанника, которое должно «взорвать» его вредную внутреннюю установку и очистить в душе место для формирования нового качества. «Взрыв» опасен, его могут пережить не все воспитанники, поэтому пользоваться этим методом можно лишь в исключительных случаях.
Метод возмещения прост: любой ущерб, нанесенный другому человеку, должен быть возмещен. Следует либо материальное возмещение, либо возмещение ущерба трудом.
Методы воспитания | Реализация |
Убеждение | Рассказ, беседа, разъяснение, анализ, диалог, доклад, игра, анализ, дискуссия, театрализация, импровизация. |
Внушение | Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ. |
Требование | Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение, доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж. |
Упражнение | Проблемное задание, поручение. |
Стимулирование | Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание. Соревнование |
Метод воспитывающих ситуаций | Дежурство, поручение, самостоятельная работа – творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра. |