Охарактеризуйте методы организации практической деятельности

Метод воспитания и метод взаимодействия.

Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

Метод воздействия– это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов.

Охарактеризуйте методы формирования сознания.

Методы формирования сознания применяются для усвоения понятий, отношений, убеждений. Они очень важны и для успешного прохождения следующего этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания,  а именно убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы тогда достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение — это метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств детей.

Внушение - для него характерно некритическое восприятие школьником слов учителя. Внушение, проникая в подсознание, действует незаметно, создавая нужные мотивы поведения. Педагог использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется и для усиления воздействия других методов воспитания.

Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Этическая беседа — это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные проблемы,  метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Цель этической беседы — углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. Психологической основой примера служит подражательность.

Охарактеризуйте методы организации практической деятельности.

Упражнение - всеобщий метод формирования необходимых качеств личности.

Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности, т. е. навыки и привычки. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания;  3) доступности и посильности; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции;  7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм; 10) мотивации и стимулировании. Между такими факторами, как частота, объем упражнений и достигнутые результаты, существует прямая зависимость: чем больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. По форме различаются прямые и косвенные требования.  Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований. Косвенное требование  (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом к действию становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все авторитарные системы воспитания, где этот метод сочетается с наказанием.

Метод поручений -  с его помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, дают задание подготовить и провести действие, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: