Задание.
Внимательно прочитайте материал.
Ответьте на вопросы теста.
Отправьте выполненное задание на почту преподавателя.
Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки».
Основные понятия и термины по теме: процесс деколонизации, метрополия, развивающиеся страны, бразильское «экономическое чудо», «политика большого скачка», «культурная революция», латиноамериканские страны.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Освобождение и проблемы развития.
2. Модели социально-экономического развития стран Азии и Африки.
3. Латинская Америка между авторитаризмом и демократией.
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития - центральные для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй. При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав.
Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие больших жертв и приведшие к материальным потерям. Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960 г. вошёл в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений (17) на этом континенте приобрели независимость. Последняя колониальная империя - Португалия - рухнула в 1975 г.
Приобретение независимости не всегда гарантировало возможность дальнейшего беспрепятственного развития. Границы вновь возникших государств часто не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел её раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, неоднократно приводивил к военным конфликтам.
Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельно осваивать природные богатства, эти страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главные инструменты борьбы -организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В Нигерии, народность игбо, населявшая нефтяную провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром.
В большинстве государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. — 74%, и 64% в 1990 г., Китае — 83% и 72%, Эфиопии — 93% и 86%). При этом крайне низкая производительность труда, использование старой системы обработки земли, определяли преобладание натурального хозяйства. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, то есть в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, для использования в промышленности, были ограничены. С завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти националистически ориентированных режимов в этих странах возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.
В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), они добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.
В то же время проблема развития к концу XX – началу XXI вв. далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Тем не менее, даже государства, демонстрировавшие устойчивые высокие темпы роста в последние полтора-два десятилетия (такие как Китай, Индия), все еще в 10—15 раз уступают развитым странам мира по уровню дохода на душу населения.
Выделилась группа государств, которые столкнулись с трудноразрешимыми сложностями. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран; в 12 из 34 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд. человек производство валового национального продукта на душу населения составило к концу века менее 300 долл. на душу населения в год (порог, ниже которого, не обеспечивается физическое выживание людей) и имеет тенденцию к сокращению.
Этому есть ряд объяснений. Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам».
В современной ситуации интерес ведущих стран мира к поиску партнеров по военным блокам понизился. Теперь они исходят из соображений экономической выгоды. Но экономические обстоятельства для многих развивающихся стран складываются неблагоприятно. В 1950 — 1970-е гг. те из них, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные дивиденды от их экспорта в индустриальные страны. Рост цен на нефть, отчасти и на сырье, после последней арабо-израильской войны 1973 г., казалось, гарантировал странам-производителям нефти длительный период процветания. Во многих из них начали осуществляться широкомасштабные проекты строительства новых, современных городов, освоения новых земель, пустынь, создания оснащенных современной техникой вооруженных сил. На реализацию этих проектов банки развитых стран предоставляли кредиты.
Тем временем модернизация в развитых странах привела к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке. Сокращение доходов от их экспорта вызвало в нефтедобывающих странах кризис задолженности, связанной с необходимостью расплачиваться за полученные ранее кредиты при сократившихся доходах. На выплату долгов стало уходить до трети их национального дохода. Например, в такой богатой нефтью стране, как Саудовская Аравия, производство национального дохода на душу населения с 1962 по 1980 г. возросло с 4 тыс. до 10 тыс. долларов. К началу 1990-х гг. оно упало до уровня 1968 г., составив около 5 тыс. долларов. В ещё худшем положении оказались те страны, которые были вовлечены в военные конфликты. Так, Ирак и Кувейт по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.
Другой источник трудностей развития - некоторые из его позитивных итогов. Достижения медицины на протяжении XX в. обеспечили более чем удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Общая же численность населения Земли стала расти очень высокими темпами. В начале XX в. она составляла 1,7 млрд. человек, в конце — более чем утроилась, приблизившись к 6,0 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, - источник неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия — социальные, межэтнические, межконфессиональные. Это отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации. Ограниченность внутренних ресурсов для модернизации в большинстве стран «Юга» определяет необходимость жесткой регламентации их использования, в том числе и за счет экономии на социальных расходах. А это ведет к политической нестабильности, частой смене режимов, систематическом вмешательстве силовых структур, особенно армии, в политическую жизнь.
Важность привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа - факторов модернизации, определяют готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров». В свое время режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, вынуждены были провозглашать социалистическую ориентацию. Режимы, получающие помощь от развитых демократических государств, стремились демонстрировать свою приверженность соблюдению прав человека, в том числе и в сфере социальных отношений. Между тем попытки следовать как социалистическим, так и демократическим рецептам, как правило, не улучшали, а ухудшали социально-экономическую ситуацию.
После Второй Мировой войны во многих афро-азиатских странах большую популярность приобрела идея ускоренного развития по пути социализма (или социалистической ориентации) с использованием помощи и опыта СССР. Она предполагала, что с помощью СССР и его союзников создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счет коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Это должно было высвободить рабочую силу, пополняющую ряды промышленных рабочих. Многим лидерам «третьего мира» импонировала идея создания партии — инструмента абсолютной власти, правящей от имени так называемого передового класса, который во многих странах вообще еще не сложился. Но ограниченность масштабов помощи, недостаточной для решения проблем развития, необходимость выполнять рекомендации советских советников, как правило, не знающих местных условий, сопротивление значительной части населения попыткам разрушения традиционного образа жизни, опасения, что страна станет ареной соперничества СССР и США, помешали распространению коммунистической тоталитарной модели развития.
Единственными странами, где эта модель утвердилась, были Китай, Северная Корея и Вьетнам. В условиях «холодной войны» они стали ареной противоборства сверхдержав, были охвачены гражданской войной между сторонниками социалистической и капиталистической ориентации развития.
В Китае Коммунистическая партия (КПК), поддерживаемая СССР по линии Коминтерна, вела вооруженную борьбу за власть с 1920-х гг. С нападением Японии на Китай в 1937 г. было заключено соглашение всех политических сил о создании единого национального антияпонского фронта. Однако с капитуляцией Японии в 1945 г. гражданская война возобновилась. Советский Союз, нанеся поражение японским войскам на территории Маньчжурии, передал её КПК. В октябре 1949 г. вся территория Китая, за исключением острова Тайвань, оказалась под контролем КПК, провозгласившей создание Китайской Народной Республики (КНР). Черты её развития были характерными для коммунистических тоталитарных режимов: культ лидера Мао Цзэдуна, индустриализация, коллективизация. В Северной Корее коммунисты пришли к власти после её освобождения от японских войск Советской Армией. Однако их попытка в 1951—1953 гг. военным путем распространить свою власть на юг полуострова, где на территории, освобожденной США, сложился авторитарный режим, завершилась неудачей. В итоге Корейский полуостров стал прифронтовой зоной «холодной войны». Во Вьетнаме воссоединение Севера и Юга страны произошло лишь в 1975 г. после многолетней войны. Остальные страны, провозглашавшие социалистическую ориентацию, либо отошли от нее, либо были охвачены хаосом, анархией гражданских войн, стали жертвами внешних и внутренних конфликтов.
Свою роль сыграл тот фактор, что идея социалистической ориентации родилась в период общего заката тоталитаризма. Она оказалась экономически несостоятельной. Попытки перехода к коллективным формам обработки земли при сохраняющемся примитивном уровне техники землепользования вели не к повышению, а падению производительности труда. Работая не на собственные нужды, а на «коллектив», крестьяне утрачивали стимулы к трудовой деятельности. Национализация крупных хозяйств, принадлежавших колонизаторам или местной знати, и передача их под управление мало заинтересованных в хозяйственных успехах чиновников, уравнительное распределение земли среди крестьянства, вели к ликвидации единственного более или менее современного производительного сектора земледелия.
В целом аграрные реформы советского типа привели к резкому упадку сельского хозяйства, голоду в странах, где был взят курс на социалистические преобразования: Гане, Танзании, Эфиопии, Бирме, Индонезии, Анголе, Мозамбике. Даже Китай столкнулся с проблемой голода из-за того, что с 1957 г. КПК перешла к политике «большого скачка». Эта политика включила создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности. Вслед за ухудшением экономического положения последовала «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной, началась кампания массовых репрессий против «внутренних врагов». Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. К концу 1970-х гг. усилилась зависимость от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.
Индустриализация в дружественных СССР странах оказалась ограниченной по масштабам. Ресурсы и возможности СССР были далеко не безграничны. Крупные производства, созданные при содействии СССР: Бхилайский металлургический комплекс в Индии, Асуанская плотина в Египте, сыграли важную роль в модернизации национальных экономик. Но часто возникали ситуации, при которых продукция созданных предприятий металлургии и тяжелого машиностроения не находила спроса ни на внутреннем, ни на мировом рынке. Сами эти производства постепенно приходили в упадок, не став центрами подготовки кадров квалифицированной рабочей силы. Авангардные партии, монополизировавшие власть, очень скоро утрачивали нацеленность на преобразования, становились инструментом господства клановых, племенных вождей, быстро растущей всевластной прослойки бюрократии.
Итог развития по пути социалистической ориентации был часто плачевен. В одних случаях это развитие пресекала обогатившаяся бюрократия, нередко с помощью армии. Она стремилась вложить накопленные средства в прибыльные предприятия, получить доступ к товарам развитых стран. Так, в начале 1970-х гг. произошел поворот Египта к капиталистическому пути развития и его разрыв с СССР. В других случаях нарастающий протест населения против разрушения традиционного образа жизни и ухудшающегося положения, в сочетании с обострением межклановых, межплеменных трений, ввергали страну в пучину междоусобных, гражданских войн, усугублявшихся вмешательством соседних государств. Так было в Афганистане, Эфиопии, Анголе, Камбодже и Никарагуа.
В Китае с конца 1970-х гг. стали проводиться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, это вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность армии, приоритетом стало производство потребительских товаров. К модернизации привлекли иностранный капитал, были созданы свободные экономические зоны. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность, было разрешено развивать кооперативный и частный секторы в сфере кустарного производства и т.п. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае 1980 — 1990-х гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — 8,2%. Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.
Для многих государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских тигров, как их называли). Но этот опыт имел весьма ограниченное значение в силу уникальности условий этих стран. Япония, несмотря на большие разрушения от бомбардировок в годы войны, располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, традициями индустриального развития. Благодаря низкому уровню военных расходов, притоку капиталов из США, удачно проведенным социальным и структурным реформам, страна к концу XX в. стала одной из самых высокоразвитых в мире.
Сингапур и Гонконг (последний в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также ещё до Второй Мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами. В этих городах-государствах существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Создание в дополнение к ним промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран, выпускающей продукцию, в т. ч. высокотехнологичную, предназначенную для экспорта, не составляло больших проблем.
Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Ещё до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, в них была создана система обслуживания тылов своих войск. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950—1953 гг. в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной опоры власти. Для Южной Кореи ещё в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования средств — всё это облегчило модернизацию. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вышедших на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения.
Крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на модернизацию: Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др., но не обладали особо благоприятными условиями и не поддались соблазну социалистической ориентации, выбрали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития. Этот путь предполагал осторожность в проведении социально-политических преобразований, ограничение их мерами, необходимыми для преодоления наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии была отменена кастовая система, формально уравнены в правах представители высших и низших каст. Была ликвидирована основа феодальных порядков — система помещичьего землевладения, земли князей перешли в собственность обрабатывавшим их арендаторам. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.
Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности. Правительства проводили продуманную стратегию модернизации: сочетание правительственных инвестиций в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в отрасли, имеющие спрос.
Итог модернизационной политики наиболее крупных стран Азии - формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия, ракетной техники.
Очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях, сочетаются с положением, когда от трети до половины взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать. Парадокс, но именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный «средний класс», обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность. В настоящее время Индия занимает второе место по численности населения в мире. Показательно, что в Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние лишь вследствие того, что её лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Такие меры были расценены сельскими избирателями как покушение на их устои жизни.
Важность учёта для модернизирующихся аграрных стран приверженности сельского населения традиционным верованиям, жизненному укладу наглядно показал провал политики модернизации в Иране. Так, в 1960— 1970-е гг. монархический, шахский режим, используя огромные доходы от продажи нефти, щедрую помощь США, которые видели в Иране бастион своего влияния, вступил на путь модернизации. По темпам экономического роста (13—14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Создавалась не только современная индустрия. Была создана система образования европейского типа, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни и вызывали недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому, религиозному руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена.
Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ислама, не затрагивают образа жизни и традиций относительно малочисленного коренного населения. В нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и другой промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих. Правящие элиты большинства стран Ближнего и Среднего Востока, государств Северной Африки, проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, не только не противостоят росту фундаменталистских настроений, но и подчеркивают свою солидарность с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения с развитыми странами мира, питающими недоверие к режимам, отвергающим либеральную демократию.
Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовали труд низкооплачиваемых наемных работников. Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.
В годы Второй Мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий. Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. США не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы.
Неудачные попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности.
Военные, диктаторские режимы брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки — Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964 - 1985). Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки. С помощью зарубежных корпораций: «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Её аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.
Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960 по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВНП на душу населения страны Латинской Америки превзошли показатели стран Восточной Европы, РФ. По типу социального развития латиноамериканские страны приблизились к развитым государствам Северной Америки и Западной Европы.
В то же время остаются весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Относительно небольшой остается прослойка «среднего класса», и в то же время отмечается значительное имущественное неравенство. Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980—1990 гг. в Бразилии, например, составило 1:32, в Колумбии — 1:15,5, в Чили — 1:18. При этом к привилегированному слою населения принадлежало среднее и высшее звено военных, которые представляют собой особую, самостоятельную прослойку. Это определяет отсутствие или слабость социальной базы модернизационной политики, проводившейся военными режимами. Низкая покупательная способность значительной части населения создавала зависимость новых отраслей индустрии от жесткой конкуренции на мировых рынках возможности экспорта большей части продукции.
Существующая внутренняя оппозиция режимам военных диктатур стимулировалась типичными для них слабостями. К их числу следует отнести коррупцию в среде верхушки военных, расточительность в использовании кредитов, займов. Негативную роль играл правовой произвол, в том числе и в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. Со времени Второй Мировой войны и до 1990-х гг. гражданские режимы в большинстве латиноамериканских стран также оказывались недолговечными. Исключение составляет Мексика, где после победы революции в 1917 г. была принята демократическая конституция.
Попытки создать на демократической основе широкий блок национально-патриотических сил, включающих и трудящихся, и национальную буржуазию, проводить сбалансированную политику, сочетающую модернизацию с постепенным повышением уровня жизни, в Латинской Америке предпринимались неоднократно. Первая и наиболее успешная такая попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Пероном, захватившим власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр — Всеобщую конфедерацию труда — X. Перон в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представители профсоюзов, ставшие опорой создания новой, Перонистской, партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в конституцию Аргентины, введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги, связь, был принят пятилетний план экономического развития, предполагавший создание стимулов для роста национального капитала. Однако в 1955 г. X. Перон был свергнут в результате военного переворота.
Слабость демократических режимов в Латинской Америке объяснялась многими причинами. Они зависили от голосов избирателей, поддержки профсоюзов, стремились в первую очередь решать назревшие социальные проблемы. В известной мере это удавалось. В среднем, в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5—7% в год. Но материальные ресурсы проведения активной социальной политики, были крайне ограничены.
Левые правительства, в частности, С. Альенде в Чили в 1970—1973 гг., предпринимали попытки привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий, экономии на военных расходах. Эти акции вызывали конфликты со странами-кредиторами, приводили к падению темпов модернизации, снижению конкурентоспособности продукции на мировых рынках. В свою очередь, неспособность правительств удовлетворять растущие социальные запросы стимулировала недовольство военных, рост забастовочного движения, активизацию леворадикальной оппозиции, прибегавшей к насилию.
В конечном счете, жесткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий, приводили общество на грань гражданской войны, что побуждало армию, как правило, с одобрения правящих кругов США, брать ситуацию под свой контроль. ЦРУ участвовало в организации военных переворотов в Бразилии в 1964 г., в Чили в 1973 г.
Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боя с армией за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь, тысячи человек, активистов левых сил, профсоюзного движения были казнены, около 200 тыс. были вынуждены бежать из страны.
В конце 1980 — начале 1990-х гг. в развитии латиноамериканских стран начался новый этап. В большинстве стран диктатуры уступили место демократическим, конституционно избранным режимам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолклендских островов, военный режим дискредитировал себя и вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктаторские режимы в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет. В развитии латиноамериканских стран начинается новый этап. Он характеризуется тем, что в условиях прекращения «холодной войны» и распада СССР США более терпимо относятся к социальным экспериментам в этом районе мира.
Благодаря развитию интеграционных процессов на южноамериканском континенте, повышению уровня жизни растут внутренние рынки. Это создает предпосылки для более стабильного развития. С середины 1980-х по середину 1990-х гг. («потерянное десятилетие» для решения проблем модернизации) демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. Но к середине 1990-х гг. темпы развития экономики вновь возросли. В 1980-е гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в Латинской Америке составляли всего 1,7%, в 1990-х гг. они возросли до 3,2%. У большинства стран не произошло увеличения внешней задолженности. С 1980 по 1995 г. объем внешней задолженности у Бразилии сократился с 31,2% стоимости ВНП до 24%. Резкий рост долгов наблюдался лишь у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП). Однако ее вхождение в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) дает ей шанс на использование преимуществ интеграции со значительно более развитыми США и Канадой. Это даёт неплохие возможности для экономического развития латиноамериканских стран.
Задание.
Вопросы для самоконтроля по теме:
Выполните тест:
1. «Годом Африки» назвали год:
а) 1945 г.
б) 1949 г.
в) 1960 г.
г) 1975 г.
2. Последней колониальной империей была:
а) Португалия
б) Япония
в) Великобритания
г) Испания
3. «Азиатскими драконами» принято называть следующие государства:
а) Китай, Вьетнам, Японию, Монголию
б) Кампучию, Индию, Северную Корею
в) Бирму, Бангладеш, Иран
г) Южную Корею, Тайвань Сингапур, Гонконг
4. Развивающимися странами принято называть страны:
а) Северной Америки, Восточной Европы
б) Западной Европы
в) Азии, Африки, Латинской Америки
г) Восточной Европы и США
5. Второе место по численности населения в мире занимает:
а) Китай
б) Бразилия
в) Мексика
г) Индия
6. Странами социалистической ориентации после Второй Мировой войны были:
а) Китай, Северная Корея и Вьетнам.
б) Индия, Мексика, Пакистан
в) Египет, Иран, Тайвань
г) Сингапур, Гонконг, ЮАР
7. Политика «большого скачка» в Китае включала:
а) инвестирования в культуру
б) форсированное развитие индустрии
в) завоевание Тайваня
г) создание нанотехнологий
8. В 1961 г. президентСША Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу:
а) «Союз ради прогресса»
б) «новый курс»»
в) «план Маршалла»
г) «доктрина от крытых дверей»
9. Бразильское «экономическое чудо»пришлось на:
а) 1945 – 1960 гг.
б) 1960 – 1980 гг.
в) 1964 – 1985 гг.
г) 1985 – 2000 гг.
10. Великая китайская культурная революция – это:
а) кампания по ликвидации неграмотности
б) программа подготовки научно-технических специалистов
в) реформа школьного образования
г) политическая кампания против партийных и научных кадров






