Культурный переворот

В первой четверти XVIII в. в России в ре­зультате реформ Петра I произошел культурный переворот: на смену средневековой культуре, основанной на традициях и пра­вославии, пришла культура Нового времени. Ее отличали от­крытость к европейским влияниям, светский, рациональный характер, ориентация не на традиции, а на «новизну», на про­гресс, на просвещение. 

Свои культурные преобразования Петр I на­чал с реформы быта — это был вызов традиционной старомос­ковской культуре. В России изменилась система летосчисле­ния, т. е. отсчет лет теперь велся не от «сотворения мира», а от Рождества Христова, как в европейских странах. Начало ново­го года отмечалось не в сентябре, а в январе. Когда в России шел 7208 год, царь приказал праздновать 1 января начало но­вого, 1700 года. Был заведен обычай встречать Новый год, укра­шая дома еловыми ветками, устраивая «огненные потехи» — фейерверки. Царь вел борьбу со старорусской бородой и длин­нополым платьем.

Важнейшим средством распростране­ния новой культуры было просвещение. Россия остро нуждалась в образованных людях.В первую очередь требовались знающие военные специалисты, кораблестроители, инженеры, архитек­торы, врачи. Лучшую профессиональную подготовку давала Мос­ковская школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа), основанная в 1701 г. Она готовила не только морских офицеров, но и инженеров, учителей, чиновников. С 1715 г. началась под­готовка специалистов в петербургской Морской академии. Действо­вали Артиллерийская и Инженерные школы. При Московском во­енном госпитале открылась медицинская школа. В 1714 г. начали открываться «цыфирные школы» «для на­уки молодых ребяток из всяких чинов людей». Набор в эти шко­лы, как правило, был принудительным. Дворянским недорос­лям, не знавшим грамоты, царь запрещал жениться

В 1719 г. в Петербурге открыли общедоступный музей Кунст­камеру, в коллекцию которой входили различные редкости, ес­тественно-научные и исторические экспонаты. В 1724 г. Петр I подписал Указ о со­здании Российской академии наук, которая должна была вести на­учную, практическую и учебную деятельность. В петровское время распространяется светская, реалистическая живопись, а иконопись уходит на второй план. В живописи господствовал портретный жанр, что свидетель­ствует о возросшем интересе к человеку, к его индивидуально­сти и способностям.

Значение культурного переворота. Реформы в области куль­туры оказались наиболее жизнеспособными из всех петровских преобразований. Они сохраняют свое значение до наших дней. Мы и сегодня пользуемся введенным Петром летосчислением, гражданским алфавитом и арабскими цифрами. До сих пор су­ществуют основанные царем библиотека, музей, Академия наук.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какие изменения происходили в экономике?

2. Как изменилась система налогообложения?

3. Какие социальные группы можно выделить в России петровского времени?

4. В чем значение «Табели о рангах» для Российского общества?

5. Кто стоял во главе государства в России в начале XVIII века? Докажите, что его власть была абсолютной?

6. На смену каким древнерусским органам власти пришли Сенат  и система Коллегий? (Впомните тему о Московском государстве времен Ивана III)

7.  Сколько губерний было выделено в России, на какие единицы они делились?

8. Какие изменения в сфере культуры произошли в Петровскую эпоху?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: