В первой четверти XVIII в. в России в результате реформ Петра I произошел культурный переворот: на смену средневековой культуре, основанной на традициях и православии, пришла культура Нового времени. Ее отличали открытость к европейским влияниям, светский, рациональный характер, ориентация не на традиции, а на «новизну», на прогресс, на просвещение.
Свои культурные преобразования Петр I начал с реформы быта — это был вызов традиционной старомосковской культуре. В России изменилась система летосчисления, т. е. отсчет лет теперь велся не от «сотворения мира», а от Рождества Христова, как в европейских странах. Начало нового года отмечалось не в сентябре, а в январе. Когда в России шел 7208 год, царь приказал праздновать 1 января начало нового, 1700 года. Был заведен обычай встречать Новый год, украшая дома еловыми ветками, устраивая «огненные потехи» — фейерверки. Царь вел борьбу со старорусской бородой и длиннополым платьем.
Важнейшим средством распространения новой культуры было просвещение. Россия остро нуждалась в образованных людях.В первую очередь требовались знающие военные специалисты, кораблестроители, инженеры, архитекторы, врачи. Лучшую профессиональную подготовку давала Московская школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа), основанная в 1701 г. Она готовила не только морских офицеров, но и инженеров, учителей, чиновников. С 1715 г. началась подготовка специалистов в петербургской Морской академии. Действовали Артиллерийская и Инженерные школы. При Московском военном госпитале открылась медицинская школа. В 1714 г. начали открываться «цыфирные школы» «для науки молодых ребяток из всяких чинов людей». Набор в эти школы, как правило, был принудительным. Дворянским недорослям, не знавшим грамоты, царь запрещал жениться
|
|
В 1719 г. в Петербурге открыли общедоступный музей Кунсткамеру, в коллекцию которой входили различные редкости, естественно-научные и исторические экспонаты. В 1724 г. Петр I подписал Указ о создании Российской академии наук, которая должна была вести научную, практическую и учебную деятельность. В петровское время распространяется светская, реалистическая живопись, а иконопись уходит на второй план. В живописи господствовал портретный жанр, что свидетельствует о возросшем интересе к человеку, к его индивидуальности и способностям.
Значение культурного переворота. Реформы в области культуры оказались наиболее жизнеспособными из всех петровских преобразований. Они сохраняют свое значение до наших дней. Мы и сегодня пользуемся введенным Петром летосчислением, гражданским алфавитом и арабскими цифрами. До сих пор существуют основанные царем библиотека, музей, Академия наук.
|
|
Контрольные вопросы:
1. Какие изменения происходили в экономике?
2. Как изменилась система налогообложения?
3. Какие социальные группы можно выделить в России петровского времени?
4. В чем значение «Табели о рангах» для Российского общества?
5. Кто стоял во главе государства в России в начале XVIII века? Докажите, что его власть была абсолютной?
6. На смену каким древнерусским органам власти пришли Сенат и система Коллегий? (Впомните тему о Московском государстве времен Ивана III)
7. Сколько губерний было выделено в России, на какие единицы они делились?
8. Какие изменения в сфере культуры произошли в Петровскую эпоху?