Экономические учения в России в конце XVIII – начале ХХ вв

КОНСПЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

По дисциплине «История экономической мысли»

Автор: преподаватель СПбГУПТД А.В. Часовникова

Для студентов группы 3ШЭД1 2 семестр

                      ТЕМА 3. Вопрос 9 и 10.

ЗАДАНИЕ 3. Закончить изучение темы 3. В тетради по материалу вопросов 9 и 10 составить краткий конспект (выбрать основные идеи). Данные внести в таблицу.

Тема 3.   РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вопрос 9. Развитие экономической мысли в России в конце XVIII – начале ХХ в. Экономические идеи Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского и П.Б. Струве.

 

Вопрос 10. Распространение экономических идей марксизма в России. Труды Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина.

Экономические учения в России в конце XVIII – начале ХХ вв.

№ вопроса Экономист Экономическое учение Основные идеи
9. I  Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889)  
9. II Туган-Барановский М.И. (1865 – 1919)  
9. III Струве П.Б. (1870 – 1944)  
10. I Плеханов Г.В. (1856 – 1918)  
10. II Ленин В.И. (1870 – 1924)  
10.  III Бухарин Н.И. (1888 – 1938)  

 

Литература: Я.С. Ядгаров. История экономических учений. Учебник. М.: 2000 – 2020. Любое издание. Стр. 189 – 200.

 

Вопрос 9. Развитие экономической мысли в России в конце XVIII – начале ХХ в. Экономические идеи Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского и П.Б. Струве.

 

I. Чернышевский Николай Гаврилович

(1828 – 1889)

Особое место среди произведений экономистов XIX в. в России занимают труды Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889). Его научное творчество наиболее плодотворно протекало в 1850-е — начале 1860-х годов, в период подъема общественного движения в России. Чернышевский — крупнейший мыслитель и ученый своего времени. Он оказал громадное влияние на современников и последующие поколения революционеров. Его труды по философии, политической экономии и истории составили целую эпоху в развитии этих наук. В. И. Ленин называл его самым большим и талантливым представителем социализма до К. Маркса. Н.Г. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в первую очередь крепостного крестьянства. Экономические произведения Чернышевского содержали глубокий анализ и критику крепостничества, обоснование экономической программы крестьянской революции, критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась новая экономическая теория - «политическая экономия трудящихся», развивалось и обосновывалось социалистическое учение.

Центральное место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики крепостничества, разработка демократической программа решения аграрного вопроса. Одной из первых экономических работ Чернышевского была статья «О земле как элементе богатства» (1854), написанная в связи с изданием книги либерального экономиста А. Львова. Чернышевский выступил в ней с критикой западной политэкономии. Вслед за тем появились другие экономические произведения, написанные в течение 1850-х годов, в числе которых статьи «О поземельной собственности», «О новых условиях сельского быта», «Устройство быта помещичьих крестьян», «Славянофилы и вопрос об общине», «Критика философских предупреждений против общинного владения», «Суеверие и правда логики» и др. Важные экономические работы были написаны в начале 1860-х годов, в том числе: «Капитал и труд», «Замечания к книге Д.С. Милля «Основания политической экономии», «Очерки из политической экономии по Миллю», «Письма без адреса».

В своей аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, помещичьего землевладения. Земля должна была стать государственной собственностью с передачей ее в пользование крестьянским общинам. Требование национализации земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли только первый шаг на пути создания новой экономической системы. В дальнейшем предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной революцией.

В решении аграрной проблемы значительное место отводилось крестьянской общине. Отношение к ней изложено Чернышевским в ряде произведений, в частности, в статьях «О поземельной собственности», «Критика философских предупреждений против общинного владения», «Суеверие и правила логики» и др. Учитывая сохранение крестьянской общины в России, Чернышевский считал необходимым использовать ее в социально-экономических преобразованиях, отводил ей важное место в структуре того аграрного строя, который должен был утвердиться после ликвидации крепостничества. Выступая за полное уничтожение класса помещиков, национализацию земли, он считал, что на основе общины следует строить систему землевладения и землепользования.

Социализм Чернышевского не вышел за рамки утопического. «Чернышевский, — писал В. И. Ленин, — был социалистом-утопистом, который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную крестьянскую общину, который не видел и не мог в 60-х годах прошлого века видеть, что только развитие капитализма способно создавать материальные условия и общественную силу для осуществления социализма».[14]

«Политическая экономия трудящихся» рассматривала все основные проблемы экономической теории. Отвергая определение предмета политэкономии как науки о богатстве, Чернышевский называл ее наукой о материальном благосостоянии человека, насколько оно зависит от вещей и положений, производимых трудом.

В качестве метода исследования Чернышевский выдвинул метод гипотез, получивший название гипотетического. Это, по существу, метод абстракций, нацеленный на то, чтобы с помощью научных предположений (гипотез) освободиться от влияния второстепенных, усложняющих условий и установить главное.

Чернышевский отметил заслугу А. Смита и Д. Рикардо в создании трудовой теории стоимости. Он считал, что стоимость принадлежит только вещам, произведенным трудом, а труд — единственный источник производства. С позиции трудящихся из трудовой теории стоимости был сделан вывод о том, что если продукт обязан своим возникновением труду, то весь должен составлять принадлежность того самого организма, трудом которого создан. «Прежняя теория говорит: все производится трудом, новая теория прибавляет: и потому все должно принадлежать труду».[15]

«Политэкономия трудящихся» по-иному, чем западные экономисты, трактовала проблему труда, его купли-продажи. Чернышевский исходил из того, что труд не является продуктом, а представляет собой производительную силу, его источник. Отсюда следовал вывод, что труд не может быть предметом торговли, хотя это, как само собой разумеющееся, принималось буржуазной политэкономией.

В подходе к капиталу Чернышевский также не ограничился позицией классиков западной политэкономии. Он делал отличный от них вывод: поскольку капитал является продуктом труда, то и принадлежать он должен тем, кто его создал. Разделяя теорию Рикардо и, по существу, отождествляя прибыль с прибавочной стоимостью, он делал ударение на обратной зависимости прибыли и заработной платы, подчеркивал несовместимость интересов стоящих за этими категориями двух классов. В интересах повышения материального благосостояния трудящихся следовало, по его мнению, объединить прибыль с заработной платой.

«Политэкономия трудящихся» означала существенный шаг вперед в толковании земельной ренты. Еще в статье «О земле как элементе богатства» содержалась мысль о том, что существует рента и с худших участков, т.е. абсолютная земельная рента. Хотя данное положение не получило теоретического обоснования, тем не менее оно представляло шаг вперед в развитии теории ренты. Чернышевский определил ренту как излишек прибыли и выступил с критикой «закона» убывающего плодородия почвы.

Чернышевский дал характеристику капиталистической конкуренции, экономических кризисов и некоторых других вопросов. Он исходил из того, что социализм будет свободен от конкуренции и анархии производства, место которых займет планомерность, соревнование. Социалистическое производство должно, по его мнению, руководствоваться рациональным расчетом общественных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения на каждом конкретном этапе развития производительных сил общества.

«Политэкономия трудящихся» явилась выдающимся достижением не только русской, но и мировой экономической мысли.

 

II. Туган-Барановский Михаил Иванович

(1865 – 1919)

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - Известный русский экономист, общественный деятель, публицист, один из ведущих представителей «легального марксизма».

М. И. Туган-Барановский (1865–1919) был одним из наиболее популярных, признанных в стране и за рубежом экономистов конца XIX – начала XX вв. Это было обусловлено как многогранностью его научной деятельности, так и значимостью разрабатываемых им проблем. В первой своей книге «Промышленные кризисы в Англии» (1894 г.) он следовал идеям II тома «Капитала» К. Маркса, но и отмечал, что механизм кризисов кроется в недостатке банковских ресурсов.

Туган-Барановский не принадлежал к какому-то определенному направлению, пытаясь энциклопедически соединять марксизм, предельную полезность, бернштейнианство.

Много сделано им и в области теории социализма, где акценты делались на психологических факторах общественного развития и определялась неготовность России к социализму.

Был блестящим педагогом, выступал с публичными лекциями, вел студенческие научные кружки.

Он отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Барановский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.

Итогом исследования русского капитализма стала книга «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.). Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.

Уже после 1890-х гг. Туган-Барановскийотходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма» 1905 г.).

М.И.Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезно­сти дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приво­дил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продук­тов... - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия по­чвы, как части теории предельной полезности.

Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теорема Туган-Барановского».

Трудовая стоимость – определяющий фактор, полезность блага – определяемый фактор.

Общественный спрос Туган-Барановскийрассматривал как проявление общественной потребности, общественное предложение – как результат разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.

Туган-Барановскийпостроил концепцию разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости с теорией распределения («Социальная теория распределения» 1913 г.). Он модифицировал схемы воспроизводства Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике «закон тенденции нормы прибыли к понижению» Маркса.

В работе «Социализм как положительное учение» Туган-Барановскийрассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Он считает, что элементы принуждения сохраняются до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным. Социальным идеалом, по мнению ученого, является не «социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей – вот конечная цель общественного прогресса». Однако социальный идеал «полностью никогда не будет достигнут», в приближении к нему и «заключается весь исторический прогресс человечества».

М.И.Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации:

• материальная заинтересованность;

• добровольность;

• использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М.И.Туган-Барановского:

• рост прибыли и падение заработной платы - явление необязательное;

• рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы;

• рабочая сила не служит товаром, так как работник - личность, наделен­ная потребностями;

• размер заработной платы зависит от производительности труда и от со­циальной организованности рабочего класса.

 

 

III. Струве Петр Бернгардович

(1870 – 1944)

Струве Петр Бернгардович родился 7 февраля 1870 г. в Перми в семье губернатора (немца по происхождению), его дед был известным астрономом, основателем и первым директором Пулковской обсерватории в Петербурге. В 1889 г. П.Б. Струве поступил на естественный факультет Петербургского университета, а через год перевелся на юридический факультет.

Петр Бернгардович Струве (1870-1944) - один из главных представителей легального марксизма.

В 90-х г. редактировал журналы легальных марксистов "Новое слово" и "Начало". В это время он был одним из самых видных представителей легального марксизма в России и Туган-Барановский примыкал к нему в некоторых вопросах. Взгляды Туган-Барановского мы рассматривали до этого.

Струве и Туган-Барановский сыграли заметную роль в распространении высшего экономического образования в России, в профессионализации русских экономистов. В написанной для американской "Энциклопедии общественных наук" статье о развитии этих наук в России (1931 г.) Струве, бывший в то время уже в эмиграции вспоминал, что лучший экономический факультет страны (имелся в виду Петербургский политехнический институт) предпочел его и Туган-Барановского, бывших марксистов, профессорам либерально-народнического толка. Понятно, что эти профессора больше соответствовали потребностям новой капиталистической эпохи, чем народники.

 

Экономическая теория в работе П. Б. Струве "Хозяйство и цена" - основной экономический труд П. Б. Струве - представляет собой магистерскую (I том) и докторскую (II том) диссертации автора, вышедшие в 1913 и 1916 гг. соответственно.7 Книга является определенным итогом, логическим завершением научной работы этого русского экономиста и мыслителя. Отдельные ее главы издавались в виде статей и до выхода всей книги, но, как подчеркивает автор, "всякий раз - как части некоторого большого плана". Таким образом, "Хозяйство и цена" - это не просто сборник статей, а цельное произведение, пронизанное изначально существующим видением закономерностей, лежащих в основе хозяйственной жизни. Давайте рассмотрим, в чем заключалось содержание и логика экономической теории Струве. Теория хозяйства

Струве отвергает сложившееся разделение хозяйства на народное, городское и домашнее. Главным является "наличность хозяина", который и образует само понятие хозяйства. Такое "истинное хозяйство" только домашнее хозяйство. А народное и городское есть не хозяйства, говорит Струве, но "псевдохозяйства", простая совокупность "истинных хозяйств". В основе всей хозяйственной жизни, по сути, находится "истинное хозяйство", которое, взаимодействуя с другими подобными хозяйствами, и образует так называемое народное хозяйство.

Следовательно, отсюда получается, что возможны различные комбинации типов хозяйственного и социального строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: