Глава 36:Телефонный концерт армии Рокоссовского

После боя за Богородское прошло два дня. Наконец 15-го ноября гитлеровцы решились на второе наступление. Двое суток с победы под Богородским (с 12-го по 15-е ноября) гитлеровские офицеры восполняли потери в дивизии. Сила этой части 20-го пехотного корпуса столь пошатнулась что вся дивизия отельными батальонами была позже выведена в тыл но сейчас те кто выжили после боев под Богородским, в ней рассказывали о неизбежности поражения немецкой армии и они были расстреляны на месте «за измену Родине и фюреру». Однако ужас для немецких частей только-только начинался. Говоря об 16-й армии нельзя не упомянуть об одном событии, которое внутри армии позволило еще лучше полкам бить гитлеровцев и драться с еще большим ожесточением. 15-го ноября началось немецкое наступление вновь. И в этот день по счастливой случайности прибыл в штаб армии для выступления «Краснознаменный ансамбль песни и пляски» генерал-майора Александрова. И вот что получилось. С одной стороны немцы жмут. С другой стороны ансамбль приехал для концерта, и просится на передовую армии где рвутся снаряды. И другой бы полководец растерялся но не Рокоссовский. Этот генерал-лейтенант приказал протянуть к блиндажу где разместился ансамбль множество аппаратов телефонными трубками и их подсоединить к линиям связи, тем что на переднем крае у артиллерии. И вот картина - поднимает командир-артиллерист трубку телефонного аппарата с рычага чтобы по ней получить задачу а вместо задачи из трубки идет песня «Священная война» (при этом по армии ходил слух что автором музыки к песне был не композитор Лебедев-Кумач, а сам Александров). И тотчас команда «Беглым! Огонь!» -расчету. И в концерт вступают и грозные 122мм пушки А-19, и 152мм гаубицы МЛ-20 и 122мм гаубицы М-30. При этом хоть и кажется что звук выстрела у пушек одинаковый но это не так и поэтому различные орудия при выстреле вступают в концерт. Вскоре линии связи были и дотянуты до переднего края и пушек- сорокопяток и оттуда уже при звуках этой песни летят во врага в танки снаряды наши.

7.12.41-10.12.41                                     глава 40:Бои за деревню Лыск о вка. Сын полка (бригады).

Танковая бригада прорывалась к деревне Лыск о вка. Отдельно колонной шли танки бригады, отдельной колонной мототехнические части (тракторы - артиллерийские тягачи) (тягачи артиллерийских орудий)(до 1942 года основная масса артиллерии буксировалась тракторами а грузовиков ЯГ-6 или US-6 Studebekker попросту не было или не было достаточно в войсках, а выпуск пятитонных самосвалов ЯГ-6 был остановлен из-за войны). При этом Студебеккер был второй по производительности автофирмой США для нужд армии после концерна General Motor Company (GMC) и Студебеккер мог бы занять место первого грузовика американской армии но место первой американской грузовой военной автомашины занял «Джимми» -трехосная трехтонная работяга (Студебеккер проиграл гонку из-за недостаточно мощного мотора).в тот же момент и у Советского Союза были аналоги американской продукции. В частности промышленностью выпускался грузовик ГАЗ-ААА до войны и он поднимал 2,1 тонны из-за чего получил прозвище «двутонка» и за колесами этой машины был пробег по каракумской пустыне в 1936году когда эта машина показала себя очень хорошо. И хотя ГАЗ не был достаточно комфортен но по грузоподьемности не отставал от Студебеккера (тот поднимал 2,5 тонны но наши военные из этой машины выбивали грузоподьемность в 4 тонны веса из-за чего такие грузовики таскали и 122мм гаубицы М-30 что весят 2,1тонны). Причиной поставки техники по ленд-лизу было только то что такой техники в Советском Союзе было очень мало своей. Но у нас были достойные машины - легендарная «полуторка» (в дни мира ГАЗ-АА, в дни войны ГАЗ-ММ). Эти машины выходили из боя там где выйти из боя казалось бы было не возможно. И они были не роскошью а средством передвижения. Какая уж тут роскошь в полуторке если в 1942 году заместо деревянных дверей в машине стояли матерчатые заслонки из брезента. При этом на выпусках военного времени на всю машину полагалась одна фара переднего света а задних фонарей не ставили. Полуторки часто ездили не на горючем, а на дровах и тут они опережали Студебеккер. Помимо полуторок тружеником на фронте был и автомобиль ЗИС-5В (военная версия грузовика ЗИС-5). Этот надежный 3-х тонный грузовик был рабочей лошадкой армии. Он был и базой для санитарных фургонов, и снаряды возил и чего - только на нем не возили. Двухосные грузовики ЗИС-5 были базой для эрзац - бронемашин многие из которых сыграли заметную роль в обороне Ленинграда. Много труда и пришлось на его родственника ЗИС-6 ведь этот трехосный грузовик был шасси для Катюш и также но на нем строились и броневики. Рассказывая о ЗИС-5 надо сказать что это был Гарфорд Ленинграда. Во время Первой Мировой войны для нужд армии не было единого шасси для строительства броневиков и в России помимо того что их покупали за рубежом так их и строили на шасси американского грузовика Гарфорд, что производился в  

Петербурге. Этот броневик был первым рыцарем революции и мог ползать с одинаковой скоростью что вперед так и назад (со скоростью около 40 км/ч что было солидным показателем того времени. Помимо Гарфорда в России служили и другие машины Рено - с пулеметом и Гочкисс с 37мм пушкой, Остин с пулеметным вооружением. И во всех этих машинах была и русская рука в том числе человека которого если бы не его служение в царской армии, можно было назвать отцом бронеавтомобиля. Таким человеком был Владимир Мгебров, штабс-капитан русской армии и если бы не его скорая смерть в 1915 году (ему тогда было 30 лет) то может быть к 1916 году у России был бы свой бронеавтомобиль. Это был человек благодаря которому бронеавтомобили Рено получили клюв в виде суженного к носу листа брони треугольной формы и первый основатель практики наклона листов брони под рациональным уклоном. Этот столь подробный момент включен в историю бригады чтобы человек понимал на какие хитрости приходилось идти фронтовикам вопреки поставкам по ленд-лизу и понимал как трудно добывался это день 9 мая 1945 года. Сегодня можно услышать что угодно о том пути что прошли советские солдаты до победы но сказать что он был легким боевой офицер, впоследствии полковник Коренев не мог себе позволить. Хотя сейчас шли совсем другие времена, опыт Первой Мировой войны частично забытый красными командирами пришлось вспомнить и несмотря на негативное отношение комсостава к «империалистической» войне (термин «великая война» или Первая Мировая война в Советском Союзе не употреблялся) вернее её заветам пришлось принять их на вооружение. В частности на вооружение была принята идея зенитного автомобильного станка разработанная генералом И. Лендером в 1914/1915 году, при этом тогда была разработана и пушка И. Лендера но на вооружение крупной партией была не принята и её место заняла трехдюймовка - легендарная полковая пушка, участница Русско-Японской и первой Мировой войны, мать полковых пушек СССР, которая несмотря на солидный возраст-пушка была разработана в 1902 году и по тогдашней системе мер в ней было три дюйма в ширине канала ствола примерно-75мм а если точно, то 76,2мм. Этой пушке на 1941 год было 39 лет и несмотря на то что эта пушка служила и царской армии она служила и советским войскам и более того артиллеристы в начале 20-го века называли её лучшим орудием в мировой истории. Но все же эта Вторая мировая война хоть и была войной моторов, но прежде всего была войной людей. Ведь по разные стороны линии фронта стояли люди а танки, артиллерия и прочая «мишура» была вторична. Для танкистов иной раз даже был важнее не то какой у них танк, а какой экипаж, ведь иной раз экипаж среднего танка Т-34 подбивал 5-10 танков немецких и сам возвращался домой без единой царапины. И таких экипажей старались награждать несмотря на войну и то что шло социалистическое соревнование по числу истребления фашистов на фронте когда каждая часть стремилась по плану втрое истребить фашистов против своей численности. Несмотря на то что до войны мощь советских танковых частей сильно превозносилась в её дни гибло по четыре - пять экипажей в каждом бою а порой и более. И одни экипаж это четыре или пять человек. Правда гибли танкисты по разным причинам и среди них были везучие и невезучие экипажи. И наши танкисты, иные солдаты вели бои контратакуя противника при каждом удобном случае.

Наши танки к 7-му декабря авангардом вышли к 12 часам к авангардам немецкой обороны у деревни Лыс о вка

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: